Дело № 2-733/2014
 

    Поступило 28.07.2014г.
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

21 октября 2014г. г. Барабинск.
 

    Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
 

    председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,
 

    при секретаре Саморуковой О.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хайновской Ольги Александровны к администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области о включении жилого дома в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Хайновская О.А. обратилась в суд с иском к администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в котором просила суд включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, скончавшегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, недвижимое имущество в виде жилого дома общей площадью 47кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; Признать за Хайновской Ольгой Александровной право собственности на жилой дом общей площадью 47кв.м., расположенного по адресу: <адрес> порядке наследования по закону(л.д.7-9).
 

    В обоснование заявленного исковых требований Хайновская О.А. указала в исковом заявлении, что жилой дом общей площадью 47кв.м., расположенный в <адрес> принадлежал на праве собственности ФИО2, которая умерла <данные изъяты> ФИО1, приходившийся сыном ФИО2, после ее смерти продолжал проживать в указанном жилом доме до момента своей смерти – <данные изъяты>. Истец Хайновская О.А. приходится сестрой ФИО1, фактически приняла наследство после смерти своего брата ФИО1 в виде указанного жилого дома, поскольку вступила во владение им: забрала себе на память вещи брата, семейные фотографии, стала нести расходы по платежам за электроэнергию, садила огород, производила текущий и капитальный ремонт в жилом доме, в течение 6 месяцев поле смерти ФИО1. Но фактическое принятие наследства при обращении к нотариусу подтвердить не смогла, в связи, с чем нотариусом ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти(л.д.7-10).
 

    Истица Хайновская О.А. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные содержащимся в иске, а также пояснила о том, что супруг ФИО2 умер ранее ФИО2 – в <данные изъяты>. Ее брат ФИО1 не состоял ни с кем в зарегистрированном браке, не имел детей. После смерти брата – ФИО1 она присматривала за домом, месяца через три после его смерти произвела необходимый текущий ремонт, оплачивала необходимые коммунальные услуги(л.д.51-53, 58-59).
 

    Представитель ответчика – администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, о причинах неявки не уведомлял, письменных возражений на заявленные требования не представил.
 

    Третье лицо на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора- Кохман Т.А. в судебном заседании пояснила о том, что не возражает против удовлетворения требований, заявленных истицей Хайновской О.А., не претендует на наследство, оставшееся после смерти ФИО1. Обстоятельства, на которые указывает Хайновская О.А. в обоснование заявленных требований, соответствуют действительности(л.д.53,59).
 

    Выслушав пояснения истицы Хайновской О.А., третьего лица Кохман Т.А., выслушав показания свидетеля ФИО6 и изучив представленные суду доказательства, суд приходит к мнению, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Жилой <адрес> имеет общую площадь 47,0кв.м., принадлежал на праве собственности ФИО2 на основании договора дарения от 26.03.1958г., реестр №, что подтверждается дубликатом договора дарения от 26.03.1958, зарегистрированного в реестре за № <адрес> нотариальной конторы(л.д.24), информацией ОГУП «Техцентр <адрес>» № от 20.05.2014 о наличии, местоположении, составе, техническом состоянии, оценке и принадлежности недвижимого имущества по результатам обследования в натуре 17.01.2085(л.д.16), кадастрового паспорта здания от 30.07.2013 №л.д.22).
 

    Земельный участок, местоположение которого установлено относительно ориентира с почтовым адресом: <адрес>, имеющий кадастровый №, находится в государственной собственности, а ФИО2 учтена в Государственном кадастре недвижимости как его правообладатель, что следует из кадастрового паспорта земельного участка от 29.07.2013 №(л.д.19-20).
 

    ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти серии №(л.д.29), на момент смерти проживала и была зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом доме, что подтверждается домовой книгой для прописки граждан, проживающих в <адрес>(л.д.11-13), адресной справкой ОУФМС России по <адрес> в отношении ФИО2 от 29.11.2013(л.д.27).
 

