РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

    23 октября 2014 года г. Болхов
 

    Болховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Некрасовой Н.С.,
 

    при секретаре Усовой Р.И.,
 

    с участием истца зам. прокурора Болховского района Орловской области Герасимова А.А.,
 

    представителя ответчика Администрации Болховского района Орловской области по доверенности Яковлева И.Ю.,
 

    ответчика главы КФХ Оганесян Л.А. и его представителя Анохина В.С.,
 

    представителя третьего лица Администрации Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области Жучкова А.А.,
 

    представителя третьего лица МУП «Благоустройство г. Болхов» Снурницына А.Л.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении райсуда материалы гражданского дела по исковому заявлению Прокурора Болховского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Болховского района и КФХ Оганесян Липариту Арестаковичу о понуждении к совершению действий,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Болховского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Болховский районный суд с иском к Администрации Болховского района Орловской области и просит обязать ответчика разработать проект ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, кадастровый номер 57:01:0030101:429 и ликвидировать свалку безопасными для окружающей среды способами.
 

    В обосновании исковых требований указал, что в связи с поступившим обращением жителей г. Болхова прокуратурой Болховского района была проведена проверка исполнения требований законодательства об экологической безопасности и охране окружающей среды на территории Болховского района. В результате проверки были выявлены нарушения, а именно на земельном участке по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, кадастровый номер 57:01:0030101:429, организована несанкционированная свалка ТБО, которая в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена, требованиям экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности предъявляемых для объектов размещения отходов не отвечает. Указанные нарушения значительным образом ухудшают экологическую обстановку в районе, наносят вред окружающей среде и могут явиться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на неопределенный круг лиц, проживающих на территории образования, а также повлечь иные тяжкие последствия.
 

    В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в связи с чем по делу привлечены в качестве ответчиков КФХ «ФИО5» в лице главы Оганесян Гении Размиковны, которая впоследствии была исключена из числа ответчиков, и глава КФХ Оганесян Липарит Арестакович. Прокурор окончательно просит обязать администрацию Болховского района Орловской области ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на земельном участке по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, кадастровый номер 57:01:0030101:1 безопасными для окружающей среды способами, а также обязать КФХ Оганесян Л.А. произвести рекультивацию земель, загрязненных в результате размещения отходов и мусора на несанкционированной свалке, расположенной по указанному адресу.
 

    Определениями Болховского районного суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены Администрация муниципального образования г. Болхов и МУП «Благоустройство г. Болхова».
 

    В судебное заседание истец зам. прокурора Болховского района Орловской области Герасимов А.А. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
 

    Представитель ответчика Администрации Болховского района Орловской области по доверенности Яковлев И.Ю. уточненные исковые требования не признал. Полагает, что Администрация Болховского района Орловской области не может являться ответчиком по данному делу, так как обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на сельское поселение, на чьей территории находится свалка, именно Администрацию Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области. Кроме того, Администрация Болховского района Орловской области не осуществляет деятельность по сбору и вывозу ТБО, на территории района имеется лишь одна организация, занимающая данным видом деятельности МУП «Благоустройство г. Болхова», учредителем которого является администрация муниципального образования г. Болхов.
 

    Ответчик КФХ Оганесян Л.А. в удовлетворении иска просил отказать. Суду подтвердил, что действительно арендует земельный участок, площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1, расположенный по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, для пастбища и использует его строго по целевому назначению. На указанном земельном участке он не осуществляет складирование ТБО, а напротив, принимает меры к недопущению его захламления. Длительный период времени бытовой мусор вывозился гражданами, организациями, в том числе МУП «Благоустройство г. Болхова» именно на арендуемый им земельный участок, ввиду отсутствия установленных границ между смежным земельным участком с кадастровым номером 57:01:0030101:429, предназначенным для хранения твердых бытовых отходов.
 

    Представитель ответчика Анохин В.С. просил отказать в иске, по доводам, изложенным ответчиком Оганесян Л.А.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Администрации муниципального образования г. Болхов в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
 

    Представитель третьего лица Администрации Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области Жучков А.А. разрешение вопроса оставил на усмотрением суда. Суду пояснил, что в 2007 году на территории Сурьянинского сельского поселения Болховского района из земель сельскохозяйственного назначения был выделен земельный участок площадью 23820 кв.м под организацию площадки для хранения твердых бытовых отходов. Границы указанного земельного участка, которым распоряжалась Администрация Болховского района, в натуре не определялись, в связи с чем фактически мусор вывозился на не предназначенный для этих целей земельный участок, а именно на участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения и арендуемый КФХ Оганесян Л.А. для пастбища. Поскольку Администрация Болховского района распоряжается указанными земельными участками, следовательно, мероприятия по ликвидации свалки на землях сельскохозяйственного назначения должны быть возложены именно Администрацию Болховского района Орловской области, а не Администрацию Сурьянинского сельского поселения Болховского района Орловской области.
 

