Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2014 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Саянкиной И.Т., при секретаре Шапкиной И.М., с участием истца Борисова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова ФИО5 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
установил:
Борисов Н.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области, обосновывая требования тем, что обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Балашовском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, с указанием зачтенного 16 лет 9 месяцев 29 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам пп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исчисленной по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П., с исключением из специального стажа периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР и РФ на офицерских должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Истец считает принятое пенсионным органом решение незаконным, поскольку на дату обращения имеет специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и при прохождении военной службы действовало Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года об утверждении Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где в пп. «г» п.1 содержалось, что учителям служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Кроме того, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановлением правительства РФ от 11 июня 2002 года № 516; в соответствии со ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, установленный для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовавший до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. За защитой нарушенных пенсионных прав истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения Государственного учреждения Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ года, в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, включении указанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, признании права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец Борисов Н.В. настаивает на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Ответчик Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки суд не известил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении требований отказать, указывая, что п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается трудовая пенсия ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, при определении права на данный вил пенсии указанная норма применяется в совокупности с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, с применением Постановления от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановления от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включение данного периода в специальный стаж не предусмотрено ни Правилами № 781 от 29.10.2002 года, ни Правилами № 516 от 11.07.2002 года, ни Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», ни разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц за выслугу лет до введения нового правового регулирования. Установление пенсий за выслугу лет педагогических и медицинских работников до 01 октября 1993 года регулировалось Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, где п. 1 предусматривалось, что в стаж работы включается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 г. № 1397. На 01.10.1993 года (дата утраты действия Постановления № 1397 от 17.12.1959 г.) стаж работы Борисова Н.В. в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959 г. № 1397, составляет 0 лет 0 месяцев 0 дней (л.д.22-23).
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации и Федеральными законами.
Положением части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагается правовая определенность и связанная с нею предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимого для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.
Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав, по нормам ранее действующего законодательства.Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Нормативно-правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Борисовым Н.В. военной службы в Вооруженных Силах СССР, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 действовало до признания его утратившим силу на территории Российской Федерации, по основаниям постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года № 953; пунктом 1 указанного Положения предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Исходя из пункта 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В п.п.1.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указано, что в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» пенсии за выслугу лет назначаются независимо от возраста: учителям и другим работникам просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Пунктом 3.2 данного Инструктивного письма предусмотрено, что в соответствии с абзацем вторым п.2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, во внешкольных детских учреждениях и др.
Принимая во внимание, что на момент обращения Борисова Н.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, истцом выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на льготную пенсию, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, подлежит включению для назначения досрочной трудовой пенсии прохождение службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права гражданина на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Дипломом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что Борисов ФИО6 поступил в ДД.ММ.ГГГГ году в Пермское высшее военное командное училище МВД СССР и окончил в ДД.ММ.ГГГГ году по специальности командная тактическая мотострелковых войск, с присвоением квалификации офицер мотострелковых войск с высшим военно-специальным образованием, преподаватель начального военного обучения (л.д.46).
Военным билетом №, выданным Борисову ФИО7, Ленинским райвоенкоматом г.Саратова ДД.ММ.ГГГГ года, с указанием об окончании Пермского высшего военного командного училища МВД СССР в ДД.ММ.ГГГГ году, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсант, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- командиром взвода, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – зам. командира роты, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира взвода, об увольнении в запас по сокращению штатов (л.д.15, 45).
Записями в трудовой книжке, выданной Борисову ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года, с отражением, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ВС РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –преподаватель ОБЖ в средней школе № г.Балашова, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподаватель ОБЖ, учитель физического воспитания средней школы № г.Балашова (с ДД.ММ.ГГГГ – общеобразовательное учреждение гимназия №) (л.д.16-18).
Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе № от ДД.ММ.ГГГГ Борисову Н.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (л.д.11).
Протоколом Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение не включать в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР и РФ на офицерских должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14).
Доводы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе засчитать период военной службы в Вооруженных Силах СССР в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Борисову Н.В. в связи с осуществлением педагогической деятельности, по указанным основаниям опровергаются нормами пенсионного законодательства и толкованием о конституционных правах граждан на социальное обеспечение.
На дату обращения Борисова Н.В. следует руководствоваться указанными нормами, как установлено в суде и подтверждается материалами дела, на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составлял 25 лет 3 месяца 29 дней, в связи с чем имеется необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, поэтому требования истца о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности со дня обращения подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, что Положение, утвержденное Постановлением от 17 декабря 1959 года № 1397 в соответствии с частью 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 не применяется на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года, а истец педагогического стажа на день отмены Положения не имел, суд находит несостоятельными, поскольку в 1993 году истец не обращался за назначением пенсии, поэтому оценка продолжительности его педагогического стажа на 1 октября 1993 года неправомерна, такая оценка должна производиться на момент обращения с заявлением о назначении пенсии.
При установленных обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в части не включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск Борисова ФИО9 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда в Балашовском районе Саратовской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периода прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации на офицерских должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право Борисова ФИО10 на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области включить Борисову ФИО11 в стаж для назначения в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона, период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации на офицерских должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе произвести назначение Борисову ФИО12 трудовой пенсии по старости со дня обращения в государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Т. Саянкина