Дело № 2-125/2014 года
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Баево                                                                                                       27 октября 2014 года
 

    Баевский районный суд Алтайского края в составе:
 

    Председательствующего судьи Ващенко В.А.,
 

    с участием помощника прокурора Баевского района Гайдамакина Е.А.,
 

    при секретаре Приходько К.Н.,
 

             рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баевского района в интересах Водолага Олеси Петровны к КГБУЗ «Баевская центральная районная больница» о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25% и взыскании задолженности по заработной плате,
 

        У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Баевского района Алтайского края обратился в Баевский районный суд с исковым заявлением в интересах Водолага О.П. к КГБУЗ «Баевская ЦРБ» о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 25% и взыскании задолженности по заработной плате.
 

          В обоснование исковых требований, указал, что Водолага О.П. работает в КГБУЗ «Баевская ЦРБ» в должности медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. Заработная плата в нарушение действующего трудового законодательства, ей начислялась с 20% районным коэффициентом, вместо 25%. Заявленные исковые требования прокурор мотивировал нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
 

         В связи с чем, просил суд взыскать в пользу Водолага О.П. недоначисленную заработную плату в размере 711 руб. 31 коп. за май, июнь, июль 2014 года.
 

    Признать право Водолага О.П. на получение заработной платы в Краевом государственном учреждении здравоохранения «Баевская центральная районная больница» с учетом районного коэффициента в размере 25% начиная с 01 августа 2014 года и на период действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
 

    В судебном заседании помощник прокурора Баевского района Гайдамакин Е.А., уточнил и увеличил исковые требования, просил взыскать в пользу Водолага О.П., за период с 01 мая 2013 года по 31 июля 2014 года, образовавшуюся задолженность по неуплате 5% районного коэффициента к заработной плате в размере 1275 рубля 52 копеек.
 

    Просил признать право Водолага О.П. на получение заработной платы в Краевом государственном учреждении здравоохранения «Баевская центральная районная больница» с учетом районного коэффициента в размере 25% начиная с 01 августа 2014 года и на период действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», по доводам изложенным в исковом заявлении.
 

    Истец Водолага О.П., представитель ответчика, третьи лица о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
 

    На основании ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения прокурора, суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    В представленном отзыве Комитета по финансам, кредитной и налоговой политике Администрации Алтайского края указывается, что исковые требования необоснованны, Постановление Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997 года, носит рекомендательный характер, а органами исполнительной власти Алтайского края нормативно - правовой акт, об установлении районного коэффициента 1,25%, не принят. Финансирование повышающего коэффициента по заработной плате бюджетом субъекта РФ не предусмотрено.
 

    В представленном отзыве Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, указывает, что исковые требования не обоснованны, в обоснование указал, что Постановление Правительства Российской Федерации №1631 от 27.12.1997 года, носит рекомендательный характер, а органами исполнительной власти Алтайского края нормативно правовой акт, об установлении районного коэффициента 1,25%, не принят. Финансирование повышающего коэффициента по заработной плате бюджетом субъекта РФ не предусмотрено. Кроме того, считает, что прокурором Баевского района пропущен срок для обращения в суд.
 

    Выслушав помощника прокурора Баевского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
 

    В судебном заседании установлено, что истец Водолага О.П. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Баевская ЦРБ».     
 

    В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.
 

         В силу ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
 

         Согласно ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
 

         В силу ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.     
 

         Приказом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ истец принят на должность медицинской сестры по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, с установлением должностного оклада 6039,33 рублей в месяц.       
 

         Как следует из материалов дела и не оспаривалось стороной ответчика, заработная плата Водолага О.П. начислялась путем прибавления районного коэффициента в размере 20% к должностному окладу.
 

         Между тем, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 07.10.2011 №3-В11-31 указал, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
 

          Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
 

        Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
 

          Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
 

         Следовательно, оплата труда Водолага О.П. в оспариваемый период производилась с нарушением трудового законодательства.
 

    Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
 

    В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
 

    ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за № 325/24 17 августа 1971г. было принято постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
 

    Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Баевского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Баевского района. Расходы, согласно постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
 

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 г. районный коэффициент к заработной плате на территории Баевского района определен в размере 1,25.
 

    В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.
 

    Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
 

    Постановление № 1631 от 27 декабря 1997г. «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
 

    Таким образом, отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края, о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
 

    В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что право истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента 25% нарушено, подлежит восстановлению.
 

    Доводы о том, что Постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 года, носит рекомендательный характер, а органами исполнительной власти Алтайского края нормативно правовой акт, об установлении районного коэффициента 1,25%, не принят, во внимание приняты судом быть не могут по основаниям, изложенным выше в решении.
 

    В силу требований ст. 56, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Устава Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Баевская центральная районная больница» суд взыскивает недоначисленную и невыплаченную заработную плату истцу с работодателя, КГБУЗ «Баевская ЦРБ».
 

    Расчеты не начисленной и не выплаченной заработной платы в виде недоначисленного 5% районного коэффициента за периоды взыскания произведены правильно, сторонами не оспариваются, в связи с чем, суд принимает их за основу и взыскивает эти денежные суммы в пользу истца.
 

    Так же не принимается судом довод представителя третьего лица, Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о том, что прокурором Баевского района пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
 

    В соответствии со ст.392 ТК РФ, срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора составляет три месяца со дня, когда работник узнал или должен узнать о нарушении своего права.
 

    Прокурор Баевского района обратился в суд с исковым заявлением согласно штемпеля суда 22 августа 2014 года, при этом период начала взыскания недоначисленной заработной платы обозначив с мая 2014 года, в связи с чем суд считает что срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора прокурором Баевского района не пропущен.
 

    В силу требований ст. 56, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Устава
 

    На основании изложенного суд находит, что заявленные исковые требования прокурора Баевского района, в том числе о признании за Водолага О.П. права на получение заработной платы по месту работы с учетом районного коэффициента в размере 25%. подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с КГБУЗ «Баевская ЦРБ», подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора Баевского района Алтайского края удовлетворить.
 

        Признать право Водолага Олеси Петровны на получение заработной платы в Краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Баевская центральная районная больница» с учетом районного коэффициента в размере 25% с 01 августа 2014 года и на период действия постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
 

    Взыскать с Краевого государственного учреждения здравоохранения «Баевская центральная районная больница» в пользу Водолага Олеси Петровны недоначисленную заработную плату за май, июнь, июль 2014 г. в размере 1275 рублей 52 копеек.
 

    Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Баевская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования «Баевский район» Баевского района Алтайского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятии в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Баевский районный суд Алтайского края.
 

    Судья Баевского районного суда
 

    Алтайского края      В.А. Ващенко