Дело№2-352/2014
                                                                  Р Е Ш Е Н И Е
 

                                                        Именем Российской Федерации
 

    ДД.ММ.ГГГГ
 

                 Башмаковский районный суд <адрес> в составе:
 

    председательствующего судьи Филимоновой Е.А.,
 

    при секретаре Голиковой Л.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида «Ручеек» и Отделу образования <адрес> о возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала срабатывания в подразделение пожарной охраны МЧС России),-
 

                                                 у с т а н о в и л:
 

                   Прокурор <адрес> обратился в Башмаковский районный суд <адрес> с заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида «Ручеек» и Отделу образования <адрес> возложении обязанности по установке автоматической пожарной сигнализации с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала срабатывания в подразделение пожарной охраны МЧС России).
 

          В своем заявлении прокурор <адрес> указал, что прокуратурой <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, законодательства об образовании на объектах образования с пребыванием людей на постоянной основе: в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида «Ручеек»(адрес: <адрес>, р.<адрес>А) (далее - МБДОУ ДС «Ручеек»).
 

    Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЭ (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
 

    На основании п. 2 ч. 3 ст. 28. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЭ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
 

    Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы 1 пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями)).
 

    Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
 

    Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
 

    В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ в часть 7 ст. 83, и ст. 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внесены изменения, которые вступили в силу спустя 2 года с момента принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ - ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    В соответствии с новой редакцией ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
 

    Согласно новой редакции ст. 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) оповещение людей о пожаре, управлениеэвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; включение эвакуационного (аварийного) освещения; дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
 

    Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.
 

    В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
 

    При разделении здания и сооружения на зоны оповещения людей о пожаре должна быть разработана специальная очередность оповещения о пожаре людей, находящихся в различных помещениях здания и сооружения. Размеры зон оповещения, специальная очередность оповещения людей о пожаре и время начала оповещения людей о пожаре в отдельных зонах должны быть определены исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
 

    На основании ппп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) здания дошкольных образовательных организаций относятся к классу Ф. 1.1 функциональной пожарной опасности (в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна).
 

    С учетом изложенного, здание МБДОУ ДС «Ручеек») по классу функциональной пожарной опасности относится к категории Ф1.1.
 

    В то же время, проверкой установлено, что здание МБДОУ ДС «Ручеек») автоматической пожарной сигнализации с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводомсигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России) не оборудовано.
 

    Отсутствие автоматической пожарной сигнализации с дублированием сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта образования не способствует созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    Негативными последствиями указанного нарушения закона является несоответствие объектов образования требованиям пожарной безопасности, что в случае возникновения пожара, может привести к несвоевременному реагированию на факт возгорания, увеличению числа жертв, пострадавших от чрезвычайной ситуации.
 

    В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЭ (с изменениями и дополнениями) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
 

    Согласно Устава МБДОУ ДС «Ручеек») целью деятельности МБДОУ ДС «Ручеек» является создание безопасных условий обучения и воспитания, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье, соблюдение их прав и свобод.
 

    В соответствии со ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
 

    В соответствии с Уставом МБДОУ ДС «Ручеек» имущество закреплено учредителем за МБДОУ ДС «Ручеек» на праве оперативного управления. Указанным имуществом МБДОУ ДС «Колокольчик» владеет и пользуется в пределах, установленном законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
 

                     Прокурор проситобязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» установить в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности автоматическую пожарную сигнализацию с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России) в зданиях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Ручеек» (адрес: <адрес>, р.<адрес>А) и обязать Отдел образования <адрес> обеспечить возможность установления в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности автоматической пожарной сигнализации с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России).
 

                    Прокурор <адрес> ФИО3 заявление поддержал и уточнил, что для установления автоматической пожарной сигнализации Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида «Ручеек» и Отделу образования <адрес> для обеспечения возможности установления в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности автоматической пожарной сигнализации с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России) он просит установить срок в три месяца.
 

                     Представители Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Ручеек» и Отдела образования <адрес> просили дело рассмотреть в их отсутствие, с иском согласны.
 

                    Изучив материалы гражданского дела, суд считает, что требования прокурора <адрес> законны и обоснованы, а потому подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

                    В соответствии с положениями ст.254 ГПК РФ, решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица оспариваются в суде.
 

                    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

                     Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
 

                     Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данным требованиям.
 

                      Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
 

                      Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
 

                      По данному делу прокурором <адрес> заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, представленных ему Федеральным Законом, для восстановления их нарушенных прав и законных интересов.
 

                       В соответствии со ст. 34 Федерального Закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на охрану жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
 

                       В соответствии со ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» - руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
 

           Согласно ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
 

           Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01 - 03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Пунктом 4 указанных Правил установлено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В силу п.11 данного Приказа органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности на подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
 

            В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны.
Согласно Устава МБДОУ ДС «Ручеек» является образовательным учреждением, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и комбинированной направленности. Функции и полномочия учредителя МБДОУ ДС«Ручеек» осуществляет Отдел <адрес>.
 

    Таким образом, обязанность по исполнению законодательства, о пожарной безопасности зданий возложена на муниципальное образование МБДОУ ДС «Ручеек».
 

    В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой <адрес> была составлена справка по результатам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБДОУ ДС «Ручеек», из которой следует, что в нарушение действующего законодательства МБДОУ ДС «Ручеек»требования противопожарных норм исполняют ненадлежащим образом: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
 

    Кроме того, в материалах дела имеется объяснение от заведующей МБДОУ ДС «Ручеек», из которого следует, что нарушения пожарной безопасности в деятельности МБДОУ ДС «Ручеек», отраженные в справке прокурора <адрес>, действительно существуют. Данные нарушения стали возможны в связи с отсутствием денежных средств для их устранения.
 

                С учетом изложенного, необходимость проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности очевидна для ответчиков. Отсутствие достаточных средств не может служить основанием для освобождения от обязанности соблюдения требований правил пожарной безопасности, поскольку под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> основаны на законе и подтверждены, представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.
 

    Руководствуясь требованиями ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд,
 

                                                    РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
 

    Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» в трёхмесячный срок установить в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности автоматическую пожарную сигнализацию с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России) в здании МБДОУ детского сада комбинированного вида «Ручеек».
 

    Обязать отдел образования <адрес> обеспечить в трёхмесячный срок возможность установления в соответствии с требованиями федерального законодательства о пожарной безопасности автоматической пожарной сигнализации с возможностью дублирования сигнала на пульт пожарной охраны (с выводом сигнала о срабатывании в подразделение пожарной охраны МЧС России).
 

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 1 месяца.
 

    Председательствующий Е.А.Филимонова.