    После её смерти в срок, установленный законом для принятия наследства, к нотариусу с заявлением о принятии наследства никто не обращался, а после истечения срока для принятии наследства обратилась дочь – Хайновская Ольга Александровна, которая является истицей по настоящему гражданскому делу, и которой был выдан отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство, так как пропущен срок для принятия наследства. С заявлениями об отказе от наследства никто не обращался, свидетельства о праве на наследство не выдавались, что следует из сообщения нотариуса нотариального округа <адрес> № от 15.08.2014(л.д.44), сообщения нотариуса нотариального округа <адрес> № от 22.07.2014 в адрес Хайновской О.А.(л.д.25,47).
 

    Как следует из ст.5 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ(ред. от 11.11.2003)"О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" часть третья Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
 

    Согласно статье 1 указанного закона часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 2002 года.
 

    Наследство, оставшееся после смерти ФИО2, открылось до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку она умерла 02.01.2001, следовательно, к правоотношениям, связанным с наследованием имущества оставшегося после её смерти, подлежат применению положения Гражданского кодекса РСФСР.
 

    В соответствии со ст.532 Гражданского кодекса РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются в первую очередь дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
 

    В соответствии с ч.2 ст.546 Гражданского кодекса РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
 

    В соответствии со ст.546 Гражданского кодекса РСФСР принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
 

    Супруг ФИО2 – ФИО3 умер ранее наступления смерти супруги – ФИО2, что подтверждается свидетельством о смерти ФИО3 серии №(л.д.17), следует из пояснений истицы и третьего лица, не доверять которым у суда нет оснований(л.д.51-53,58-59).
 

    У ФИО2 имелось трое детей: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГрождения, Кохман Татьяна Александровна ДД.ММ.ГГГГрождения и Хайновская(до заключения брака – ФИО4) Ольга Александровна ДД.ММ.ГГГГрождения, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО1 серии №(л.д.18), свидетельством о рождении Кохман Т.А. серии №(л.д.33), свидетельством о рождении ФИО4 серии I№(л.д.30) и свидетельством о заключении брака ФИО4 и ФИО5 серии №, согласно которому после заключения брака 10.07.1976 ФИО4 была присвоена фамилия «Хайновская»(л.д.32). Наследство после смерти ФИО2 в виде указанного жилого <адрес> фактически принял сын ФИО2 - ФИО1, поскольку как установлено выше он являлся сыном ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, которой принадлежал при жизни на праве собственности указанный жилой дом, фактически проживал в данном жилом доме и был зарегистрирован по месту жительства в данном жилом помещении с 11.07.1988. и в течение 6 месяцев со дня смерти наследодателя ФИО2, что нашло подтверждение в судебном заседании домовой книгой для прописки граждан, проживающих в <адрес>(л.д.11-13), адресной справкой ОУФМС России по <адрес> в отношении ФИО1(л.д.26), показаниями свидетеля ФИО6(л.д.59-61), допрошенной в ходе судебного заседании, а также следует из пояснений истицы и третьего лица, которые указали о том, что они не совершали действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства после смерти их матери ФИО2 (л.д.51-53,58-59).
 

    Следовательно, в силу приведенных положений Гражданского кодекса РСФСР, наследственное имущество в виде жилого <адрес>, с момента смерти наследодателя – ФИО2, то есть с ДД.ММ.ГГГГ принадлежало её наследнику – сыну ФИО1.
 

    Однако ФИО1 не оформил своих наследственных прав на наследственное имущество в виде жилого <адрес>, поскольку не обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2, что подтверждается сообщением нотариуса нотариального округа <адрес> № от 15.08.2014(л.д.44), следует из уведомления Управления Росреестра по <адрес> № от 24.07.2013 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и следок с ним запрашиваемых сведений(л.д.21), согласно которому данные о зарегистрированных правах в отношении указанного жилого дома отсутствуют.
 

