дело № 2-1563/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Буденновск 29 октября 2014 года
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующий судья Чулков В.Н.,
при секретаре судебного заседания Бураковой Е.А.,
с участием:
истца Фролова А.И.,
представителя ответчика начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по городу Буденновску и Буденновскому району Аджибековой М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова А.И. к начальнику отдела военного Комиссариата Ставропольского края по городу Буденновску и Буденновскому району о признании ветераном боевых действий и признании незаконным отказа в оформлении документов,
У С Т А Н О В И Л:
Фролов А.И. обратился в суд, с иском указывая, что с декабря 2001 года по апрель 2003 года проходил военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> в должности старшего сержанта запаса. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в должности стрелка в составе 1-й казачьей стрелковой роты военной комендатуры Шелковского района Чеченской Республики, куда был командирован от войсковой части <данные изъяты>. В сентябре 2002 года он тяжело пережил трагическую гибель друга, в связи с чем у него развилось психическое заболевание и он был направлен на стационарное лечение в психиатрическое отделение <данные изъяты> окружного военного госпиталя г. Ростов-на-Дону. После прохождения лечения он был
освидетельствован военно-врачебной комиссией и получил
категорию годности «Д» - не годен к военной службе. В эпикризе установлено, что психическое заболевание им получено в период военной службы. На основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ он был досрочно уволен в запас в связи с признанием не годным к военной службе. Около десяти лет он болел, в связи с ухудшением психического состояния и лишь недавно излечился. ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику ОВК Ставропольского края по г. Будённовск и Будённовскому району с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако ему было отказано, в связи с тем, что отсутствуют данные о непосредственном его участии в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Данный отказ считает незаконным и полагает, что в соответствии с законодательством РФ он имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий и на социальную поддержку от государства в соответствии с федеральным законом «О ветеранах». В связи с чем просит признать его ветераном боевых действий, признать отказ начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Будённовску и Будённовскому району в оформлении документов на выдачу удостоверения ветерана боевых действий незаконным; обязать начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Будённовску и Будённовскому району представить все необходимые документы для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий в Комиссию по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий г. Ростов-на-Дону.
В судебном заседании Фролов А.И. заявленные требования поддержал по доводам и основаниям искового заявления, суду пояснил, что считает незаконным решение начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Будённовску и Будённовскому району, так как в соответствии с законодательством имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий. Его участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, подтверждается выданной справкой штаба ОГВ (с) от ДД.ММ.ГГГГ № 1647. В справке указано, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в служебной командировке в составе ОГВ(с) и принимал участие в боевых действиях. Данный факт подтверждается и выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что он убыл ст. Шелковскую Чеченской Республики в служебную командировку.
Представитель начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Буденновску и Буденновскому району Аджибекова М.А. исковые требования не признала и суду пояснила, что после обращения Фролова А.И. в отдел военного комиссариата с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, была проведена работа по изучению представленных им документов и приняты меры к сбору дополнительных документов, подтверждающих его права на получение удостоверения. Однако таких документов получено не было, поскольку полученные документы только подтверждают прохождение Фроловым А.И. военной службы по контракту на территории Чеченской Республики, но не подтверждают его участие непосредственно в проведении контртеррористических операциях и боевых действий. При отсутствии документов начальником военного комиссариата и было принято решение отказать Фролову А.И. в направлении его документов на рассмотрении комиссии. В связи, с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав объяснение истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно записей военного билета, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Фролов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил срочную
военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во внутренних войсках МВД РФ в войсковой части <данные изъяты> (л.д. 9-16).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фролов А.И. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 22, 23).
В записях военного билета и справке № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной начальником штаба Объединенной группировки войск (сил), указано, что Фролов А.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находился в служебной командировке в составе объединенной группировке войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона и принимал участие в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности (контртеррористической операции) на территории Северо-Кавказского региона РФ (л.д. 20).
Из письменного сообщения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в Центральном архиве внутренних войск МВД РФ, сведений в отношении Фролова А.И. не имеется (л.д. 31).
Согласно письменного сообщения начальника штаба войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в приказы на выплату денежного вознаграждения за фактическое участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации за период службы в войсковой части <данные изъяты>, военнослужащий Фролов А.И., включен не был (л.д. 33).
Из архивной справки Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в приказах военного коменданта Шелковского района об участии в контртеррористических операциях за декабрь 2001 года - марта 2003 года, личный состав войсковой части <данные изъяты> не отражен и Фролов А.И. не значится (л.д. 35).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной военным комендантом Шелковского района Чеченской Республики, Фролов А.И. проходил военную службу в военной комендатуре Шелковского района Чеченской Республики с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
В послужном списке военнослужащего Фролова А.И. также отсутствуют сведения о его участии в боевых действиях при проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции (подп. «в» п. 4 Постановления).
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года N 282 (в ред. Приказов МВД РФ от 15.11.2005 N 925, от 16.05.2011 N 382) основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, являются: выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Положениями подпункта «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», предусмотрено засчитывать сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - специальные силы), а также сотрудникам и военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее - силы Объединенной группировки) в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 г. в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288.
В силу п. 7 Порядка, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно абзаца второго п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, предусмотрено, что для получения удостоверения необходимо обратиться в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, - по месту нахождения исправительного учреждения.
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
К моменту обращения в отдел военного комиссариата Ставропольского края по г. Буденновску и Буденновскому району, Фролов А.И. решением комиссии при ОВГ Северо-Кавказского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ был признан негоден к военной службе (л.д. 18).
В связи с чем суд признает, что рассмотрением заявления и документов, представленных Фроловым А.И., обоснованно занимался начальник отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Буденновску и Буденновскому району.
В силу п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий, должны прилагаться для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В соответствии с требованиями ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, определение критериев принадлежности к категории ветеранов боевых действий является прерогативой федерального законодателя; закрепленный им в Федеральном законе «О ветеранах» порядок отнесения к этой категории конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан.
Согласно абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Подпунктом «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
В связи, с чем представленная Фроловым А.И. справка об участии в боевых действиях, не может быть признана допустимым доказательством по делу и надлежащим документом подтверждающим факт непосредственного участия Фролова А.И. в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона
В силу ч. 1, 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Сведения о прохождении службы Фроловым А.И. на территории Чеченской Республики, в период проведения там контртеррористической операции и участие в выполнении задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения, не являются безусловным подтверждением факта его участия в боевых действиях.
Таким образом, факт участия Фролова А.И. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден надлежащими доказательствами, поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для возложения на начальника отдела военного комиссариата Ставропольского края по г. Буденновску и Буденновскому району обязанности представить документы на Фролова А.И. в Комиссию по рассмотрении. Обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Фролову А.И. в удовлетворении исковых требований к начальнику отдела военного комиссариата Ставропольского края по городу Буденновску и Буденновскому району о признании ветераном боевых действий, признании незаконным отказа в оформлении документов на выдачу удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности по представлению документов в Комиссию по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть начиная с 05 ноября 2014 года.
отпечатано
в совещательной комнате
Председательствующий: Чулков В.Н.