Дело № 2-157/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    13 октября 2014 года      п.Бежаницы
 

    Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:
 

    председательствующего судьи Хлебниковой Н.В.,
 

    с участием помощника прокурора Бежаницкого района Псковской области Андруцеляка Р.М.,
 

    при секретаре Лишенковой В.А.,    
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежаницкого района в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа», администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения,
 

 

установил:
 

    Прокурор Бежаницкого района Псковской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному у учреждению дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» и Администрации Бежаницкого района Псковской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения; мотивируя заявленные требования тем, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки на предмет соблюдения требований законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности в МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» было установлено, что в помещении вышеназванного общеобразовательного учреждения отсутствует система технического контроля (видеонаблюдения), что ставит под угрозу безопасность, жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников и работников учреждения, что противоречит федеральному законодательству о федеральной безопасности и противодействии терроризму в части ненадлежащего содержания помещения образовательного учреждения, а именно не соблюдены требования ст.9, п.2 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п.1, 2 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.2, п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязывающих, в их системном толковании, образовательные учреждения создавать безопасные условия для организации учебного процесса, в том числе предусматривать меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, в частности, оборудовать здания и сооружения системой телевизионного наблюдения, а органы местного самоуправления – обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
 

    Поскольку, как было установлено в ходе прокурорской проверки, состояние антитеррористического защищенности МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» находится не на должном уровне, а именно: отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в образовательном учреждении граждан, а также не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы; прокурор, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц: несовершеннолетних воспитанников среднего образовательного учреждения и его работников, просил обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» в срок до *** марта 2015 года оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения. Кроме того, учитывая отсутствие у дошкольного образовательного учреждения денежных средств, достаточных для установки в здании школы вышеназванной системы, просил возложить расходы по оборудованию здания указанного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения на Администрацию Бежаницкого района Псковской области, несущую субсидиарную ответственность по обязательствам образовательного учреждения как учредитель школы и собственник занимаемого ею здания, за счет средств бюджета данного муниципального образования.
 

    В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Андруцеляк Р.М. с учетом того, поддержал иск к образовательному учреждению по изложенным в исковом заявлении основаниям, уточнив требования в части срока исполнения возлагаемой на ответчика обязанности ввиду необходимости формирования финансовых ресурсов на её исполнение, и просил суд возложить на МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения в срок до *** октября 2015 года. Не возражал в удовлетворении ходатайства Администрации Бежаницкого района об исключении данного органа из числа ответчиков с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица.
 

    Представитель ответчика – директор МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» А., представляющий в силу Устава названного дополнительного образовательного учреждения его интересы без доверенности, исковые требования прокурора признал, не отрицая обязанность учреждения дополнительного образования детей осуществлять оборудование здания учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, направленной на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны.
 

    Ответчик - Администрация Бежаницкого района о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, в заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, признаёт исковые требования прокурора Бежаницкого района к МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа», указывают при этом, что Администрация Бежаницкого района Псковской области не является ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ собственник имущества бюджетного учреждения не несет субсидиарной ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, вытекающим из правоотношений, возникших после *** января 2011 года
 

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Суд находит обоснованными доводы представителя Администрации Бежаницкого района об исключении Администрации Бежаницкого района из числа ответчиков с определением процессуального статуса данного органа как третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
 

    Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
 

    В соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации отнесено материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
 

    Пункт 2 части 6 статьи 28 указанного Закона предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
 

    В соответствии с пунктом 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» (утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 № 635/10), для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
 

    Из материалов дела следует, что прокуратурой Бежаницкого района Псковской области проведена проверка исполнения Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» законодательства по антитеррористической защищенности указанного образовательного учреждения.
 

    В ходе проверки установлено, что в учреждении отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников.
 

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» находится в ведомственном подчинении Отдела образования Администрации Бежаницкого района Псковской области.
 

    Правительством Российской Федерации 23 декабря 2005 года была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
 

    В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов. Приказом от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
 

    Согласно Уставу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Бежаницкий район», функции и полномочия которого осуществляет Администрация Бежаницкого района; школа является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевые счета, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
 

    Исходя из предписаний вышеуказанных актов, а также, учитывая, что отсутствие в образовательном учреждении охраны и системы видеонаблюдения способствуют несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья; суд принимает признание иска МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа», приходя к выводу о том, что признание иска ответчиком не нарушает права и интересы сторон и иных лиц и не противоречит действующему законодательству, и считает правомерным возложить на МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» обязанность по оборудованию здания данного образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
 

    Принимая признание иска ответчиком с удовлетворением требований прокурора Бежаницкого района и возлагая на МБУ ДО «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» обязанность по оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, суд соглашается с испрашиваемым истцом сроком для выполнения данной обязанности, необходимым ответчику для изыскания средств на финансирование указанных мероприятий из муниципального бюджета в отсутствие соответствующей статьи расходов в бюджете образовательного учреждения.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

        Иск прокурора Бежаницкого района в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» о возложении обязанности устранить нарушения о возложении обязанности оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения удовлетворить.
 

        Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» в срок до *** октября 2015 года оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.
 

        Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом.
 

 

    Судья:         Н.В.Хлебникова