Дело № 2-374/14
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    30 октября 2014 года с.Кызыл-Мажалык
 

    Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Билчей А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Монгуш Ч.С. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в трудовой стаж, возложении обязанности по назначению пенсии и компенсации морального вреда,
 

    с участием истца Монгуш Ч.С. и ее представителя С., действующей по ордеру, представителя ответчика К., действующего по доверенности,
 

у с т а н о в и л :
 

    Монгуш Ч.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г<данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в трудовой стаж, возложении обязанности по назначению пенсии и компенсации морального вреда. Заявляя указанные требования, истец ссылается на п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ), согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от возраста. Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, предусмотрен льготное исчисление стажа работы, а именно 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев. Согласно ранее действовавшему Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, который действовал до 26.10.2002 г. и регулирует правоотношения до указанного периода» врачам - хирургам всех наименований, один год работы в этих должностях и подразделениях также считался за один год и 6 месяцев. Она является оперирующим врачом-<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Считает, что ее право на назначение трудовой пенсии согласно стажу лечебной деятельности в льготном исчислении подошло бы ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 20 лет = ДД.ММ.ГГГГ при исчислении 1 года за 1,6 лет = 30 годам). Однако с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., то есть 1 год 3 месяца, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., то есть 5 месяцев 6 дней, она находилась в отпуске по уходу за детьми. Еще 2 дня она была в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соответственно из льготного исчисления стажа лечебной деятельности выпал период равный 1 году 8 месяцам 8 дням, в связи с чем, указанный период она должна была отработать. Поэтому право на назначение пенсии у неё наступило с ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 1 год 8 месяцев 8 дней = ДД.ММ.ГГГГ). Согласно действующему законодательству лицо, у которого наступает право на назначение трудовой пенсии вправе обратиться в Управление пенсионного фонда за 06 месяцев до назначения пенсии. Начиная с декабря 2013 года истица неоднократно обращалась в ПФР как <данные изъяты>, так и <данные изъяты>, однако ей неоднократно отказывали в устном порядке, тем самым лишая её право на судебную защиту. Только после обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Москве письменное заявление о назначении досрочной трудовой пенсии ей было принято в Управление ПФР в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ После рассмотрения её заявления УПФР в г.Ак-Довураке вынесло решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ с которым она согласна. В обоснование своего решения сотрудники пенсионного фонда указали на то, что в стаж работы лечебной деятельности не учтены периоды повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 месяц 10 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 19 дней. Считает, что она была направлена на курсы повышения квалификации с отрывом от производства по распоряжению работодателя, указанные курсы относятся непосредственно к ее профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков. В указанные периоды истец продолжала состоять в трудовых отношениях, ей выплачивалась заработная плата, отчислялись страховые взносы. В спорные периоды и по настоящее время истец работает оперирующим врачом гинекологом, то есть в должности, дающей право на льготное исчисление специального стажа. В силу ст. 187 ТК РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. На основании изложенного, в силу ст. ст. 21, 187 ТК РФ, в её специальный стаж лечебной деятельности подлежат включению периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении из расчета 1 год равный 1 году 6 мес. Считает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий льготный стаж, включая спорные периоды работы, составил более чем необходимые 30 лет, что дает ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ст. 27 Закон № 173-ФЗ с указанной даты. Длительное не назначение пенсии ей причинило моральные страдания и переживания. Сотрудники Пенсионного фонда являются государственными служащими, которых государство поставила на должности в целях обеспечения всех гарантированных Конституцией России прав. Если бы у неё изначально приняли бы письменное заявление и официально отказали в назначении пенсии, то с этого момента она могла бы обратиться за защитой своих прав в суд, пенсию она могла бы получать без задержки и волокиты. Ненадлежащими действиями сотрудников ПФР причинили моральные страдания, поэтому должны компенсироваться в денежной форме. Если исходить из того, что право на получение пенсии у неё наступило с ДД.ММ.ГГГГ г., то начиная с апреля 2014 г. по ДД.ММ.ГГГГ ей бы выплатили более <данные изъяты> рублей, которые истец просит взыскать с ПФР в ее пользу в качестве компенсации морального вреда. В связи с юридической не грамотностью истица была вынуждена обратиться за помощью к адвокату и заплатить за юридические услуги <данные изъяты> рублей. Просит признать незаконным решение ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. ПФР включить в её трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 год равным 1 году 6 месяцам; назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ; а также взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Истец Монгуш Ч.С. в суде поддержала иск по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
 

    Представитель истца С., поддержав истца, просила признать право истца Монгуш Ч.С. на досрочную трудовую пенсию по старости, удовлетворить иск в полном объеме.
 

