Дело № 2-244/2014
 

 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    г. Андреаполь                                 22 октября 2014 года
 

        Андреапольский районный суд Тверской области в составе:
 

    председательствующего судьи С. А. Алексеева,
 

    при секретаре Синёвой Е. В.,
 

    с участием истца Крыловой Е. Н., представителя истца Синатова К. А.,
 

    представителя ответчика – ТОСЗН <адрес> Могильниковой Г. С.,
 

    рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крыловой Е.Н. к ТОСЗН <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, третье лицо: МУ администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, о признании права на получение мер социальной поддержки.
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Крылова Е. Н. обратилась в суд с иском к ТОСЗН <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, третье лицо: МУ администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, о признании права на получение мер социальной поддержки.
 

    Свои требования мотивировала тем, что решением Молоковского районного суда <адрес>, по делу в отношении неё, принято решение об отобрании от матери К.Т.А., передаче опекуну П.Н.Н.
 

    Решением Молоковского районного суда по делу № в исковых требованиях К.Т.А. об отмене ограничений в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери Крыловой Е. Н. отказано. Таким образом, она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
 

        В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
 

        Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона). Она, достигнув возраста 18 лет, обратилась с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся и предоставлении жилого помещения в администрацию <адрес> сельского поселения и отдел опеки и попечительства <адрес>.
 

        При этом, ей Могильникова Г. С. дала разъяснения об отсутствии таковых прав, аналогичные разъяснения получены и в <адрес> сельском поселении.
 

        По вопросам реализации соответствующих прав, летом ДД.ММ.ГГГГ было предпринято обращение к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Астахову П. А., от которого получены разъяснения о наличии таковых прав.
 

        В ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась с соответствующим заявлением в администрацию <адрес> сельского поселения, однако были получены разъяснения об отсутствии права на предоставление жилого помещения ввиду достижения последней 25 лет.
 

        Вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на соответствующий учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, может быть разрешен при наличии к тому уважительных причин.
 

        Органы опеки и попечительства, представители органов местного самоуправления, вопреки надлежащему исполнению своих обязанностей по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, не провели надлежащее разъяснение её прав на обеспечение жилым помещением, не предупредили о «срочном» характере реализации права на обеспечение жильем. Она также не обладает специальными познаниями, не знакома с законодательством, регулирующим предоставление мер социальной поддержки детям указанных категорий.
 

        В возрасте <данные изъяты> она родила ребенка, в связи с чем, была занята уходом и воспитанием.
 

        Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
 

        Отсутствие разъяснительной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в органах опеки и попечительства и органах местного самоуправления, является виной должностных лиц данных органов и не может приводить к нарушению законных прав несовершеннолетних.
 

        Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся кроме прочего жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 

        В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
 

        Просит: Признать Крылову Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшим свое право на обеспечение жильем.
 

        Восстановить за Крыловой Е. Н. право быть признанной нуждающейся в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
 

        Обязать ТОСЗН <адрес> выдать заключение о включении Крыловой Е. Н. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 

        Обязать Министерство социальной защиты населения <адрес> включить Крылову Е. Н. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
 

        Истец Крылова Е. Н. и ее представитель по доверенности – Синатов К. А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, с учетом их увеличения, в полном объеме.
 

        Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, от него поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление, согласно которому, он просит полностью отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что положения ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на истца не распространяются, так как право на внеочередное предоставление жилья истцом утрачено, поскольку он не встал на учет до достижения им 23-летнего возраста, при этом, восстановление срока постановки на льготный учет, законом не предусмотрено. В настоящий момент установить статус истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно, так как, абз. 4 ст. 1 названного Закона определяет таких граждан как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, а истец достиг возраста 25 лет.
 

        Представитель ответчика – ТОСЗН <адрес> Могильникова Г. С. в судебном заседании полностью поддержала позицию Министерства социальной защиты населения <адрес>, пояснив, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, за Крыловой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, соответственно, никакого другого жилого помещения на территории <адрес>, при таких обстоятельствах, закреплено за истицей, быть не может. Кроме того, ни сама истица, ни ее опекун в установленном законом порядке по вопросу о включении Крыловой Е. Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в ТОСЗН <адрес> – не обращались.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - МУ администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело без участия представителя.
 

    Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований, заявленных истцом, необходимо отказать по следующим основаниям.
 

    В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен его.
 

    Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
 

    В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
 

    Согласно действовавшей до 01 января 2013 г. редакции п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
 

    По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием для возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являлось наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
 

    При этом, возникновение права на получение жилья законодателем было связано не только с окончанием пребывания названных лиц в любом из вышеперечисленных учреждений, но и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы, а также подтверждением ими документально нуждаемости в жилом помещении.
 

    Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
 

    В частности, согласно ч. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    При этом как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
 

    Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых названным Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановления срока постановки на льготный учет.
 

    Из свидетельства о рождении (л.д. 10) следует, что Крылова Е. Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её родители: отец – К.Н.И., мать – К.Т.А.
 

    Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19) подтверждено, что К.Н.И. и К.Т.А. признаны <данные изъяты>.
 

    На основании постановления главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), опекуном несовершеннолетней Крыловой Е. Н. назначена П.Н.Н.
 

    Из постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) следует, что за несовершеннолетней Крыловой Е. Н. закреплена жилая площадь по месту прописки <адрес>
 

    Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16) подтверждено, что К.Т.А. ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Крыловой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ. Крылова Е. Н. передана опекуну П.Н.Д.
 

    На основании решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18), в удовлетворении исковых требований К.Т.А. по отмене ограничения в родительских правах в отношении несовершеннолетней дочери Крыловой Е. Н. – отказано.
 

    Материалами дела (л.д. 53-57) подтверждено, что Крылова Е. Н. в ДД.ММ.ГГГГ получила основное общее образование в <данные изъяты> школе <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс <данные изъяты> № <адрес> на базе основного общего образования с получением <данные изъяты> образования по профессии <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ окончила муниципальное общеобразовательное учреждение <адрес>.
 

    Обозрена копия накопительного дела по несовершеннолетней Крыловой Е. Н. (л.д. 38-46).
 

    Из страницы 5 паспорта Крыловой Е. Н. (л.д. 11) следует, что она зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
 

    Как следует из обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
 

    Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
 

    Следовательно, до достижения возраста 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
 

    Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, у суда имеется возможность в удовлетворении требования истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
 

        Из показаний свидетелей П.Н.Н. (опекуна истца) и П.В.М., допрошенных в судебном заседании, было установлено, что им было известно о том, что за несовершеннолетней Крыловой Е. Н. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. О том, что данная жилая площадь непригодна для проживания, опекун П.Н.Н. в устной форме сообщала работникам ТОСЗН <адрес>, однако каких-либо мер по признанию данного помещения, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, ею не предпринималось. Опекун пояснила, что в целях реализации права несовершеннолетней на обеспечение её вне очереди жилым помещением, обращалась за разъяснениями в районный отдел образования, отдел социальной защиты населения <адрес>, при этом, подтвердила, что работниками данных учреждений, ей не было отказано в предоставлении необходимой информации, более того, ей было разъяснено действующее законодательство со всем объемом прав и было предложено собрать необходимые документы. Опекуном данная информация была доведена до сведения Крыловой Е. Н. и ей предлагалось решить этот вопрос, однако, своевременно, ни опекун П.Н.Н., до достижения установленного законом возраста истицы, ни сама Крылова Е. Н., достигнув возраста 18 лет, не обращались с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставлении жилого помещения.
 

        Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства по делу и не было опровергнуто сторонами, в том числе, не отрицалось истцом и ее представителем, а также представителем ответчика – ТОСЗН <адрес> Могильниковой Г. С.
 

    К показаниям свидетеля И.Л.И., допрошенной в судебном заседании, суд относится критически, поскольку значимой информации, относящейся к делу и имеющей документальное подтверждение этому, свидетелем не представлено.
 

    Доводы истца о вине должностных лиц, которые не разъяснили истцу его права, суд находит необоснованными, поскольку они противоречат положениям ч. 1 ст. 21 ГК РФ, согласно которой, по достижении гражданином Российской Федерации совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, возникает в полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их (гражданская правоспособность).
 

    Поскольку истцом и ее представителем не представлено доказательств того, что до достижения возраста 23 лет она встала (была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо обращалась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения, предложенными ей мерами со стороны опекуна П.Н.Н., Крылова Е. Н. – не воспользовалась, хотя уже обладала гражданской правоспособностью, Крылова Е. Н. не может быть признана лицом, имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.
 

    В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
 

    Поскольку истец не является лицом, подлежащим обеспечением жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
 

             Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
 

РЕШИЛ:
 

    Крыловой Е.Н. в удовлетворении исковых требований к ТОСЗН <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, третье лицо: МУ администрация <адрес> сельского поселения <адрес>, о признании Крыловой Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшим свое право на обеспечение жильем, о восстановлении за ней права быть признанной нуждающейся в обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о возложении обязанности выдать заключение о включении ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о включении ее в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями – отказать.
 

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
 

    Судья                             С.А. Алексеев