РЕШЕНИЕ № 2-575\2014
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2014 года. с. Бижбуляк.
Бижбулякский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Каюмова В.М., при секретаре Ульдановой Г.Р., с участием пом. прокурора <адрес> РБ Бабченко В.А., представителя СП Зириклинский сельсовет Петрова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> РБ в интересах неопределенного круга лиц (порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ) к администрации сельского поселения Зириклинский сельсовет МР <адрес> РБ, заинтересованное лицо отдел МВД России по <адрес> РБ о признании бездействия незаконным и об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ
<адрес> РБ ДД.ММ.ГГГГ обратился с вышеназванным заявлением (порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ), указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД отдела МВД России по <адрес> РБ с привлечением главы администрации СП Зириклинский сельсовет МР <адрес> РБ по поручению прокуратуры <адрес> обследованием автомобильных дорог данного сельского поселения на соответствие проекту организации дорожного движения и обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения установлено, что содержание и состояние последних не соответствует техническим регламентам и нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, а именно «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ст), и требует привидения их в соответствии с ними путем проведения дорожных работ.
Прокурор просит признать незаконным бездействие ответчика:
- в непринятии мер по государственной регистрации собственности на автомобильные дороги;
- в непринятии мер по содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах;
- обязать до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильных дорог и паспортизацию искусственных сооружений, расположенных на них;
- возложить на ответчика обязанность до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный федеральный орган в области государственной регистрации, либо в его территориальный орган для государственной регистрации собственности на автомобильные дороги;
-обязать ответчика до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки, барьерные ограждения, искусственные неровности и нанести разметки на автомобильных дорогах в соответствии с проектом организации дорожного движения и обустройство автомобильных дорог общего пользования (согласно нижеприведенного таблицы);
На судебном заседании пом. прокурора иск поддержал, суду привел те же доводы, что и в иске.
Представитель ответчика - глава СП Зириклинский с\с Петров А.Г. иск признал.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав пом. прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Пунктом 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.6 ст.13 и ч.3 ст.15 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч.ч.3 и 9 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения.
В ч.8 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»закреплено, чток собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130,131,132 и164 ГК Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.9 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Постановлением главы сельского поселения Зириклинский сельсовет МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог местного значения данного сельского поселения с включением в него следующих автомобильных дорог:
<адрес>, Подгорная, Молодежная, переулки Новый, Школьный <адрес>, Нагорная, Школьный <адрес>, Заречная д. Лысогорка, <адрес> д. Такмаккаран, <адрес> д. Новая Самарка, <адрес> д. Красная Горка указанного сельского поселения.
При этом, администрацией, вопреки вышеуказанным требованиям федерального законодательства, до настоящего времени государственная регистрация собственности данных автомобильных дорог как объектов недвижимого имущества в уполномоченном федеральном органе в области государственной регистрации, либо в его территориальном органе не произведена.
В соответствие со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1 - 83).
Вместе с тем, администрацией до настоящего времени не исполнены обязанности по содержанию автомобильных дорог <адрес>), а именно по их паспортизации и паспортизации искусственных сооружений, расположенных на них.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ закреплено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Поскольку к вопросам местного значения поселений отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, то работы по установке дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений, направляющих устройств, искусственных неровностей и по нанесению разметок должны проводится администрацией сельского поселения.
Таким образом, вопреки указанным требования федерального законодательства администрацией сельского поселения допущено бездействие по осуществлению дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог: <адрес>, в связи, с чем не исполнены обязанности по государственной регистрации собственности на данные автомобильные дороги как объектов недвижимого имущества в уполномоченном федеральном органе в области государственной регистрации, либо в его территориальном органе, по содержанию автомобильных дорог, в т.ч. по их паспортизации и паспортизации искусственных сооружений, расположенных на них, по приведению автомобильных дорог в соответствии с проектом организации дорожного движения и обустройство автомобильных дорог общего пользования местного значения указанного сельского поселения, с установленными требованиями и нормативами, содержащимися в технических регламентах и нормативных документах.
Указанное бездействие и неисполнение требований федерального законодательства администрацией сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, т.к. непринятие установленных федеральным законодательством мер по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах создает реальную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и иных чрезвычайных происшествий, что может повлечь гибель людей, причинение вреда их здоровью и имуществу.
Факты выявленных нарушений подтверждаются Актами проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. (л.д.8-17).
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковые требования прокурора нашли свое подтверждение, поэтому они подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора к СП Зириклинский сельсовет МР <адрес> РБ удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Зириклинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ в непринятии мер по государственной регистрации собственности на автомобильные дороги: <адрес>, в т.ч. по их паспортизации и паспортизации искусственных сооружений, расположенных на них, по установке дорожных знаков, барьерных ограждений и сигнальных столбиков в соответствии с проектом организации дорожного движения и обустройство автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения Зириклинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ст).
Обязать администрацию сельского поселения Зириклинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильных дорог: <адрес>, и паспортизацию искусственных сооружений, расположенных на них.
Возложить на администрацию сельского поселения Зириклинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в уполномоченный федеральный орган в области государственной регистрации, либо в его территориальный орган для государственной регистрации собственности на автомобильные дороги: <адрес> Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать администрацию сельского поселения Зириклинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки, барьерные ограждения и сигнальные столбики на автомобильных дорогах в соответствии с проектом организации дорожного движения и обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения Зириклинский сельсовет муниципального района <адрес> РБ и в соответствии с «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ст), согласно, прилагаемой таблицы:
Адрес (км+м)
Наименование автомобильной дороги
Установленные нарушения
справа
слева
0+425,
1+351,
1+540,
1+865
1+395
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» (5 шт.)
0+450,
1+326
0+475,
1+376
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» (4 шт.)
0+425,
0+450
0+475
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 8.13 «Направление главной дороги» (3 шт.)
0+503-
0+523,
0+802-
0+822,
1+526-
1+536,
1+605-
1+625
0+503-
0+523,
0+802-
0+822,
1+526-
1+536,
1+605-
1+625
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют сигнальные столбики (23 шт.)
0+161
0+211
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» (2 шт.)
0+186
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» (1 шт.)
0+25
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» (1 шт.)
0+317
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»
(1 шт.)
0+317
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 8.13 «Направление главной дороги» (1 шт.)
0
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (1 шт.)
0
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» (1 шт.)
0
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (1 шт.)
0
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» (1 шт.)
0+500
0+540
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» (2 шт.)
0+520
0+520
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» (2 шт.)
0+25
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» (1 шт.)
1+229
1+279
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» (2 шт.)
0+175
1+254
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу» (2 шт.)
0+780
0+860
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети» (2 шт.)
0+780
0+860
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют дорожные знаки 8.2.1 «Зона действия 80 м» (2 шт.)
0+845-
0+865
0+845-
0+865
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют сигнальные столбики (6 шт.)
0+25
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» (1 шт.)
0-0+20
0-0+20
<адрес>
<адрес>
Отсутствуют сигнальные столбики (22 шт.)
0
<адрес>
д<адрес>
Отсутствует дорожный знак 5.23.1 «Начало населенного пункта» (1 шт.)
0
<адрес>
<адрес>
Отсутствует дорожный знак 5.24.1 «Конец населенного пункта» (1 шт.)
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный Суд РБ через Бижбулякский райсуд.
Судья В.М. Каюмов