    Представитель ответчика К. с требованиями истца не согласился, в удовлетворении иска просил отказать ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа лечебной деятельности, представав при этом письменное возражение на иск, в котором указано, что согласно пункту 2 Правил при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в части, не урегулированной правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516. Досрочная трудовая пенсия по старости предоставляется гражданам, чья работа связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (постоянной повышенной эмоциональной, психологической или физической нагрузкой, высокой степенью ответственности за результаты труда и т.д.). В период обучения на курсах повышения квалификации (другие подобные периоды) гражданин не выполняет своих служебных обязанностей, то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Вместе с этим период обучения на курсах повышения квалификации прямо не указан среди периодов, подлежащих включению в рассматриваемый стаж работы. Кроме этого в силу пункта 4 Правил, периоды выполняемой работы включаются в льготный стаж только при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. Поскольку в период обучения на курсах повышения квалификации гражданин фактически не работал, а, следовательно, не подвергал свое здоровье вредному воздействию в связи с выполнением профессиональной деятельности, управление ПФР полагает, что оспариваемые истцом периоды не подлежат включению в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. Согласно расчетам истца право на назначение трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ - возникло 15 июля 2014 года. При этом истец указал в заявлении, что в соответствии с действующим законодательством лицо, у которого возникло право на пенсию, имеет право обратиться в территориальный орган ПФР за 6 (шесть) месяцев до ее назначения. В силу пункта 2 статьи 18 Закона № 173-ФЗ Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с полномочиями представленными Правительством Российской Федерации постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17 № 19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Пунктом 7 Правил от 27.02.2002 № 17 № 19пб определено что, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. Управление ПФР полагает, что доводы истца относительно возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ с 15 июля 2014 года основаны на неверном расчете необходимого стажа, поскольку весь период трудовой деятельности истца (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подсчитан из расчета 1 год = 1 году 6 месяцам. Однако при подсчете необходимого стажа истцом не принято во внимание то, что: 1) период трудовой деятельности в должности врача акушера - гинеколога женской консультации Родильного <адрес> (записи в трудовой книжке 5, 6) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № засчитывается в стаж в календарном порядке; 2) отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - не засчитывается в льготный стаж (Акт по результатам документальной проверки сведений о трудовом стаже и заработке застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно расчету стажа необходимого для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ произведенному управлением ПФР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ льготный стаж истца составил - 29 лет 5 месяцев 15 дней. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. К исковому заявлению истцом документы, подтверждающие факт выплаты денежных средств представителю не приложены, доводы, указанные в исковом заявлении являются несостоятельными.
 

    Суд, выслушав участвующих лиц, учитывая позицию ответчика, изучив доводы, изложенные в иске и в возражении на него, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
 

    Согласно записи № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой книжки № № Монгуш Ч.С. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты> врачом интерном для прохождения интернатуры по <данные изъяты>.
 

    Далее, в связи с окончанием интернатуры Монгуш Ч.С. направлена в <данные изъяты>, где была принята на должность врача <данные изъяты>, что подтверждается записью № трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ
 

    В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности врача <данные изъяты> в женской консультации № <адрес>.
 

    В соответствии с записью № Монгуш Ч.С. ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода принята в <данные изъяты> на должность врача <данные изъяты>.
 

    Из решения ГУ УПФР в <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в удовлетворении заявления Монгуш Ч.С. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 ч. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа работы 30 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Общий стаж работы Монгуш Ч.С. составил 29 лет 5 месяцев 15 дней, при этом в стаж работы лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не учтены периоды нахождения в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с продолжительностью 2 дня; отпуск по уходу за ребенком до 1,6 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 месяцев 6 дней; периоды повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 01 месяц 10 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 19 дней. По имеющемуся стажу лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, право на указанную пенсию у Монгуш Ч.С. наступит при условии продолжения работы в этой должности с ДД.ММ.ГГГГ С вынесенным решением Монгуш Ч.С. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ г.
 

    Как следует из материалов дела, Монгуш Ч.С. в спорные периоды работала в <данные изъяты> (в последующем на основании Постановления Правительства Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ в результате реорганизации в форме слияния была переименованного в <данные изъяты>) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности врача <данные изъяты>; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца (№ 7-10), свидетельствами о повышении квалификации к диплому № №, а также представителем ответчика не оспариваются.
 

    Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
 

    Подпунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон № 173-ФЗ) предусмотрено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 указанной статьи).
 

    Льготный порядок исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен в настоящее время Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. В приложении к Правилам в Перечне структурных подразделений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа, поименованы врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие. Согласно абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Аналогичная правовая позиция выражена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П.
 

    По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
 

    В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
 

    Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 был предусмотрен льготный порядок исчисления стажа (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) для врачей - хирургов всех наименований, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачей- анестезиологов - реаниматоров, среднего медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачей - патологоанатомов и среднего медицинского персонала отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала.
 

    В соответствии с Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" должности заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации отнесены к руководителям; должность врач-специалист, в том числе врач-акушер-гинеколог отнесена к должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
 

    Согласно ст.21 Трудового кодекса РФ (далее- ТК РФ) работник имеет право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым Кодексом РФ.
 

    Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
 

    Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
 

    Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
 

    Пункт 7.9 должностной инструкции врача акушера-гинеколога предусматривает обязанность систематически повышать квалификацию.
 

    Прохождение курсов повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- 1 месяц 10 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- 19 дней, являлось для Монгуш Ч.С. обязательным условием работы в соответствующих должностях, и за время нахождения на курсах ей выплачивался средний заработок. Факт нахождения на курсах повышения квалификации подтверждается имеющимися в материалах дела свидетельствами и не оспаривается ответчиком.
 

    Как установлено судом, указанные периоды (всего 1 месяц 29 дней) засчитаны в общий страховой стаж в календарном исчислении, что следует из акта № от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- 1 месяц 10 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- 19 дней, подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Соответственно, исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
 

    Также истцом заявлено требование о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента обращения в пенсионный орган.
 

    Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
 

    Согласно пункту 2 данной статьи днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона.
 

    Также согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Обзоре судебной практики 27.09.2006 г. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года"), суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией в пенсионный орган, если при обращении в пенсионный орган истец по не зависящим от него причинам не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок, однако на время такого обращения фактически имел право на назначение пенсии, что впоследствии было установлено судом (вопрос 18).
 

    Таким образом, в данном случае определяющее значение имеет то обстоятельство, что на момент обращения в пенсионный орган у истицы имелось право на назначение пенсии или нет.
 

    Из материалов дела следует, что на день обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ общий страховой стаж истца составлял 19 лет 11 месяцев 19 дней, а специальный стаж без учета спорных периодов – 9 лет 5 месяцев 06 дней. По мнению ответчика у истца 29 лет 5 месяцев 15 дней специального стажа на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ, что следует из решения пенсионного органа.
 

    При этом периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в стаж медицинской деятельности не засчитаны, общая их продолжительность, по мнению ответчика, составила 1 месяц 29 дней. При льготном исчислении -1 год равный 1 году 6 месяцам, с учетом установленных судом обстоятельств, продолжительность этих периодов составляет 2 месяца 29 дней. С учетом подлежащих включению в специальный стаж Монгуш Ч.С. указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- 1 месяц 10 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.- 19 дней), общая продолжительность такого стажа на момент ДД.ММ.ГГГГ составляет 29 лет 6 месяцев 15 дней (29 лет 5 месяцев 15 дней + 1 месяц специального стажа(с вычетом засчитанного в календарном исчислении 1 месяца 19 дней). Таким образом, на момент обращения истца в пенсионный орган требуемый стаж в 30 лет не подошел, соответственно суд оснований для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ, не усматривает.
 

    Вместе с тем учитывая то, что истица реализовала свое право обращения за назначением трудовой пенсии и учитывая, что на момент вынесения судом решения ДД.ММ.ГГГГ она работает в той же должности- акушер-гинеколог в лечебном учреждении ГБУЗ РТ <данные изъяты>, что следует из трудовой книжки и пояснений самой истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с врачебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, пенсия должна быть ей назначена с даты возникновения права на нее - с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, судом установлено следующее.
 

    Согласно ст.151 Гражданского кодекса РФ(далее- ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
 

    В силу ч.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
 

    Как разъяснено в п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
 

    При рассмотрении данного требования суд исходит из того, что пенсионные права истца, которые были нарушены в связи с незаконным отказом в не включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии, относятся к имущественным правам, защита которых путем компенсации морального вреда возможна в силу прямого указания закона в конкретно определенных случаях, к каковым разрешаемое исковое требование не относится.
 

    Суду истцом доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий действиями ответчика, нарушающими ее личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ей другие нематериальные блага, компенсация которых гарантирована ст. 151 ГК РФ, не представлено.
 

    Соответственно, требования в этой части необоснованны и удовлетворению не подлежат.
 

    В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом за услуги представителя понесены расходы в <данные изъяты> рублей, что подтверждено представленной квитанцией.
 

    Учитывая обстоятельства данного дела, объем исследованных материалов, разумность пределов, суд присуждает с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей в счет возмещения понесенных истцом расходов на представителя.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

р е ш и л :
 

    Иск Монгуш Ч.С. к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> о признании незаконны решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов в трудовой стаж, возложении обязанности по назначению пенсии и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
 

    Признать незаконным Решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> об отказе в назначении трудовой пенсии по старости Монгуш Ч.С..
 

    Обязать Государственное учреждение –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <данные изъяты> включить в специальный стаж Монгуш Ч.С., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении один год за один год шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Назначить Монгуш Ч.С. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
 

    Взыскать с Государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в в пользу Монгуш Ч.С. расходы на услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Барун-Хемчикский районный суд - 05 ноября 2014 года (с учетом выходных и праздничных дней- 01, 02, 03, 04 ноября 2014 года).
 

    Судья                         С.Ш. Манчыылай