    ФИО1 ДД.ММ.ГГГГрождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельства о смерти серии №(л.д.28), как установлено выше, не успев надлежаще оформить документы, подтверждающие её право собственности жилой <адрес>.
 

    Учитывая разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, данные в соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности ФИО1 на жилой <адрес>, является основанием для заявления требования о включении этого имущества в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1.
 

    При указанных обстоятельствах исковое требование о включении в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом площадью 47,0кв.м., имеющий кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, подлежит удовлетворению.
 

    Также подлежит удовлетворению требование Хайновской О.А. о признании за ней права собственности на жилой дом площадью 47,0кв.м., имеющий кадастровый №, расположенный по адресу <адрес> виду следующих обстоятельств.
 

    ФИО1 умер после введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, к правоотношениям, возникшим вследствие его смерти применяются положения данного закона.
 

    Истец Хайновская Ольга Александровна является родной сестрой ФИО1, что подтверждается свидетельствами о рождении ФИО1 серии №(л.д.18), свидетельством о рождении ФИО4 серии №(л.д.30) и свидетельством о заключении брака ФИО4 и ФИО5 серии № (л.д.32).
 

    В соответствии с ч.1 ст.1143 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя.
 

    Следовательно, Хайновская О.А. является наследником второй очереди по закону после смерти ФИО1.
 

    После смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГрождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное не дело, с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства никто не обращался, свидетельства о праве на наследство не выдавались, что следует из сообщения нотариуса нотариального округа <адрес> № от 15.08.2014(л.д.44).
 

    Как указано выше, судом установлено, что ФИО1 на момент её смерти принадлежал на праве собственности жилой <адрес>, в силу фактического принятия наследства, открывшегося после смерти его матери – ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в виду казанного жилого дома. которой он принадлежал на праве собственности на основании договора дарения от 26.03.1958.
 

    Согласно ст. 1152 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
 

    Как следует из ст. 1154 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
 

    Из ст. 1153 ч.1 и ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что принятие наследства может быть осуществлено, в том числе и путем фактического принятия наследства, а именно, совершения наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
 

    В судебном заседании нашло свое подтверждение, что Хайновская О.А. после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, фактически приняла принадлежавшее умершему ФИО1 наследственное имущество, в том числе в виде указанного жилого дома, что выразилось во вступлении Хайновской О.А. во владение жилым домом № по <адрес> и принятии мер по его сохранности в течение установленного законом 6-месячного срока.
 

    Так, свидетель ФИО6 суду пояснила, что истица Хайновская О.А. приходится ей свекровью. Также она была знакома с матерью истицы ФИО2, которая на момент своей смерти проживала в <адрес>, где после остался проживать брат истицы – ФИО1, который также вскоре умер. Сразу после смерти ФИО1 Хайновская О.А. стала присматривать за домом № по <адрес>, чтобы дом не пропал. Также по поручению Хайновской О.А. за домом присматривали её сын, муж и она сама(свидетель). Таким образом они присматривали за данным домом до лета, после чего переварили в нем отопление, провели там свет, восстановили забор – все работы делались по поручению Хайновской О.А.(л.д.59-61).
 

    При указанных обстоятельствах нашло свое подтверждение, что Хайновская О.А. фактически приняла наследство в виде жилого дома площадью 47,0кв.м., расположенный по адресу <адрес> после смерти ее брата ФИО1, а требование истца о признании права собственности Хайновской Ольги Александровны ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, на жилой дом площадью 47,0кв.м., имеющий кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
 

Руководствуясь ст. 194- ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом площадью 47,0кв.м., имеющий кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>.
 

    Признать право собственности Хайновской Ольги Александровны, ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, на жилой дом площадью 47,0кв.м., имеющий кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд через Барабинский районный суд Новосибирской области.
 

    Председательствующий
 

    Решение составлено в окончательной форме 23.10.2014.
 

    Судья