Дело № 2-1212/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе
 

    председательствующего Гульновой Н.В.,
 

    при секретаре Учителевой В.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
 

    30 октября 2014 года
 

    гражданское дело по иску Соломенцевой Т.Г. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
 

    У С Т А Н О В И Л:
 

    Соломенцева Т.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа об обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья.
 

    Свои требования мотивировала тем, что она является собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата>., о чем <дата>. также выдано свидетельство о государственной регистрации права. По заключению СФ ВНИМИ от <дата>. № указанный дом по <адрес> находится на подработанной территории ликвидированной ш. «Анжерская», подлежит сносу по условию подработки.
 

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от <дата>. за ней признано право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья в г. Анжеро-Судженск из расчета 33 кв.м., суд обязал администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Соломенцеву Т.Г. в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого.
 

    Из постановления судебного пристава-исполнителя от 15.05.2013г. следует, что 07.05.2013г. поступил протокол Минэнерго РФ о включении ФИО2 в списки на предоставление социальной выплаты. Администрацией Анжеро-Судженского городского округа ей по этому поводу уведомлений не вручалось. На ее обращение о предоставлении жилья за счет социальной выплаты, на которую она имеет право, в Администрации города ей пояснили, что поскольку квартира по <адрес> оформлена по наследству в долевую собственность по ? доле на нее и ФИО5, то расселить ее в текущем году нет возможности. Полагает, что отказ ответчика по указанным мотивам нарушает ее права. Более того, со слов работников Администрации города она не будет расселена до тех пор, пока ФИО5 и ФИО6 не снимутся с регистрационного учета по <адрес> и не переоформят на ее имя ? долю в квартире.
 

    Соседние квартиры и близлежащие дома почти полностью расселены, она разрушаются и зарастают бурьяном. Проживание в спорной квартире стало небезопасным. Другого жилья в собственности или по договору социального найма она не имеет, вышеуказанная квартира является ее единственным местом жительства, поэтому в случае сноса ей будет необходима социальная помощь государства.
 

    Просила суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей социальную выплату для приобретения жилья по норме из расчета на одиноко проживающих граждан - 33 кв.м.
 

    В судебное заседание истец Соломенцева Т.Г. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя.
 

    Представитель истца Легенкина Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полностью поддержала.
 

    В судебном заседании представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Петракова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что поскольку Соломенцевой Т.Г. принадлежит не полностью дом, а ? его доля, то расселить они её не имеют возможности. Для того, чтобы выплатить истцу социальную выплату, ФИО11 должны сняться с регистрационного учёта по данному адресу, а также переоформить свою долю на Соломенцеву.
 

    Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ, в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
 

    Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Соломенцевой Т.Г., представителя Министерства энергетики РФ.
 

    Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
 

    Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата>. Соломенцевой Т.Г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата>. принадлежит ? доля в праве на квартиру по адресу <адрес> (лд.8).
 

    Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от <дата>. по гражданскому делу по иску Соломенцевой Т.Г., ФИО6, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО5, к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ отменено решение Анжеро-Судженского городского суда от <дата> в части отказа Соломенцевой Т.Г. в удовлетворении исковых требований, в отменённой части принято новое решение, которым за Соломенцевой Т.Г. признано право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья в г.Анжеро-Судженске из расчета 33 кв.м., при этом суд обязал администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Соломенцеву Т.Г. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности (л№
 

    Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя УФССП по КО МОСП по особо важным исполнительным производствам от 15.05.2013г. следует, что <дата>. возбужденно исполнительное производство № на основании исполнительного листа № № выданного Анжеро-Судженским городским судом <дата>. по делу № №, вступившему в законную силу <дата>. Предмет исполнения – обязать включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья Соломенцеву Т.Г. В ходе исполнения исполнительного документа, установлено, что 07.05.2013г. поступил протокол из Минэнерго РФ о включении Соломенцевой Т.Г. в списки о предоставлении жилья. В связи с чем, исполнительное производство № окончено (л.д.24).
 

    Согласно Протоколу №№ от <дата>. совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта «Анжерская» ОАО УК «Кузбассуголь» Соломенцева Т.Г. (<адрес>, ? доля в праве) включена в указанный список (л.д. №
 

    Из справки МП «ЕРКЦ» от 20.08.2014г. следует, что в жилом доме по адресу: <адрес>3 зарегистрированы: истец – Соломенцева Т.Г. с <дата> года, а также ФИО5, ФИО6 с 09.11.2010г. (не члены семьи Соломенцевой Т.Г.) (л.д.11).
 

