Судья Беспалов О.В. Дело №2-300/14
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с. Троицкое 14 октября 2014 года
 

    Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
 

    председательствующего судьи Беспалова О.В.,
 

    при секретаре Аксёновой Н.В.,
 

    с участием представителя истца Шуптырова В.А.,
 

    представителя ответчика Шаральдиновой Б.В.,
 

    представителя третьего лица Хейчиева С.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия к Доштаеву Андрею Дмитриевичу о взыскании денежных средств,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее по тексту – Минсельхоз РК) обратилось в суд исковым заявлением к Доштаеву А.Д. о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия с заявлением о предоставлении ему субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота (далее по тексту субсидия), утверждённого постановлением Правительства Республики Калмыкия от 03 июня 2011 года № 161. Вместе с заявлением ответчик представил соответствующий перечень документов, необходимых для получения субсидии, в том числе выписку из похозяйственной книги № по лицевому счёту № №, выданную администрацией <адрес> СМО РК, о наличии у него на 01 января 2011 года № голов коров. По результатам проверки документов Минсельхозом РК ответчику была перечислена субсидия в размере № рублей на его расчётный счёт в Калмыцком ОСБ " 8579/0014 <адрес>.
 

    В ходе проведённой в ДД.ММ.ГГГГ года Территориальным управлением Росфиннадзора в Республике Калмыкия (далее по тексту – Росфиннадзор) проверки был установлен факт завышения численности маточного поголовья КРС в выписке из похозяйственной книги, поскольку по учёту похозяйственной книги Администрации <адрес> СМО такое поголовье скота на 01 января 2011 года за ответчиком не числилось, земельный участок под личное подсобное хозяйство в его собственности отсутствовал. Указанной проверкой у ответчика выявлено завышение маточного поголовья КРС на № голов, в связи с чем ему неправомерно выплачена субсидия на сумму № рублей, что является нарушением п. 1.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, п.2 ст.5 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", п.3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 179. Минсельхозом РК в адрес ответчика было направлено уведомление о возврате неправомерно выплаченной субсидии, но до настоящего времени данные средства Доштаевым не возвращены. В связи с указанными обстоятельствами, Минсельхоз РК просит суд взыскать с ответчика Доштаева А.Д. в пользу бюджета Республики Калмыкия денежные средства, предоставленные ему в качестве субсидии, в размере № рублей.
 

    В судебном заседании представитель истца Шуптыров В.А. поддержал исковые требования по тем же основаниям, настаивая на их удовлетворении.
 

    Представитель третьего лица – Территориального управления Росфиннадзора по Республике Калмыкия Хейчиев С.А. поддержал доводы представителя истца, считая исковое заявление подлежащим удовлетворению.
 

    Представитель ответчика, местонахождение которого не установлено, адвокат Шаральдинова Б.В. возражала против удовлетворения заявленных истцом требований, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих факт необоснованного получения ответчиком субсидии.
 

    При отсутствии возражений со стороны участников судебного заседания, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
 

    Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований по следующим основаниям.
 

    В соответствии с п.2 ст.3, п.п.2-4 ст.7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07 июля 2003 года "О личном подсобном хозяйстве". Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определённом Правительством Российской Федерации. Средства бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
 

    Согласно п.2 ст.2, п.п.1,2 ст.3, ст.5, ст.6, п.3 ст.7 7 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведётся гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретённый для этих целей земельный участок, а также сельскохозяйственные животные, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
 

    В соответствии с п.1,2 ст. 8 того же Закона учёт личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретён земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства; количество сельскохозяйственных животных.
 

    Приказом Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. № 345 утверждён Порядок ведения похозяйственных книг и форма похозяйственной книги, согласно которому ведение похозяйственных книг осуществляется органами местного самоуправления в целях учета личных подсобных хозяйств, на территории которых имеются хозяйства. Записи в книгу производятся должностными лицами, на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. Исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются. Любые исправления и зачеркивания должны быть оговорены и заверены подписью должностного лица с указанием даты внесения исправления. При составлении выписок, справок, в документах указывается номер книги и лицевой счет хозяйства. Записанного первым определяют как главу хозяйства. В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства в верхней части лицевого счета вписывается фамилия, имя и отчество нового главы хозяйства, его паспортные данные. Фамилия, имя и отчество и паспортные данные прежнего главы хозяйства зачеркиваются. В случае замены главы хозяйства другим лицом из того же хозяйства ранее записанные отношения к прежнему главе семьи должны быть зачеркнуты и указаны отношения к новому главе семьи. Выбывающие члены хозяйства исключаются (вычеркиваются) из книги с указанием даты и причин выбытия. В разделе II записывается площадь земельных участков, находящихся в собственности или пользовании члена хозяйства, а также номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер. В разделе III указывается количество сельскохозяйственных животных. Если хозяйство делится, то из лицевого счета исключаются (вычеркиваются) выбывающие лица, а выделяемое хозяйство открывает новый лицевой счет в книге по месту нахождения хозяйства. Также по прежнему хозяйству уточняются записи в книге по всем разделам, и в верхней части лицевых счетов делаются соответствующие пометки о разделе хозяйства. Если хозяйства объединились, то лицевой счет одного из хозяйств сохраняется (например, лицевой счет нового главы хозяйства), а лицевой счет другого хозяйства закрывается, с внесением в верхнюю часть листа обоих хозяйств соответствующих записей об их объединении. Лицевой счет каждого хозяйства после его заполнения должен быть подписан главой хозяйства, или, в случае его отсутствия, взрослым членом семьи, а также должностным лицом (п.п. 1, 7, 8, 11, 13, 16, 22, 24, 29, 30-32).
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 179 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота.
 