    Представитель третьего лица МУП «Благоустройство г. Болхов» Снурницын А.Л. разрешение вопроса оставил на усмотрение суда. Пояснил, что действительно, в том числе организацией, которую он возглавляет вывозится мусор на территорию Сурьянинского с/п, однако, поскольку границы земельного участка, предназначенного на размещения ТБО с кадастровым номером 57:01:0030101:0429 не определены, мусор сваливается на предполагаемом для этих целях участке. Однако, впоследствии было определено, что мусор вывозится не на тот земельный участок.
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
 

    На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
 

    Согласно статье 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
 

    В силу части 1 статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    В статье 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов на территориях муниципальных образований.
 

    В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

    В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
 

    Аналогичные положения содержаться в ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
 

    В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
 

    Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
 

    Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
 

    Судом установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации Болховского района Орловской области № 117 от 25 апреля 2007 года из земель Сурьянинского сельского поселения Болховского района в кадастровым квартале 57:01:003 01 01 был выделен земельный участок, общей площадью 23820 кв.м в целях перевода его из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности под организацию площадки для хранения твердых бытовых отходов.
 

    На основании кадастрового дела определены границы указанного земельного участка общей площадью 23820 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинское с/п, он поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 57:01:0030101:429 (т.1. л.д. 24-41).
 

    В последующем по договору аренды от 14.01.2010 года вышеуказанный земельный участок, общей площадью 23820 кв.м, Администрацией Болховского района Орловской области передан в аренду сроком на 49 лет Оганесян Л.А. для организации деятельности по размещению и использованию отходов.
 

    На основании решения Болховского районного суда от 29 августа 2013 года договор аренды земельного участка, общей площадью 23820 кв.м, расположенного по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинское с/п, кадастровый номер 57:01:0030101:0429, заключенный между Администрацией Болховского района Орловской области и Оганесян Л.А. расторгнут (т. 1 л.д. 143-150).
 

    Указанное решение суда вступило в законную силу 03 октября 2013 года.
 

    Несмотря на указанные обстоятельства, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории района организована не была. В связи с чем, Орловский природоохранный прокурор вынужден был обратиться в Болховский районный суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации Болховского района Орловской области по данному вопросу.
 

    На основании решения Болховского районного суда от 28 августа 2013 года были признаны незаконным бездействие администрации Болховского района Орловской области, выразившиеся в непринятии мер по организации, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах муниципального образования Болховский район. На администрацию Болховского района Орловской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу была возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Болховского района Орловской области в соответствии с действующим законодательством РФ (т. 1 л.д. 213-222).
 

    Указанное решение суда вступило в законную силу 01 ноября 2013 года.
 

    Определением Болховского районного суда от 23 сентября 2014 года администрации Болховского района Орловской области предоставлена отсрочка исполнения решения Болховского районного суда от 28 августа 2013 года до 01 ноября 2014 года (т. 1 л.д. 223-226).
 

    Однако, в ходе судебного заседания было установлено, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1, находящимся по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с и являющимся смежным с земельным участком кадастровым номером 57:01:0030101:429.
 

    В отношении указанного земельного участка площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1, расположенном по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, ООО «Владимирское» проведено межевание, определены его границы и площадь, он состоит на кадастровом учете.
 

    Как следует из кадастрового паспорта земельного участка земельный участок площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1 относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, правообладателем является Администрация Болховского района Орловской области (т. 1 л.д. 88-91).
 

    Администрацией Болховского района Орловской области вышеуказанный земельный участок предоставлен в аренду для пастбища до 01 января 2028 года КФХ ФИО5, что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 74-79).
 

    Как следует из письменной информации, предоставленной Межрайонной ИФНС № по <адрес> Оганесян Г.Р. прекратила деятельность в качестве главы КФХ ДД.ММ.ГГГГ в связи со сменой главы КФХ и с ДД.ММ.ГГГГ главой КФХ значится Оганесян Л.А. (т. 1 л.д. 107-111).
 

    Несмотря на то, что договор аренды не зарегистрирован в установленном законом порядке, КФХ Оганесян Л.А. ежегодно производится уплата арендной платы за его использование, что подтверждено платежными поручениями и не оспаривалось ответчиками.
 