    Из сообщения администрации Анжеро-Судженского городского округа от 14.12.2011г. на обращение Соломенцевой Т.Г., следует, что на основании заключения СФ ВНИМИ № от <дата>. дом по <адрес> подлежит сносу по условию подработки ликвидированной ш. «Анжерская». Для включения в дополнительный список на приобретение жилья Соломенцевой Т.Г. необходимо переоформить ? долю квартиры ФИО5 на себя, выписать ФИО6, ФИО5, так как дважды социальная выплата из федерального бюджета не предоставляется, предоставить справку №8а, решение суда о включении в данный список, т.к. ФГБУ «ГУРШ» не утверждает список граждан, у которых право собственности и прописка менее 5 лет (лд.12).
 

    Из сообщения администрации Анжеро-Судженского городского округа от 20.05.2014г. на обращение Соломенцевой Т.Г., следует, что по ликвидированным шахтам, жилье предоставляется гражданам взамен сносимо ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. При расселении всех граждан из дома по <адрес>, дом должен быть снесен, но так как квартира по <адрес> оформлена по наследству в долевую собственность по ? доле на Соломенцеву Т.Г. и ФИО5, то расселить истца в текущем году не представляется возможным (л.д.25).
 

    Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> ЕГРП № (л.д.№) в период с <дата> (дата вынесения решения Анжеро-Судженским городским судом решения по иску Соломенцевой Т.Г. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении ее в списки граждан на получение жилья) по <дата> Соломенцевой Т.Г., <дата> года рождения, принадлежали следующие объекты недвижимого имущества:
 

    ? доля в праве на квартиру по адресу: <адрес>,
<адрес> дата регистрации права <дата> года, основание регистрации – договор приватизации от <...>,
 

    ? доля в праве на квартиру, по адресу: <адрес> дата государственной регистрации права – <дата> года, основание регистрации - свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Анжеро-Судженского нотариального округа ФИО9 <дата> года.
 

    Разрешая требования истца об обязании ответчика предоставить социальную выплату для приобретения жилья, суд руководствуется следующим:
 

    Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
 

    Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…    
 

    Согласно ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
 

    Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002 г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.
 

    Вопросы предоставления социальной выплаты для приобретения жилья, основания и порядок ее предоставления регулируются Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005г. «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», а также Постановлением Правительства РФ №840 от 24.12.2004г. «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке ее финансирования».
 

    Согласно п.8 Перечня Мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. за № 840, в реализацию программы входит: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
 

    Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005г "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются на счет органа местного самоуправления в виде межбюджетных трансфертов.
 

    Согласно п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации, в том числе, следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
 

    В силу п.8 указанных Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
 

    Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
 

    Решая вопрос о ликвидации организации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
 

    Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
 

    Согласно п. 9 указанных Правил…     размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
 

    Согласно п.10 указанных Правил… норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)
 

    33 кв. метра - для одиноких граждан;
 

    42 кв. метра - на семью из 2 человек.
 

    В соответствии с п.12 Правил, орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
 

    В соответствии с п.2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
 

    Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
 

    Как указал Верховный Суд РФ в определении от 23.03.2013 г. N 22-В12-2 в компетенцию суда не входит проверка законности вступивших в законную силу судебных постановлений, вынесенных ранее в рамках гражданского судопроизводства.
 

    Судом установлено, что истец включена в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта «Анжерская» на основании апелляционного определения Судебной коллегии Кемеровского областного суда от 06.07.2012г., которым за ней также признано право на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения из расчёта 33 кв.м. Данный судебный акт имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего гражданского дела.
 

    Согласно Протоколу №№ от <дата>. совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта «Анжерская» ОАО УК «Кузбассуголь» Соломенцева Т.Г. (<адрес>, ? доля в праве) включена в указанный список (л.д. ), то соответственно имеет право на получение социальной выплаты
 

    Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования. Законом не предусмотрена обязанность у гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты, осуществлять снятие с регистрационного учёта иных зарегистрированных с ним лиц, выкупать у них доли в праве на жилое помещение.
 

    Таким образом, проанализировав данные обстоятельства в совокупности с приведенными выше нормами законодательства, суд приходит к выводу, что включение истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ и отсутствие у нее иного жилого помещения на день разрешения требований в суде, является безусловным основанием для предоставления истцу социальной выплаты на приобретение жилья.
 

    Доводы представителя ответчика о том, что для предоставления социальной выплаты ФИО13 должны сняться с регистрационного учёта по данному адресу, а также ФИО5 переоформить свою ? долю на Соломенцеву Т.Г., не основаны на законе.
 

    Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованны, законны, подлежат удовлетворению, суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Соломенцевой Т.Г., подлежащей переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности, социальную выплату из расчета 33 кв.м., как на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Кемеровской области на дату фактического предоставления социальной выплаты.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

    Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Соломенцевой Т.Г. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворить:
 

    Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Соломенцевой Т.Г., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, подлежащей переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте «Анжерская» непригодным для проживания по критериям безопасности, социальную выплату из расчета 33 кв.м., как на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на территории Кемеровской области по месту проживания на дату фактического предоставления социальной выплаты.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
 

    Председательствующий: