Дело № 2- 296/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    30 октября 2014 года с. Бондари
 

    Бондарский районный суд, Тамбовской области в составе:
 

    председательствующего судьи Пичугина В.В.,
 

    помощника прокурора Бондарского района Жукова А.В.,
 

    при секретаре Клейменовой В.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бондарского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области незаконным и о понуждении обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи опасный производственный объект - газопровод,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Бондарского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области о признании бездействий незаконным и о понуждении обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи опасный производственный объект – газопровод. Указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения технического состояния и антитеррористической защищенности объектов газового хозяйства на территории Бондарского района, по результатам которой установлено следующее. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится широкий круг вопросов, в том числе организация в границах поселения газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.14), участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения (п.8 ч.1 ст.14), а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23 ч.1 ст.14). Согласно ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (п.1 ч.1). Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное    уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). На основании ст.2, п.4 ст.3 ФЗ от 06.03.2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 31.03.1999 года №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
 

    На основании ст.32 Федерального закона №69-ФЗ собственник системы
газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской    
 

    Федерации в области промышленной безопасности, обязан обеспечить на
стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы
газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному
функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
 

    Юридические и физические лица, виновные в возникновении аварий, катастроф на объектах систем газоснабжения, в том числе аварий, катастроф, возникших в связи со скрытыми дефектами материалов, оборудования, с некачественным выполнением строительно-монтажных работ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 20.10.2000 года «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» закреплено в частности, что в соответствии с законодательством РФ газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основа безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно ОСТ 153—39.3-051 2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», утвержденного Минэнерго и согласованного Госгортехнадзором России, под газораспределительной сетью понимается технологический комплекс газораспределительной системы, состоящей из наружных газопроводов поселений, включая межпоселковые, от выходного отключающегося устройства ГРС (или иного источника газа) до вводного газопровода к объекту газопотребления. В газораспределительную сеть входят сооружения на газопроводах, средства электрохимической защиты от коррозии газорегуляторные пункты, автоматизированная система управления технологическим процессом распределения газа (АСУ ТП РГ). Под эксплуатацией понимается комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту опасных производственных объектов, то есть выполнение газоопасных работ (работы, связанные с возможным выходом газа в воздух рабочей зоны). Кроме того под обеспечением безопасности системы газоснабжения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий системы газоснабжения.
 

    Так в ходе проверки было установлено, что согласно информации предоставленной филиалом «Рассказовомежрайгаз» ОАО «Газпром газораспределение Тамбов» и Бондарским отделом Управления Росреестра по Тамбовской области газопровод низкого давления в <адрес> не имеет договора на техническое обслуживание и ремонт ввиду отсутствия собственника или от права собственности, на который собственник отказался. В этой связи отсутствие собственника газотехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности такого сооружения, и следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
 

    В свою очередь согласно п.3 ст.225 ГК РФ и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. При этом плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органа местного самоуправления не взимается (п. 12 Положения).
 

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
 

    Статус указанного газопровода, как бесхозяйного, являющийся объектом, создающими повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности имущества, жизни и здоровья граждан, а также предотвращения чрезвычайной ситуаций.
 

    Поскольку выявленный газопровод расположен в административных границах муниципального образования Прибыткинского сельсовета, уклонение от обращения администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района в Бондарский отдел Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о принятии газотехнического сооружения (газопровода) на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающих из положений ст. 225 ГК РФ.
 

    Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Прибыткинского сельсовета, Бондарского района вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения, которые могут повлечь разрушения, и не обеспечение безопасности граждан, охраны их жизни и здоровья.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Жуков А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит признать незаконным бездействие администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района, выразившееся в уклонении от обращения в Бондарский отдел Управления росреестра по Тамбовской области с заявлением о принятии газотехнического сооружения (газопровода среднего давления в <адрес>) на учет как бесхозяйного имущества. Обязать администрацию Прибыткинского сельсовета Бондарского района, Тамбовской области в месячный срок со дня вынесения судебного решения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи газопровод низкого давления в <адрес>
 

    Представитель ответчика администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области в судебное заседание не явился. В своем заявлении и.о. главы администрации Свиридова И.А. просит дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования признали.
 

    В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
 

    В силу ст.39 ГПК РФ признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому суд принимает признание иска представителем ответчика (заявление от дд.мм.гггг года).
 

    При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора о признании    незаконным бездействие администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области выразившееся в уклонении от обращения в Бондарский отдел Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о принятии газотехнического сооружения (газопровода среднего давления в <адрес>) на учет как бесхозяйного имущества. И обязанности в месячный срок со дня вынесения судебного решения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи данный газопровод.
 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования прокурора Бондарского района удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации Прибыткинского сельсовета, Бондарского района, выразившееся в уклонении от обращения в Бондарский отдел Управления Росреестра по Тамбовской области с заявлением о принятии газотехнического сооружения (в <адрес>) на учет как бесхозяйного имущества.
 

    Обязать администрацию Прибыткинского сельсовета Бондарского района, Тамбовской области в месячный срок со дня вынесения судебного решения обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи газопровод низкого давления в <адрес>
 

    Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Бондарский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
 

    Председательствующий: В.В. Пичугин