Дело № 2-468/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    с.Алтайское 12 сентября 2014 года
 

    Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
 

    председательствующего судьи Семенниковой О.И.,
 

    при секретаре Пановой Ю.Ю.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Макарова В.В., Макаровой И.А. к администрации Айского сельсовета Алтайского района Алтайского края, администрации Алтайского района Алтайского края о признании пострадавшими от паводка и возложении обязанности включить в список пострадавших,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Макаров В.В. и Макарова И.А. обратились в суд с иском к ответчикам, в котором просят признать их пострадавшими от наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Айского сельсовета Алтайского района Алтайского края и обязать администрацию Алтайского района включить истцов в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека.
 

    Требования обосновывает тем, что полгода они проживают <адрес>, полгода проживают <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени они проживают в собственном доме в с.<адрес>, данный факт также был установлен решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    В результате затопления в доме истцов вода поднималась выше пола на 48 см, в результате чего было уничтожено, принадлежащее им имущество первой необходимости, в частности: холодильник, пылесос, газовая плита, диван, постельное белье, продукты питания, а также причинен значительный ущерб самому дому.
 

    Истцами было подано заявление в администрацию Алтайского района об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека, однако в оказании финансовой помощи было отказано по причине не установления утраты предметов первой необходимости, между тем комиссия приезжала к истцам ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя месяц после наводнения, какие либо акты обследования не составлялись.
 

    В судебном заседании истцы Макаров В.В. и Макарова И.А. на иске настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.
 

    Представитель администрации Алтайского района Макроусова Л.А., действующая на основании доверенности от 16.06.2014 иск не признала, по тем основаниям, что <адрес> Макаровы живут посезонно, дом, в котором они живут как таковым не является, поскольку не достроен, истцами не предоставлены доказательства утраты предметов первой необходимости,
 

    Представитель администрации Айского сельсовета в судебное заседание не явился, дело просит рассмотреть в его отсутствие, иск не признает.
 

    Представитель третьего лица – Управления социальной защиты населения Алтайского района Кисурина О.В. полагала, что иск не подлежит удовлетворению, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истцам была произведена выплата единовременной материальной помощи в связи с наводнением за счет средств федерального бюджета в размере 20 000 рублей, она входила в состав межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в получении единовременных выплат и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, первый раз комиссия была у истцов ДД.ММ.ГГГГ, дом представляет собой строящийся объект, дом действительно попал в зону затопления, на второй этаж комиссия не поднималась, так как он не был затоплен, при осмотре первого этажа утраты предметов первой необходимости не было установлено, истцы говорили только об утрате электроинструментов, второй раз приезжала комиссия позднее, истцы предлагали подняться на второй этаж, но они не поднимались по причине не затопления второго этажа.
 

    Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
 

    В силу статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".
 

    В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.
 

    Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. "ж" ст. 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.
 

    В силу подп. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
 

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
 

    В связи с обильным выпадением осадков в виде дождя, подтоплениями жилого сектора на территории сельских поселений Алтайского района, объектов ЖКХ и ТЭК, разрушением полотна автомобильных дорог, береговых дамб в результате подъема уровня воды в реках до критического распоряжением администрации Алтайского района №212 от 29 мая 2014 года установлен с 22 часов 00 минут 29 мая 2014 года до особого распоряжения режим «Чрезвычайная ситуация»
 

    Распоряжением Правительства РФ № 994-р от 09.06.2014г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014г. на территории Республики Алтай, Республики Хакасия и Алтайского края бюджетные ассигнования в размере 3750762 тыс. рублей из них администрации Алтайского края до 1545212 тыс. рублей.
 

    Постановлением администрации Алтайского края №270 от 10.06.2014г., в соответствии с распоряжением Правительства Российской федерации от 09.06.2014г. №994-р утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае- июне 2014г.
 

    Согласно утвержденного порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
 

    К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации( далее зона затопления) (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10000 руб. на человека (п. 2.3.). Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.4.). Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется: за частичную утраченное имущество- 50000 рублей на человека; за полностью утраченное имущество- 100000 руб. на человека (п.2.5.).
 

