РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

Дело № 2-589/2014
 

    18 сентября 2014 года с. Бея
 

    Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
 

    председательствующего судьи Трофимчук М.В.,
 

    при секретаре Кожиной Т.О.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района в интересах Франк В.А. к администрации Бейского района об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия, при участии:
 

    от истца - старшего помощника прокурора Бейского района Бондаренко О.М.,
 

    истца - Франк В.А.,
 

    от ответчика представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.- Протасовой С.В.,
 

    от третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия представитель - отсутствует,
 

    от третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия представитель - отсутствует,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Бейского района в интересах Франк В.А. обратился в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя исковые требования тем, что Франк В.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации < > от ДД.ММ.ГГГГ № Франк В.А. включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена. Франк В.А. обратилась в прокуратуру Бейского района за защитой своего нарушенного права. Просит обязать администрацию Бейского района обеспечить Франк В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в <адрес> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Республики Хакасия.
 

    В судебном заседании старший помощник прокурора Бейского района Бондаренко О.М. уточнила исковые требования в части населенного пункта, о чем представила заявление, в котором просила обязать ответчика за счет субвенций республиканского бюджета предоставить Франк В.А. в <адрес> Республики Хакасия благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения. На удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
 

    Истец Франк В.А. в судебном заседании также уточнила исковые требования в части населенного пункта. На удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивала, просила требования удовлетворить.
 

    От ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенности Протасова С.В. против удовлетворения исковых требований не возражала, при этом пояснила, что приобретение жилого помещения Франк В.А. возможно лишь за счет предоставленных муниципальному образованию Бейский район субвенций из бюджета Республики Хакасия.
 

    От третьего лица Министерства финансов Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
 

    От третьего лица Министерства образования и науки Республики Хакасия представитель для участия в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
 

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
 

    Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
 

    В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
 

    Согласно свидетельству о рождении серии №, выданному ДД.ММ.ГГГГ г., родителями истицы Франк В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО, ФИО1
 

    Мать истца ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ г.), отец истца ФИО решением Бейского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., <данные изъяты>.
 

    Постановлением администрации муниципального образования < > от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетними, в том числе Франк В.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО2
 

    Следовательно, Франк В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а значит к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

    ДД.ММ.ГГГГ Франк В.А. обратилась с заявлением к прокурору Бейского района, в котором просила обратиться в ее интересах в суд с иском об обеспечении ее жилым помещением.
 

    Таким образом, поскольку Франк В.А. относится к категории лиц, обладающих статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то прокурор Бейского района правомерно обратился в суд в защиту интересов Франк В.А. по обеспечению ее права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
 

    Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
 

    Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
 

    Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

    Так, статья 109.1 ЖК РФ устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
 

    В силу ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Таким образом, федеральное законодательство, помимо порядка предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм).
 

    Наряду с федеральным законодательством, аналогичные положения по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, также закреплены и в законодательстве субъекта Российской Федерации.
 

    Так, Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплен порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    В соответствии со ст. 1 указанного Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:
 

    дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
 

    Законом Республики Хакасия от 03.07.2014 г. № 63-ЗРХ статья 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ дополнена частью 3(1), в силу которой право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Договоры найма специализированного жилого помещения заключаются сроком на пять лет и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения (ч. 4 ст. 4).
 

    Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
 

    Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью на условиях найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
 

    Как указывалось выше, Франк В.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.
 

    На основании постановлений администрации < > сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Франк В.А. признана нуждающейся в жилом помещении, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ г., а затем снята с учета, учетное дело передано в администрацию <адрес> для включения в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях.
 

    Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Франк В.А. включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 

    Как следует из справок <ОРГАНИЗАЦИЯ1> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Франк В.А., ФИО, ФИО1 в Бейском районе квартиры и жилого дома в собственности не имеют, что также подтверждается уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ <ОРГАНИЗАЦИЯ2> об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества, из которых усматривается, что информация о правах истца, ее родителей ФИО, ФИО1 на имеющиеся у них объекты недвижимости в ЕГРП также отсутствует.
 

    Согласно представленной в материалы дела выписке из похозяйственной книги администрации < > сельсовета, копии лицевого счета № Франк В.А. проживала ранее в качестве «неродственника» по адресу: <адрес>, владельцем которого является ФИО3, что также подтверждается справкой администрации Табатского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №.
 

    Данный адрес указан в исковом заявлении, как адрес места жительства истца.
 

    Тот факт, что Франк В.А. в настоящее время состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении и в настоящее время жилым помещением не обеспечена в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривался.
 

    В ДД.ММ.ГГГГ Франк В.А. зачислена в колледж педагогического образования, информатики и права <УЧРЕЖДЕНИЕ> (справка от ДД.ММ.ГГГГ №), однако который, как следует из пояснений истицы не смогла окончить по состоянию здоровья.
 

    Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Франк В.А. обладает правовым статусом лица, оставшегося без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственником жилых помещений, членом семьи собственника жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет, окончила < >, а следовательно в силу закона имеет право на получение жилого помещения специализированного жилого фонда, в связи с чем администрация Бейского района обязана за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить ей, как лицу, обладающему статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
 

    Оценивая довод представителя ответчика о том, что предоставление жилых помещений возможно только за счет субвенций из бюджета Республики Хакасия, при этом по информации исх. №, № комитета по управлению имуществом Бейского района финансирование на эти цели по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не поступало, свободных жилых помещений, необходимых для предоставления по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте до 23-х лет, в собственности муниципального обарзвоания Бейский район не имеется, в связи с чем ими не может быть предоставлено жилое помещение истцу, суд исходит из следующего.
 

    На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
 

    Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (пункт 3 статьи 3 Закона).
 

    В соответствии со ст. 5 вышеприведенного Закона основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий может быть: взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий; решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления; внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов исполнительной власти Республики Хакасия обязанность по осуществлению государственных полномочий.
 

    Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.
 

    В силу вышеприведенных норм права дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления.
 

    Стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не предоставлено суду доказательств прекращения осуществления им государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

    При таких обстоятельствах судом, вышеуказанный довод представителя ответчика по доверенности Протасовой С.В. не заслуживает внимания.
 

    С учетом вышеизложенного, суд считает требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Франк В.А. к администрации Бейского района об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

 

РЕШИЛ:
 

 

    Исковые требования прокурора Бейского района в интересах Франк В.А. к администрации Бейского района об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма за счет средств бюджета Республики Хакасия удовлетворить.
 

    Обязать администрацию Бейского района Республики Хакасия за счет субвенций республиканского бюджета Республики Хакасия предоставить Франк В.А. в <адрес> Республики Хакасия благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Судья М.В. Трофимчук
 

    Резолютивная часть решения оглашена 18.09.2014 г.
 

    Мотивированное решение составлено 22.09.2014 г.