Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2014 года
с. Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Онищенко В.П.
с участием помощника прокурора Богучанского района Селезневой Е.А.
при секретаре Алексеевой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богучанского района в интересах Мананкиной О.А. к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центральная клубная система» о взыскании недополученной заработной платы
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Богучанского района в интересах Мананкиной О.А. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Центральная клубная система» о взыскании недополученной заработной платы.
Требования прокурор мотивировал тем, что Мананкина О.А. работают уборщиком в структурном подразделении муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная клубная система» и заработная плата ей выплачивается ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно действующего законодательства заработная плата данному работнику в 2014 году должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2014 года составляет 5554 рублей в месяц, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, а всего в общей сумме не менее 9997 рублей 20 копеек.
Вместе с тем заработная плата истцу выплачивается в размере меньшем, чем это предусмотрено действующим законодательством.
Прокурор полагает, что в пользу Мананкиной О.А. необходимо взыскать за июнь-июль месяц 2014 года недополученную заработную плату 6340 рублей 40 копеек.
Помощник прокурора Селезнева Е.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.
Материальный истец Мананкина О.А. о месте, времени и дате слушания дела была извещена 28 сентября 2014 года, в суд не явилась.
Директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная клубная система» о месте, дате и времени рассмотрения дела был извещен 25 сентября 2014 года. Своего представителя в суд не направил.
Третье лицо администрация Невонского сельсовета своего представителя не направила.
Выслушав прокурора Селезневу Е.А. и оценив представленные письменные доказательства, суд находит требования, заявленные прокурором в интересах Мананкиной О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7 часть 2).
Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, (статья 37 часть 3).
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 131.1 Трудового Кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норм труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации находятся в Особенной части Кодекса и устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В судебном заседании установлено, что согласно данным трудового договора № 03 от 16 октября 2011 года (л.д.8-10) и распоряжения № 11 «в» от 16 октября 2011 года Мананкина О.А. была принята на должность уборщика в структурное подразделение муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная клубная система» п. Невонка с назначением северной надбавки 50%.
По данным справки (л.д.25) заработная плата Мананкиной О.А. в июне месяце 2014 года составила 6827 рублей, в том числе:
- оклад – 1940 рублей, районный коэффициент – 582 рубля, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 970 рублей, региональные доплата – 3335 рублей.
В июле месяце 2014 года заработная плата Мананкиной О.А. составляла 6827 рублей:
- оклад – 1940 рублей, районный коэффициент – 582 рубля, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – 970 рублей, региональные доплата – 3335 рублей.
Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000г. № 82-ФЗ с 01 января 2014 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5554 рубля в месяц.
При таких обстоятельствах у работников, которые полностью отработали норму рабочего времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера заработная плата должна составлять не менее 9997 рублей 20 копеек = 5554 рубля + 4443 рубля 20 копеек (80%).
В связи с начислением Мананкиной О.А. заработной платы в июне-июле месяце 2014 года в меньшем, чем 9997 рублей размере, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу Мананкиной О.А. заработную плату:
за июнь месяц 2014 года 3170 рублей 20 копеек = 9997,20 руб. – 6827 руб. (фактически выплаченная заработная плата)
за июль месяц 2014 года 3170 рублей 20 копеек = 9997,20 руб. – 6827 руб. (фактически выплаченная заработная плата)
Всего в пользу Мананкиной О.А. необходимо взыскать: 3170, 20 руб. х 2 = 6340 рублей 40 копеек.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В деле прокурором было заявлено одно требование имущественного характера, которое подлежит оплате государственной пошлиной в размере 400 рублей. В связи с этим с ответчика в доход бюджета необходимо взыскать 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Богучанского района в интересах Мананкиной О.А. удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная клубная система» п. Невонка в пользу Мананкиной О.А. недополученную заработную плату за июнь, июль 2014 года в размере 6340 рублей 40 копеек.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения культуры «Центральная клубная система» п. Невонка в доход бюджета Богучанского района государственную пошлину 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд в месячный срок со дня оглашения.
Председательствующий В.П.Онищенко