Дело № 2-158/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2014 года п.Бежаницы
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Хлебниковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Бежаницкого района Псковской области Андруцеляка Р.М.,
при секретаре Лишенковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежаницкого района в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чеджимову В.Е. об устранении нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
установил:
Прокурор Бежаницкого района Псковской области обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чеджимову В.Е. о возложении обязанности устранить нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными отходами.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с положениями статей 11, 14, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 4 раздела 2 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 № 681, на юридические лица, индивидуальных предпринимателей возложена обязанность осуществлять паспортизацию опасных отходов 1-1У класса опасности, а также разрабатывать и утверждать в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Однако, как установлено в ходе прокурорской проверки, ответчик возложенную на него законом обязанность не выполняет: указанные мероприятия по паспортизации опасных отходов - люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп, образующихся в деятельности торгового павильона, а также по составлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ответчиком не проведены; поэтому прокурор, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц: граждан, посещающих торговый павильон, и продавцов, осуществляющих торговлю в нём, просил обязать индивидуального предпринимателя Чеджимова В.Е. в срок до *** мая 2015 года разработать и представить на утверждение в Управление Росприроднадзора по Псковской области паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования данных отходов и лимитов на их размещение; оборудовать торговый павильон ИП Чеджимова В.Е., расположенный по <адрес> специализированным контейнером для накопления ртутьсодержащих отходов; назначить лицо ответственное за обращение с опасными отходами в торговом павильоне.
В судебном заседании помощник прокурора Бежаницкого района Андруцеляк Р.М. требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в иске.
Ответчик – индивидуальный предприниматель Чеджимов В.Е. исковые требования прокурора признал в полном объёме, в судебном заседании пояснил, что в *** сентября 2014 года он заключил договор с ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» по подготовке технической документации по отработанным люминесцентным лампам, имеет предварительную договорённость с МБУ ДО «»Бежаницкая детско-юношеская спортивная школа» по заключению договора аренды на сдачу отработанных люминесцентных ламп на хранение в данное учреждение, издан приказ о назначении ответственного лица за обращение с опасными отходами, что подтверждается представленными суду письменными доказательствами. Дополнил, что срок, указанный в иске прокурора, является достаточным для выполнения данной обязанности. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ Чеджимову В.Е. разъяснены и понятны.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит требования прокурора Бежаницкого района подлежащими удовлетворению.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспорено ответчиком, в торговом павильоне, расположенном по адресу <адрес>, принадлежащим индивидуальному предпринимателю Чеджимову В.Е., используются при освещении занимаемых помещений люминесцентные лампы и, соответственно, в процессе деятельности данного учреждения образуются отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, однако паспортизация данных отходов потребления не проведена, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработаны, специализированный контейнер для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп отсутствует, приказом ответчика лицо, ответственное за обращение с опасными отходами не назначено.
В рамках действующего правового регулирования правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу положений абзаца 2 статьи 1 названного Закона отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно положениям пунктов 2,3 статьи 14 указанного Закона индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-1У класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак отнесены к отходам 1-го класса опасности.
Согласно требованиям пунктам 3,4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы 1-1У класса (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В соответствии с действующим законодательством полномочия по проведению работ по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возложены на органы Росприроднадзора, что определено Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», от 26 октября 2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов», приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Исходя из предписаний названных норм права, обязывающих индивидуальных предпринимателей в целях предотвращения вредного воздействия ртутьсодержащих отходов на здоровье человека и окружающую среду, проводить паспортизацию отходов производства и потребления I-IV класса опасности, разрабатывать и утверждать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; осуществлять накопление отработанных ртутьсодержащих ламп в специализированных контейнерах, назначать ответственных лиц за обращение с указанными отходами, в условиях установленного и не отрицаемого ответчиком факта неисполнения данных обязанностей, суд принимает признание иска индивидуальным предпринимателем Чеджимовым В.Е., приходя к выводу о том, что признание иска ответчиком не нарушает права и интересы сторон и иных лиц и не противоречит действующему законодательству. При этом суд соглашается с установленным истцом сроком для выполнения данной обязанности ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Бежаницкого района в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Чеджимову В.Е. о возложении обязанности устранить нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными отходами удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Чеджимова В.Е. в срок до *** мая 2015 года разработать и предоставить на утверждение в Управление Росприроднадзора по Псковской области паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; оборудовать торговый павильон, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Чеджимову В.Е., специализированным контейнером для накопления ртутьсодержащих отходов; назначить лицо, ответственное за обращение с опасными отходами.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Н.В.Хлебникова