Решение по административному делу Карточка на дело № 5-543/2014

 

дело № 5-543/2014
 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

по делу об административном правонарушении
 

 

    22 октября 2014 года г. Шарья Мировой судья судебного участка № 46 п. Поназырево и Поназыревского района Костромской области Чекалина С.А., исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № 25 г. Шарьи и Шарьинского района Костромской области, по адресу Костромская область, г. Шарья п. Ветлужский, ул. Центральная д.4,
 

    при участии адвоката Р.В.А., представившего ордер <НОМЕР> от <ДАТА2> и удостоверение <НОМЕР> от <ДАТА3>, выданное МЮ РФ по <АДРЕС> области
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ  в отношении
 

 

                 Общества с ограниченной ответственностью«К………..», юридический адрес: <АДРЕС>, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации юридического лица <ДАТА4>
 

 

у с т а н о в и л:
 

 

    <ДАТА5> ООО «К………»,  юридический адрес: <АДРЕС>, не представило в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <АДРЕС> области (далее Управления Роскомнадзора  по <АДРЕС> области) информацию об обработке персональных данных граждан, представление которой предусмотрено в соответствии с требованием ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 КоАП РФ.
 

    По указанному факту государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <АДРЕС> области                   в отношении ООО «К……» <ДАТА7> составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Законный представитель юридического лица генеральный директор ООО «К……» <ФИО1>, надлежащим образом извещенная, в судебное заедание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно с этим просила допустить для участия в деле в качестве защитника адвоката Р.В.А.
 

    Дело рассмотрено в отсутствии законного представителя юридического лица при участии защитника Р.В.А.
 

    Защитник Р.В.А. в судебном заседании пояснил, что в действиях ООО «К……..» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Свои доводы мотивировал тем, что объективную сторону состава административного правонарушения ст. 19.7 КоАП РФ  образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом. Однако должностным лицом Роскомнадзора по <АДРЕС> области не доказано  каким - именно федеральным законом РФ на ООО «К……..» возложена обязанность по направлению запрашиваемых сведений об обработке персональных данных граждан.  ООО «К……..» считает, что не обязано было в соответствии с законом представлять в Роскомнадзор по <АДРЕС> области запрашиваемые сведения. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой, в том числе, юридическими лицами, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» его  целью  является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Согласно статье 3 Закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Пунктом четвертым статьи 20 Закона оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса. На основании части первой статьи 22 Закона оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
 

    Частью второй статьи 22 Закона установлено, что оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных: - обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством,  - полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных. ООО «К……..» обрабатывает персональные данные сотрудников в соответствии с трудовым договором, а по предоставлению услуг заключается договор стороной которого является субъект персональных данных, и персональные данные не распространяются, в связи с чем, ООО «К……..» не обязано уведомлять Роскомнадзор по <АДРЕС> области об обработке персональных данных. Поскольку со стороны ООО «К……..» нарушений закона допущено не было, оно не может быть привлечено  к административной ответственности по статье 19.7. КоАП РФ. На основании изложенного защитник Р.В.А. просил суд прекратить дело об административном правонарушении в отношении ООО «К………..» в связи с отсутствием в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7. КоАП РФ.
 

               Заслушав защитника Р.В.А., изучив материалы дела, суд  приходит к следующему.  
 

     Согласно определению, содержащемуся в ст. 2 Конвенции о защите физических лиц "персональные данные" - это информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица.
 

      Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
 

      Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
 

      ООО К………» осуществляет лицензируемую медицинскую деятельность в области стоматологии на территории города Ш……. <АДРЕС> области, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 13-15).
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
 

     Согласно ч.2 указанной статьи оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных:
 

    1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
 

    (п. 1 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
 

    2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
 

    3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
 

    (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
 

    4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;
 

    (п. 4 в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
 

    5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
 

    6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
 

    7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
 

    (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
 

    8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
 

    9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
 

    (п. 9 введен Федеральным законом от 25.07.2011 N 261-ФЗ)
 

              Частью 4 статьи 25  Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" определено, что операторы, осуществляющие или намеривающиеся осуществлять обработку персональных данных, обязаны уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данным о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
 

     Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.7, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.8 настоящего Кодекса.
 

    Из смысла вышеназванной нормы следует, что объективную сторону предусмотренного ею состава административного правонарушения образуют непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) только тех сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.
 

    Как следует из материалов дела, Управлением Роскомнадзора по  <АДРЕС> области                    <ДАТА9> на имя руководителя  ООО «К…….» был направлен запрос, исх. номер         <НОМЕР> от <ДАТА10> о предоставлении информации в соответствии с требованиями             ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Указанный запрос предписывал оператора представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных информацию об обработке персональных данных граждан в сроки, установленные п.4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". В запросе были разъяснены последствия непредставления или несвоевременного представления запрашиваемых сведений, а также представление сведений в неполном объеме или в искаженном виде, а также отражена информация о получении в случае необходимости консультации и получения справочной информации  в сети Интернет (л.д. 4).   
 