    Факт размещения бытовых отходов подтверждается пояснениями специалиста Первых А.В. (инженера-геодезиста), из которых следует, что в результате выноса в натуре поворотных точек границы земельного участка с кадастровым номером 57:01:0030101:429 было определено, что на данном участке свалки не имеется. Несанкционированная свалка размещена на земельном участке с кадастровым номером 57:01:0030101:1, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования фотографиями, публичной картой (т. 1 л.д. 47-50, 61-73).
 

    Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания. Пунктом 5.5 этих Правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).
 

    В ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось сторонами, что границы земельного участка площадью 23820 кв.м, относящегося к землям промышленности с разрешенным использованием под организацию площадки для хранения твердых бытовых отходов в натуре путем установления забора, обваловки земельного участка не устанавливались. При заключении договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1, Администрацией Болховского района координаты земельного участка в натуре также не определялись.
 

    В связи с бездействием администрации Болховского района по установлению границ земельного участка с целью определения территории для временного хранения твердых бытовых отходов, произошло захламление смежного земельного участка площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, твердыми бытовыми отходами (стеклотара, полиэтилен, строительный мусор, пищевые картонные коробки и т.д.). Арендатором указанного земельного участка Оганесян Л.А. неоднократно осуществлялись обращения в Прокуратуру Болховского района, Администрацию Болховского района и Администрацию муниципального образования г. Болхова по поводу недопущения захламления земельного участка (т. 1 л.д. 151-160).
 

    Однако, несмотря на указанные обстоятельства, длительный период времени продолжалось и продолжается складирование ТБО вышеуказанного земельного участка организациями, выполняющими услуги гражданам и юридическим лицам по сбору и вывозу мусора в г. Болхове и Болховском районе, в том числе МУП «Благоустройство г. Болхов», которое было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за порчу земель сельскохозяйственного назначения.
 

    Принимая во внимание, что земельный участок, на котором расположена выявленная в ходе проверки несанкционированная свалка, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, собственником данного земельного участка является Администрация Болховского района, в силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» обязанность по ликвидации свалки на земельном участке площадью 40,7 га с кадастровым номером 57:01:0030101:1, должна быть возложена на Администрацию Болховского района Орловской области.
 

    При этом довод Администрации Болховского района Орловской области по поводу того, что указанная обязанность должна быть возложена на Администрацию Сурьянинского сельского поселения Болховского района не может быть принят во внимание, поскольку сельское поселение не вправе производить какие-либо действия на указанном земельном участке с целью приведения его в надлежащее состояние в соответствии с целевым назначением, ввиду того, что несанкционированная свалка расположена на земельном участке, не принадлежащем на праве собственности Сурьянинскому сельскому поселению, не находится у сельского поселения в пользовании или на другом законном основании.
 

    Прокурор просит также обязать КФХ Оганесян Л.А. произвести рекультивацию земель, загрязненных в результате размещения отходов и мусора на несанкционированной свалке, расположенной на земельном участке по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, кадастровый номер 57:01:0030101:1.
 

    Согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот: сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
 

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений и питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
 

    Согласно п. 5.2 договора аренды земли № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор КФХ Оганесян Л.А. обязан использовать земельный участок только по целевому назначению, не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемой территории, а также загрязнению прилегающих земель. В свою очередь, арендодатель - Администрация Болховского района осуществляет контроль за использованием и охраной земель арендатора.
 

    В ходе судебного заседания определено, что КФХ Оганесян Л.А. не осуществляло деятельность по размещению ТБО на спорном земельном участке, претензий к арендатору со стороны арендодателя Администрации Болховского района по использованию арендуемого земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, не имеется.
 

    Учитывая, что прокурором, доказательств, подтверждающих вину КФХ Оганесян Л.А., в захламлении спорного участка твердыми бытовыми отходами суду не представлено, а также то, что представленный договор аренды не возлагает на арендатора работ по рекультивации земель, не связанных с действиями арендатора, суд полагает необходимым отказать прокурору в иске к КФХ Оганесян Л.А.
 

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Иск прокурора Болховского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Болховского района и КФХ Оганесян Липариту Арестаковичу о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
 

    Обязать администрацию Болховского района Орловской области ликвидировать свалку (собрать, вывезти и утилизировать находящиеся на свалке отходы), расположенную на земельном участке по адресу: Орловская область, Болховский район, Сурьянинский с/с, ООО «Владимирское», кадастровый номер 57:01:0030101:1 безопасными для окружающей среды способами.
 

    В удовлетворении требований к КФХ Оганесян Липариту Арестаковичу отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Болховский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
 

    Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Председательствующий Н.С. Некрасова