Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации
 

    Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М. при секретаре Кользиной А.Г. с участием истца Сидоркина А.А., представителя ответчика Мантуровой М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки Омской области 29 октября 2014 года гражданское дело № 2-404/2014 по иску Сидоркина А.А. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда России в Большеуковском районе о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
 

    у с т а н о в и л:
 

    Сидоркин А.А. обратился в суд с указанным выше иском к ГУ ОПФ РФ в Большеуковском районе Омской области, в обоснование которого указывает, что проработал инженером, начальником партии, начальником экспедиции на полевых экспедиционных съемочных работах на высокогорной и пустынной территории республик Средней Азии и Закавказья. Специальный стаж его работы составляет 9 лет 2 месяца 15 дней, страховой стаж – более 25 лет. Работа, выполняемая им, относится к тяжелым условиям труда, в связи с чем при оценке его пенсионных прав подлежат применению требования пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Таким образом, с учетом пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 239) полагает, что имеет право на снижение требуемого для досрочного назначения пенсии специального стажа до 6 лет и 3 месяцев, а пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы и назначение пенсии по старости по достижении 57 лет, с 30.10.2012 г., поскольку Списком 2, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. № 1173 съемочные работы предусмотрены. По изложенным мотивам оспаривает решения ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости и просит признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
 

    В судебном заседании истец Сидоркин А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ работал инженером, начальником партии, начальником экспедиции на полевых экспедиционных съемочных работах на высокогорной и пустынной территории республик Средней Азии и Закавказья. Решениями ответчика при его обращении за досрочным назначением трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Такие решения считает незаконными, поскольку, по его мнению, производство экспедиционных съемочных работ законом отнесено к категории работ с тяжелыми условиями труда, дающих ему в порядке пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на снижении продолжительности специального трудового стажа и пенсионного возраста. Эти условия им соблюдены при обстоятельствах, изложенных в иске, его специальный трудовой стаж составляет 9 лет 2 мес. и 15 дней, то есть более 6 лет и 3 месяцев, как того требует пп. 2 п. ст. 27 Закона.
 

    Представитель ответчика ГУ - Отдела ПФР в Большеуковском районе по доверенности Мантурова М.А. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Сидоркин А.А. имеет страховой стаж более 25 лет и специальный стаж работы в изыскательской экспедиции непосредственно на полевых топогеодезических работах 9 лет 2 мес. и 15 дней. При наличии специального стажа работы 12 лет 6 месяцев ему могла быть назначена пенсия по пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», однако его специальный стаж работы менее предусмотренного указанным подпунктом. Действующим законодательством не предусмотрено уменьшение возраста для этого вида работ, требования пп. 2 п. 1 ст. 27 указанного закона в данном случае не применимы. В иске Сидоркина А.А. просила отказать, представила письменный отзыв на иск.
 

    Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Сидоркина А.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Из материалов дела следует, что на дату обращения в ГУ Отдел ПФ РФ в Большеуковском районе Омской области, истец имел специальный трудовой стаж 9 лет 2 месяца 15 дней. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. 28).
 

    В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
 

    В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
 

    Таким образом, из пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона следует, что льготная пенсия назначается независимо от того, в какой профессии или должности заняты лица, выполняющие геологоразведочные и другие работы, предусмотренные в данном подпункте.
 

    Поскольку на дату обращения с заявлением в пенсионный орган специальный трудовой стаж Сидоркина А.А. по пп. 6 п. 1 ст. 27 Федерального закона составил менее 12 лет 6 месяцев, суд полагает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости у истца отсутствует.
 

    Отказывая в применении к указанному случаю требований пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона и отклоняя доводы истца об этом, суд исходит из следующего.
 

    В соответствии с указанным положением трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
 

    В случае работы на перечисленных видах работ не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
 

    Подпунктом «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 в редакции Постановления Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 239 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
 

    При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
 

    Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, определен перечень производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
 

Изыскательские экспедиции таким Списком не предусмотрены. Кроме того, как отмечено истцом, разделом II Списка 2 в качестве льготных предусмотрены геологоразведочные работы (поверхностные), а именно геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; кароттажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции.

    При этом, решение о признании периода трудового стажа льготным, подпадающим под действие пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона, может быть принято только при условии, что указанные работы выполнялись в должностях (по профессиям), предусмотренных пунктами «а» и «б» раздела II Списка 2.
 

    Из записей № в трудовой книжке истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на должность инженера в изыскательскую партию № Среднеазиатского института «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ назначен и.о. начальника изыскательской экспедиции № 2, ДД.ММ.ГГГГ назначен начальником экспедиции № 1, ДД.ММ.ГГГГ назначен начальником изыскательской партии № 6, ДД.ММ.ГГГГ уволен с указанной должности.
 

    В соответствии с доводами истца в отмеченные выше периоды им выполнялись съемочные работы, действительно предусмотренные перечнем работ по писку 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.
 

    Указанное обстоятельство подтверждается также архивной справкой (л.д. 8-9).
 

    В то же время, занимаемые в указанные периоды истцом должности разделом II указанного Списка 2 не поименованы, доказательств выполнения истцом геологоразведочных и поисковых работ в занимаемой им в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должности инженера, как это предусмотрено пунктом «б» раздела II Списка 2, суду не представлено.
 

    Поэтому суд полагает, что оснований для применения пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона в данном случае не имеется.
 

    Наличие требуемого страхового стажа в данной ситуации основанием для удовлетворения заявленных требований являться не может.
 

    По изложенным основаниям оспариваемые истцом решения ответчика об отказе в назначении такой пенсии от 26.10.2012 г. и 24.01.2014 г. (л.д. 9, 26) суд полагает законными.
 

    С учетом изложенного доводы истца о праве на назначение трудовой пенсии досрочно основаны на неверном толковании закона и судом признаются несостоятельными.
 

    Иных заслуживающих внимания доводов истцом не приведено, в удовлетворении его требований следует отказать.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

    Р е ш и л:
 

    Исковые требования Сидоркина А.А. к Государственному Учреждению - Отделу Пенсионного фонда России в Большеуковском районе о признании незаконными решений об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Большеуковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение составлено 30 октября 2014 года.
 

    Судья И.М. Шуплецов