    Данный запрос, согласно почтовому уведомлению был получен ООО «К……..» <ДАТА11>, что подтверждается  имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением (л.д. 6).
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение 30-ти дней с даты получения такого запроса.
 

    Однако в нарушении ч. 4 ст. 20 указанного федерального закона по состоянию на <ДАТА5> ответ на вышеуказанный запрос в Управление Роскомнадзора по <АДРЕС> области не поступил.
 

       В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.
 

                В соответствии с п.п. 1,5.2.4 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228, федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и ведет реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
 

      На территории <АДРЕС> области таким уполномоченным органом является Управления Роскомнадзора  по <АДРЕС> области.
 

       Правоотношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом "О персональных данных" от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ (в ред. от 25 июля 2011 года).
 

    Довод защитника Р.В.А. о том, что ООО «К…….» обрабатывает персональные данные сотрудников в соответствии с трудовым договором, а по предоставлению услуг заключается договор стороной которого является субъект персональных данных, и персональные данные не распространяются, в связи с чем, ООО «К…….» не обязано уведомлять Роскомнадзор по <АДРЕС> области об обработке персональных данных, суд считает несостоятельным  ввиду следующего.
 

    В силу части 1 статьи 22 Закона "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи. При этом, то обстоятельство, что согласно части 2 статьи 22 названного закона установлены случаи, когда оператор связи вправе осуществлять обработку персональных данных без направления в уполномоченный орган соответствующего уведомления, в том числе и в случае обработки персональных данных в соответствии с трудовым законодательством, не исключает реализацию Управлением Роскомнадзора полномочий, прямо предусмотренных частью 4 статьи 20 Закона, выраженных в запросе у оператора связи, после начала обработки персональных данных, необходимых сведений для осуществления им деятельности по защите прав субъектов персональных данных.
 

    По смыслу закона им регулируется автоматизированная обработка персональных данных, а также обработка персональных данных без использования вычислительной техники, если она соответствует характеру действий, совершаемых с ее использованием. Законодатель исходит из той предпосылки, что автоматизированная обработка персональных данных позволяет осуществлять накопление большого количества таких данных и легко осуществлять поиск (выборку) нужных сведений в этом информационном массиве, что увеличивает общественную опасность утечки (кражи) персональных данных и, собственно, влечет необходимость специального правового регулирования соответствующих отношений.
 

              На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «К…..» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, его вина полностью нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении                <НОМЕР> от <ДАТА7> (л.д. 3), запросом государственного органа от <ДАТА10> (л.д. 4), надлежащим образом заверенной копией почтового уведомления о получении ООО «К………» запроса Управления Роскомнадзора  по <АДРЕС> области (л.д. 6), уведомлением о составлении административного протокола от <ДАТА15> (л.д. 7-9), полученного ООО «К……..» <ДАТА16> (л.д.11), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 13-15).
 

               Все доказательства признаны судом достоверными,  допустимыми и достаточными для рассмотрения дела по существу.
 

    Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что ООО «К…..» не представило в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <АДРЕС> области (далее Управления Роскомнадзора  по <АДРЕС> области) информацию об обработке персональных данных граждан, представление которой предусмотрено в соответствии с требованием ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Действия ООО «К……….» надлежит квалифицировать ст. 19.7 КоАП РФ.
 

    Деятельность ООО «К……….» в сфере оказания медицинских услуг  не освобождает его от исполнения законодательно установленной обязанности.
 

    При назначении наказания суд принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, его характер, сведения о правонарушителе, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.
 

     Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, не установлено.
 

             Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным назначить ООО«К………» наказание  в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.7  КоАП РФ для юридических лиц.
 

 

              Руководствуясь ст. 29.9, 29.10  КоАП РФ, суд
 

 

П О С Т А Н О В И Л:
 

 

              Общество с ограниченной ответственностью«К……..», юридический адрес: Костромская обл., г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 4(юридический адрес: Костромская обл., г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Центральная, д. 4, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, дата регистрации юридического лица <ДАТА4>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ и назначить  наказание в  виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
 

               Разъяснить,  что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60-ти дней со дня вступления данного постановления в законную силу.  В случае неуплаты штрафа по истечении  60-ти дней со срока, указанного выше, постановление о привлечении к административной ответственности будет направлено в отдел судебных приставов по месту нахождения юридического лица, привлеченного к административной ответственности для взыскания штрафа и в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, может быть принято решение о привлечении повторно к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.  
 

    Реквизиты: УФК по <АДРЕС> области (Управление Роскомнадзора  по <АДРЕС> области), ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, код ОКТМО 34701000, номер счета получателя платежа 40101810700000010006,Отделение Кострома, БИК <НОМЕР>, КБК 09611690040046000140).
 

                 Копию настоящего постановления для сведения направить в Управления Роскомнадзора  по <АДРЕС> области.
 

                 Постановление может быть обжаловано в Шарьинский районный суд Костромской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка № 25 г. Шарьи и Шарьинского района Костромской области.
 

 

                               Мировой судья  С.А. Чекалина