    Основаниями для предоставления финансовой помощи в связи с утратой имущества являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества ( полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации; акты обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации( п.2.6). Списки граждан, указанных в пунктах 2.4 и 2.6 настоящего Порядка формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации ( п.2.7).
 

    Как видно из материалов дела Макаров В.В. является собственником земельного участка площадью 900 кв.м. и расположенного на нем незавершенного строительством жилого дома, находящихся в с.<адрес>. (л.д.8,9)
 

    Решением Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт постоянного проживания по адресу: с.<адрес> ФИО2. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. (л.д. 5-7)
 

    Как видно из данного решения установление факта постоянного проживания связано с правом Макарова В.В., Макаровой И.А. на обращение за получением денежных выплат и финансовой помощи по причиненному материальному ущербу для пострадавших от наводнения в мае-июне 2014 в результате затопления вследствие чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
 

    Из акта обследования ущерба, причиненного имуществу первой необходимости, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года в <адрес>, в ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ домовладения, находящегося в <адрес> сельсовета, усматривается, что жилой дом затоплен, уровень затопления в <адрес>,6 м., фундамент поврежден, пол разбух, установлена утрата следующего имущества: холодильник, кровать 2-х спальная, электродрель, болгарка, лобзик, электроутюг. (л.д.31)
 

    Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список улиц и домовладений населенных пунктов <адрес>, попавших в зону подтопления, в который в частности включено домовладение по <адрес>
 

    Из материалов дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ Макаров В.В. обратился в администрацию Алтайского района с заявлением о включении его и членов его семьи: Макаровой И.А. в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, так как дом, в котором проживает он и члены его семьи, оказался в зоне чрезвычайной ситуации. (л.д.33)
 

    Как установлено судом и не оспаривается сторонами, на основании данного решения истцам была выплачена единовременная материальная помощь в размере 20 000 рублей, во включении в списки для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, было отказано, со ссылкой на то, что при обследовании домовладения истцов комиссией, не установлена утрата предметов первой необходимости. (л.д.7)
 

    Допрошенный в качестве свидетеля заместитель главы администрации <адрес> ФИО6 суду показал, что он в качестве руководителя был в составе рабочей комиссии при обследовании дома Макаровых, первое обследование было примерно 6 или 7 июня, было установлено, что дом попал в зону затопления, дом не достроен, отсутствовали окна, двери, по его мнению, являлся не жилым, со слов истцов были утрачены электроинструменты, однако они к предметам первой необходимости не относятся, при повторном обследовании, примерно через две недели, истцы говорили, что утрачена постель, сгорел холодильник, однако комиссией данный факт зафиксирован не был.
 

    Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что первый раз дом Макаровых обследовался ДД.ММ.ГГГГ, зайти к дом не смогли, так как была вода, к дому подплывали на плоту, второй раз они была в доме Макаровых в составе межведомственной комиссии в ДД.ММ.ГГГГ года, точную дату, не помнит, истцы говорили, что был холодильник, который они выбросили, по ее мнению, дом нежилой, так как не было ни окон, ни дверей, они не видели в доме утраченных предметов первой необходимости, живут ли Макаровы в данном доме, она не спрашивала.
 

    Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что с семьей Макаровых они проживают по соседству, Макаровы занимались строительством дома и в нем же жили, готовили на улице, ДД.ММ.ГГГГ в дом невозможно было зайти, к дому подплывали на плоту, она видела в воде диван, холодильник.
 

    Свидетель ФИО9 суду показала, что семью Макаровых они знает около трех лет, они ее соседи, у Макаровых ей приходилось бывать до наводнения и после, жили Макаровы в строящемся доме, после наводнения вода стояла неделю, через две недели после наводнения она видела, что Макаровы нанимали трактор, чтобы вывезти раскладной диван, небольшой холодильник, газовую плиту, которые до наводнения были на первом этаже.
 

