Дело № 2-381/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2014 года город Агидель
Агидельский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи ГАЛЕЕВА Н.Г.,
с участием помощника прокурора города Агидель ТУКТАМЫШЕВОЙ Э.Д.,
при секретаре ГАЗИЕВОЙ З.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Агидель в интересах ХУСНУТДИНОВОЙ Л к Администрации городского округа город Агидель об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Агидель обратился в Агидельский городской суд в интересах Хуснутдиновой Л.Г. к Администрации городского округа город Агидель об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного фонда. указывая на то, что Хуснутдинова Л.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании помощник прокурора города Агидель Туктамышева Э.Д. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просит удовлетворить иск за счет расходных средств субъекта Российской Федерации.
Хуснутдинова Л.Г. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представители Администрации городского округа город Агидель Султанова Ч.А. (доверенность № 2 от 10 января 2014 года) и Санникова О.В. (доверенность № 4 от 10 января 2014 года, признают право Хуснутдиновой Л.Г. на жилье, исковые требования прокурора города Агидель не признают в связи с отсутствием бюджетных средств на приобретение жилья указанной категории граждан.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации городского округа город Агидель Ханнанова Л.Р. (доверенность № 22 от 13 мая 2014 года) просит удовлетворить исковые требования.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя центра правового сопровождения деятельности территориальных отделов и отделений УФК по РБ на судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, отзыв на исковые требования не представил.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Шарипов Р.О. (доверенность № 04-09/0026 от 13 мая 2014 года) на судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковые требования пояснил, что вопросы признания граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятие их на жилищный учет в компетенцию Госстроя РБ не входит, и что с 01 января 2013 года право детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, упразднено.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», указанный кодекс введен в действие с 01 марта 2005 года. К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Проанализировав положения ст. ст. 1, 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд считает, что при рассмотрении настоящего дела к возникшим правоотношениям следует применять нормы Жилищного кодекса РФ, несмотря на то обстоятельство, что спорные правоотношения возникли до его введения в действие, поскольку из материалов дела следует, что правоотношения между сторонами по данному делу являются длящимися, жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, действующего на момент рассмотрения настоящего дела, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. В Республике Башкортостан Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013 года № 438 утвержден «Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются».
В силу ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан. Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан 28 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Хуснутдинова Л.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с установлением факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обеспеченностью общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения с 11 июня 2013 года. В июне 2014 года Хуснутдинова Л.Г. окончила обучение в муниципальном образовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец является сиротой, лицом, оставшимися без попечения родителей, за которым какое-либо пригодное жилое помещение на праве собственности либо на ином каком-то праве не числится.
Расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации, которые должны быть предусмотрены в бюджете Республики Башкортостан, исполнение которого возложено на Правительство Республики Башкортостан, а администрация городского округа город Агидель, которой Правительством Республики Башкортостан делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств.
Согласно п.1 Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот.
Решением Совета городского округа город Агидель учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа город Агидель, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилой площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 14 квадратных метров общей площади на одного человека.
Таким образом, на администрацию городского округа город Агидель должна быть возложена обязанность за счет средств, выделенных Правительством Республики Башкортостан из бюджета на эти цели, предоставить Хуснутдиновой Л.Г. во внеочередном порядке по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение в черте городского округа город Агидель
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа город Агидель Республики Башкортостан, за счет расходных обязательств Республики Башкортостан, предоставить ХУСНУТДИНОВОЙ Л, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Обязать Администрацию городского округа город Агидель заключить с ХУСНУТДИНОВОЙ ФИО25 договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия окончательного решения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Н.Г.ГАЛЕЕВ