К делу №2-972/2014                                
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    30 сентября 2014 года                        с.Аскарово РБ
 

        Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
 

    председательствующего судьи Ахматнабиева В.Ф.
 

    с участием истца Валиева ФИО9 его представителей Валиевой ФИО10 Кильмухаметовой ФИО11 действующих на основании устного заявления истца, представителя третьего лица ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Аскаровский детский дом Каримова ФИО12 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г., срок до ДД.ММ.ГГГГ г.)
 

    при секретаре Усмановой А.З.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиева ФИО13 к Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ об обязании поставить на учет для получения жилья, о предоставлении жилого помещения,
 

УСТАНОВИЛ:
 

        Валиев ФИО13. обратился в суд с названным иском об обязании администрацию муниципального района Абзелиловский район РБ поставить на учет для получения жилья, как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение. Требование мотивировано тем, что он не смог своевременно обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, в связи с тем, что в 18 лет был призван на военную службу, приговором Ульяновского железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был приговорен к 2 годам 9 месяцем лишения свободы, после освобождения ему отказали в постановке на учет в связи с обращением с заявлением после 23 лет.
 

    В судебном заседании истец Валиев ФИО13., его представители Валиева ФИО16 Кильмухаметова ФИО17. иск поддержали, пояснили, что из мест службы и отбытия наказания Валиев не отправлял заявление о предоставления жилья по средствам почты, поскольку полагал, что состоит на учете на получение жилья и после окончания службы, а затем срока наказания, ему будет предоставлено жилье. Когда он выпускался из Детского дома в 9 классе им ничего не говорили про предоставления жилья. Закрепленный за ним жилой дом в Амангильдах для жилья не пригоден, о чем имеется акт. Он-Валиев является ветераном боевых действий.
 

    Представитель ответчика администрации МР Абзелиловский район Республики Башкортостан, как и представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
 

    Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
 

    Представитель третьего лица Аскаровского детского дома Каримова ФИО18. иск считает обоснованным, пояснила, что Валиев воспитанник детского дома, закрепленное за ним жилье не пригодно для проживания.
 

    Выслушав истца, представителя третьего лица, изучив и оценив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
 

    Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
 

    Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
 

    При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
 

    Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
 

    Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 

    Согласно статьи 109.1 ЖК Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
 

    Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
 

        В соответствии со статьей 8 данного закона 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
 

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
 

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
 

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
 

    2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
 

    3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
 

    В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
 

    4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
 

    2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
 

    5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
 

    6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
 

    7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
 

    8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
 

    9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
 

    Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
 

    Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
 

    Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
 

        В тоже время, отсутствие истца Валиева ФИО13. на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении иска о предоставлении ему вне очереди жилого помещения.
 

        Как усматривается из материалов гражданского дела Валиев ФИО13 имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитывался в Аскаровском детском доме до ДД.ММ.ГГГГ г., затем у опекуна Кильмухаметовой ФИО21 в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, ему исполнилось 18 лет.
 

        03 июня 2007 г. Валиев ФИО13. призван на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
 

        06 ноября 2009 г. Валиев ФИО13. демобилизован (имеет удостоверение ветерана боевых действий).
 

        12 марта 2010 г. Валиев ФИО13. осужден приговором Ульяновского железнодорожного суда к лишению свободы, освободился согласно сведеньям суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.
 

        31 июля 2011 г. Валиеву ФИО13. исполнилось 23 года.
 

        Служба в армии как и отбытие истцом наказания по приговору суда не препятствовало последнему в реализации его права на обращение в администрацию МР Абзелиловский район РБ для постановки на учет, однако
 

    заслуживает внимания довод истца в отношении того, что он полагал, что его постановкой на учет должны были заниматься Орган опеки и попечительства, детский дом и опекун.
 

    Действительно, из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" от 20.11.2013 года следует, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
 

        В данном случае, имеет место нарушение прав истца – ребенка, оставшегося без попечения родителей - Валиева ФИО13., поскольку органом опеки и попечительства, детским домом, опекуном не предпринимались меры с момента опустения закрепленного (решение Абзелиловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г.) жилого дома по адресу: <адрес>, к проверке его пригодности для проживания с 2006 по 2011 г., когда как согласно акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данный дом не пригоден для проживания, подлежит сносу. Кроме того, по линии опеки и попечительства за несовершеннолетним Валиевым ФИО13. жилого помещения не закреплялось, однако последний на учет в качестве нуждающегося в жилье поставлен не был.
 

        Согласно справки государственного регистратора от 18.09.2014 г. Валиев ФИО13. собственником жилого помещения на территории Республики Башкортостан не является, при таких обстоятельствах в их совокупности суд приходит к выводу о том, что права Валиева, ФИО13 имеющего статус лица, оставшегося без попечения родителей, не имеющего своего и закрепленного жилья, окончившего учебные заведения на специальностям педагог по физической культуре и спорту и газосварщик 4 разряда (дипломы от 2006 и 2012 г.г.), не поставленный на учет на получение жилья, вследствие не надлежащего исполнения обязанностей его законных представителей, подлежат восстановлению, а иск удовлетворению.
 

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

РЕШИЛ:
 

        Исковое Заявление Валиева ФИО13 удовлетворить
 

        Обязать администрацию Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан поставить Валиева ФИО13 на учет для получения жилья как лица из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
 

        Обязать администрацию Муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан по вступлении решения в законную силу предоставить Валиеву ФИО13 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым для населенного пункта, где оно будет предоставлено, площадью не менее установленной нормы, по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, в черте Абзелиловского района Республики Башкортостан.
 

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан.
 

Судья                    В.Ф.Ахматнабиев