Дело № 2-5823/2014
 

Решение
 

именем Российской Федерации
 

 

        30 октября 2014 года город Омск
 

    Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Ташмагамбетовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахарова МД к Правительству Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения вне очереди,
 

    Установил:
 

    Сахарова МД обратилась в суд с названным иском к Правительству Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству финансов Омской области указывая, что она совместно с сыном временно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Обучается в БОУ НПО «Профессиональное училище № 40». В 2014 году распоряжением Министерства образования Омской области она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На основании изложенного, руководствуясь ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Законом Омской области от 04.07.2008 года №1061-ОЗ, с изменениями от 23.11.2011 года № 1407-ОЗ, просит обязать Правительство Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство образования Омской области, Министерство финансов Омской области предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным нормам и требованиям, не ниже установленных норм.
 

    Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Омской области.
 

    В судебном заседании истец Сахарова МД уточнила исковые требования и просила суд обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
 

    В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования Омской области ОАС участия не принимал, извещен надлежаще, в представленном в материалы дела в порядке ст. 35 ГПК РФ просил отказать истцу в иске в части возложения на Министерство обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку в силу Постановления Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п» в настоящее время Министерство не является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. В связи с изложенным считает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.
 

    В судебное заседание представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области ОЕА не явилась, о времени и месте разбирательства по делу извещена надлежащим образом. Представила суду письменный отзыв, согласно которого, жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Минимущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования Омской области. Кроме того, установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам, состоящим в списке, в порядке очередности, и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее, таким образом, полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению.
 

    Представитель Правительства Омской области по доверенности ГСЮ в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства по делу извещена надлежащим образом. Представила суду возражения, в которых в иске Сахарова МД просит отказать.
 

    Представители Министерства финансов Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства по делу извещены надлежащим образом.
 

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
 

    Статьей 1 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    В судебном заседании установлено, что истец Сахарова МД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из следующего.
 

    Из материалов дела следует, что родителями Сахарова МД являются СДВ и СНЛ Сведения об отце внесены со слов матери. /л.д. 9,22,24/.
 

    ДД.ММ.ГГГГ СНЛ умерла. /л.д. 8,23/
 

    Приказом управления образования Администрации г.Омска от 14.05.2003 г. № 1543, Сахарова МД определена в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 21)
 

    По сведениям Министерства образования Омской области от 06.08.2014 года, Сахарова МД включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилого помещения. (л.д. 7)
 

    Согласно справки КОУ ОО «Детский дом № 10» от 20.03.2014 г., Сахарова МД являлась воспитанницей данного детского дома и находилась на полном государственном обеспечении с 01.06.2010 г. по 01.09.2012 г. (л.д. 11,34)
 

    Из справки от 19.09.2014 г. видно, что Сахарова МД обучается в БОУ ОО НПО «Профессиональное училище № 40» с 01.09.2012 г. по 31.01.2015 г. (л.д. 13)
 

    Согласно копии лицевого счета от 12.03.2014 г., Сахарова МД зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д. 20)
 

    Из выписки, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 13.03.2014 г. следует, что Сахарова МД принадлежит 1/9 доли на праве общей долевой собственности <адрес> в г.Омске (л.д. 25), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 19.05.2004 г. (л.д. 29)
 

    Согласно распоряжения Министерства образовании Омской области от 14.04.2014 г. установлен факт невозможности проживания Сахарова МД по адресу: <адрес>. (л.д. 6,18)
 

    Таким образом, Сахарова МД в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 24.09.2014 года, Сахарова МД в числе собственников объектов недвижимости не значится. /л.д. 12,26,35/.
 

    Из письма департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 04.04.2014 г. видно, что с Сахарова МД договор социального найма муниципального жилого помещения не заключался. (л.д. 31-32)
 

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дает следующие понятия:
 

    - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
 

    - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
 

    - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    Из указанных положений следует, что понятие «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» трансформировано из понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», так как к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица, у которых до достижения ими 18 лет, умерли оба или единственный родитель, либо которые в возрасте до 18 лет остались без попечения единственного или обоих родителей.
 

    В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
 

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
 

    Положениями статьи 8 вышеназванного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01 января 2013 года) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    Указанная статья закона является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
 

    В судебном заседании установлено, что истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
 

    С учетом приведенных выше норм закона, суд считает, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года).
 

    Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
 

    В судебном заседании установлено, что истцу до настоящего времени не предоставлено жилое помещение, в то время как, истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, в редакции Постановления Правительства Омской области от 14.05.2014 года № 98-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п», уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (п. 2).
 

    Министерство образования Омской области ежегодно не позднее 20 января текущего года направляет в Министерство имущества сведения о детях-сиротах, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникает в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (п. 3), сведения о детях-сиротах, на основании которых заключается договоры найма (п. 9). Таким образом, в том числе, от исполнения Министерством образования Омской области обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, зависит предоставление истцу жилого помещения.
 

    Кроме этого, в п. 10 Порядка, утв. Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. № 284-п (с изменениями и дополнениями), сведения о детях-сиротах, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества с учетом дат рождения детей-сирот.
 

    В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список.
 

    В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.
 

    В случае если имеется вступившее в законную силу судебное постановление о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, Министерство образования представляет Министерству имущества сведения о соответствующем ребенке-сироте независимо от даты рождения такого ребенка-сироты и наличия в списке сведений о нем в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
 

    В указанной связи, довод стороны ответчиков о том, что права истца не нарушены в связи с тем обстоятельством, что она уже указана в списке по предоставлению жилого помещения, не может быть принят судом, поскольку не свидетельствуют о безусловном предоставлении истцу жилого помещения в установленный законом срок.
 

    Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 20 мая 2013 года № 108-п) ранее предусматривалось, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являлись Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
 

    Однако Постановлением Правительства Омской области 14 мая 2014 года № 98-п внесены изменения в Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, согласно которым Министерство образования и Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области исключены из числа уполномоченных органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, единственным уполномоченным органом по осуществлению названной функции определено Министерство имущественных отношений Омской области.
 

    Таким образом, суд считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство имущественных отношений Омской области, соответственно в удовлетворении исковых требований истца к Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству финансов Омской области, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения надлежит отказать.
 

    При таких обстоятельствах, учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области № 98-п от 14 мая 2014 года) Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению Сахарова МД жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с указанным выше Порядком.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования Сахарова МД к Правительству Омской области, Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству финансов Омской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
 

    Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить Сахарова МД благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
 

        Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
 

        Судья О.А. Рязанова