    Из показаний свидетеля ФИО10 следует, что он проживает в <адрес>, с начала ДД.ММ.ГГГГ или ранее вместе с ФИО19 они делали ремонтные работы в доме Макаровых в <адрес> конопатили дом, штукатурили стены, иногда оставались ночевать, Макаровы жили здесь же в строящемся доме, в одной из комнат. В момент наводнения, когда вода поднялась, они уехали домой, приехали через пару дней после наводнения, выносили пришедшие в негодность: маленький холодильник, так как он сгорел, диван, газовую плиту, которая стояла на улице.
 

    Свидетель ФИО11 дал аналогичные показания, дополнив, что строительными работами в доме Макаровых они со ФИО10 стали заниматься с 20 мая этого года
 

    Из показаний свидетеля ФИО12 следует, что она является секретарем межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в получении единовременных выплат и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, в составе комиссии она дважды выезжала в с.Ая, в том числе обследовался дом Макаровых, дом находился в стадии строительства, Макаровы пояснили, что они приехали из <адрес> намерены жить в <адрес>, истцы говорили о утраченных электроинструментах, указанное в акте от ДД.ММ.ГГГГ утраченное имущество: холодильник, диван, со слов истцов вывезено на свалку, со слов представителя Айской администрации ФИО7, акт составлялся со слов Макаровых, так как в дом невозможно было пройти.
 

    Из показаний свидетеля ФИО13 следует, что он является членом названной выше межведомственной комиссии, ДД.ММ.ГГГГ он в составе комиссии выезжал в <адрес>, был, в том числе, в доме Макаровых, на тот момент, спустя два месяца после наводнения, воды в доме не было, были отметки от воды на туалете, стоящем во дворе. Дом деревянный, в процессе строительства, нежилой, истцы показывали уровень воды и поясняли, что отметок на доме от воды нет, так как строители зачищали стены после наводнения, вопрос истцам живут ли они в доме, не задавали.
 

    В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
 

    В силу требований ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, какой их сторон они подлежат доказыванию, ставит их на обсуждение, даже, если стороны на какие либо из них не ссылаются.
 

    Правила оценки доказательств определены положениями ст.67 ГПК РФ.
 

    Исследованными судом доказательствами объективно подтверждается факт проникновения воды на уровень 0,6 м. от пола в принадлежащий истца недостроенный жилой дом. В этой связи очевидным является разрушительное воздействие воды не только на дом, но и на мебель, бытовые приборы, личные вещи.
 

    С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в результате в результате подтопления принадлежащего истца незавершенного строительством жилого дома от воздействия воды было частично утрачено, принадлежащее истцам имущество, относящееся к предметам первой необходимости (холодильник, газовая плита, диван), что дает суду основания для удовлетворения требований истцов.
 

    Доказательств, опровергающих данные выводы, ответчиками суду не представлено.
 

    Суд не принимает во внимание доводы представителей ответчика, третьего лица, показания свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО12, ФИО13 о том, что, дом, в котором проживают истцы не является жилым, а также о том, что не установлено утраты предметов первой необходимости, поскольку они опровергаются изложенными выше доказательствами.
 

    Так, факт постоянного проживания истцов в строящемся доме на территории подвергшегося подтоплению населенного пункта установлен на основании решения Алтайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое в установленном законом порядке, заинтересованными лицами не обжаловано, вступило в законную силу.
 

    Факт утраты предметов первой необходимости актом от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями истцов, свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО14, оснований не доверять которым у суду нет, поскольку они согласуются между собой соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

    Исковые требования Макарова В.В., Макаровой И.А. к администрации Алтайского района Алтайского края, администрации Айского сельсовета Алтайского района Алтайского края о признании пострадавшими от паводка и возложении обязанности включить в список пострадавших, удовлетворить.
 

    Признать Макарова В.В., Макарову И.А. пострадавшими от наводнения, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Айского сельсовета Алтайского района Алтайского края.
 

    Обязать администрацию Алтайского района Алтайского края включить Макарова В.В., Макарову И.А. в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на человека.
 

    Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через районный в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
 

    Судья О.И. Семенникова
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2014 года.
 

    Судья О.И.Семенникова