    Во исполнение данного постановления, постановлением Правительства Республики Калмыкия от 03 июня 2011 г. № 161 утверждён Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота (далее - Порядок).
 

    Пунктами 2, 4, 13 Порядка определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №264_ФЗ "О развитии сельского хозяйства" при наличии и сохранности на территории Республики Калмыкия маточного поголовья на начало текущего финансового года и отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней. Субсидии предоставляются при наличии перечня документов, указанных в п.6 Порядка, в том числе и выписки из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство. Ответственность за достоверность сведений, представляемых в уполномоченный орган, и целевое использование субсидий возлагается на получателей субсидий.
 

    В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
 

    В соответствии со ст. 289 того же кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечёт, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
 

    Из взаимосвязи приведённых положений нормативно-правовых актов следует, что гражданин, зарегистрированный по месту постоянного проживания в сельской местности и ведущий по этому месту проживания личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном или приобретённом для ведения личного подсобного хозяйства и земельный участок которого зарегистрирован в установленном законом порядке, имеет право как сельскохозяйственный товаропроизводитель на меры государственной поддержки предоставления субсидии из республиканского бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на закупку кормов для содержания маточного поголовья крупного рогатого скота, которое должно быть учтено в похозяйственной книге по лицевому счету гражданина, ведущему личное подсобное хозяйство на основе сведений, представляемым на добровольной основе членом хозяйства. При этом не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются.
 

    Таким образом, обязательными условиями предоставления субсидии являются: наличие на начало текущего финансового года учтённого в сельской администрации по месту проживания и ведения личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге по отдельному лицевому счёту маточного поголовья крупного рогатого скота; ведение личного подсобного хозяйства на земельном участке, предоставленном или приобретённом для ведения такого хозяйства гражданином и земельный участок которого, зарегистрирован в регистрирующем органе.
 

    Актом встречной проверки подтверждения данных выписок их похозяйственной книги об учёте личного подсобного хозяйства гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, на территории <адрес> СМО на 01 января 2011 года в рамках исполнения централизованного задания Росфиннадзора о соблюдении субъектами РФ в 2011 году бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов субъектов РФ, заключивших соглашения с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств от ДД.ММ.ГГГГ, проведённым Территориальным Управлением Росфиннадзора в РК, установлены факты неправомерной выплаты субсидии на поголовье коров, которые фактически не числились по учёту в похозяйственной книге <адрес> СМО, в том числе и Доштаевым А.Д., что является нарушением бюджетного законодательства и Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и повлекло нецелевое использование бюджетных средств.
 

    Согласно данным исследованной в судебном заседании похозяйственной книги <адрес> сельской администрации на 2009-2013 гг., по адресу: <адрес>, членом хозяйства, записанным первым является ответчик Доштаев А.Д. По состоянию на 01 января 2009 года, на 01 января 2010 года и на 01 января 2011 года у ответчика крупный рогатый скот, в том числе коровы отсутствовал. В дополнительных сведениях каких-либо данных, связанных с наличием у ответчика маточного поголовья не отражено. Данные о наличии в собственности ответчика земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства также отсутствуют.
 

    Вместе с тем, при получении субсидии ответчиком была предоставлена выписка из похозяйственной книги Администрации <адрес> СМО о наличии у него по состоянию на 01 января 2011 года № голов коров, что противоречит фактическим обстоятельствам дела и не доказано ответчиком и его представителем в судебном заседании.
 

    Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК от ДД.ММ.ГГГГ в собственности ответчика Доштаева А.Д. отсутствует земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем, в силу положений Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", ответчик не является лицом, ведущим личное подсобное хозяйство, а, следовательно, в связи с целевым назначением полученной им субсидии, предоставляемой только лицам, ведущим указанное хозяйство, не имел права на её получение.
 

    Таким образом, судом установлено, что по состоянию на 01 января 2011 года у ответчика Доштаева А.Д. отсутствовало поголовье коров в количестве № голов, указанное при обращении за получением субсидии, а также отсутствовал земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные обязательные условия для получения субсидии на возмещение части затрат на приобретение кормов для маточного поголовья, на моменты предоставления такой субсидии ответчице отсутствовали, в связи с чем данная субсидия была предоставлена Доштаеву А.Д. необоснованно, а потому подлежит взысканию с него.
 

    В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных Минсельхозом РК требований и необходимости их удовлетворения.
 

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Минсельхоз РК на основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, которая согласно п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в сумме № рублей подлежит взысканию с ответчика.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия к Доштаеву Андрею Дмитриевичу удовлетворить.
 

    Взыскать с Доштаева Андрея Дмитриевича в пользу бюджета Республики Калмыкия в лице Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия денежные средства в сумме № рублей.
 

    Взыскать с Доштаева Андрея Дмитриевича в доход бюджета Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия государственную пошлину в сумме № № рублей.
 

    Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
 

 

    Судья подпись
 

    Копия верна
 

    Судья Целинного
 

    районного суда РК О.В. Беспалов