Решение по гражданскому делу

                                                                           Дело № 2-295/2014
 

    Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е
 

    Именем Российской Федерации
 

 

30 октября 2014 года г. Мезень Архангельскойобласти
 

    Мировой судья судебного участка №2 Лешуконского судебного района Архангельской области А.А. Буравенков, с участием представителя ответчика <ФИО1> при секретаре Сопочкиной Н.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ещенко <ФИО2> области о взыскании стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Истец Ещенко Л.П. обратилась в суд с иском о взыскании с ответчика Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области /далее ГУ - ОПФ РФ в Мезенском районе/ стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно.
 

    В обоснование иска истец указала, что она является неработающим пенсионером, получает трудовую пенсию по старости и проживает в районах Крайнего Севера, поэтому, в соответствии со ст.34 Закона РФ от <ДАТА2> <НОМЕР> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», имеет право один раз в два года на бесплатный проезд к месту проведения отдыха и обратно. В 2014 году выезжала на отдых в Турцию, однако ГУ - ОПФ РФ в Мезенском районе отказал ей в оплате стоимости проезда, пояснив, что она проводила отдых за пределами территории Российской Федерации. Просит взыскать с ответчика стоимость проезда к месту проведения отдыха и обратно в общей сумме 25490 рублей 00 копеек (л.д. 2-3).
 

    Представитель ответчика в судебное заседание явилась, не явилась истец, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте проведения судебного заседания, просила о рассмотрении дела без её участия, на иске настаивает.
 

    Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке сторон в отсутствие истца Ещенко Л.П.
 

    В судебном заседании представитель ответчика <ФИО1> пояснила, что Ещенко Л.П. осуществила проезд к выбранному ей месту отдыха не на территории Российской Федерации, что противоречит ст.34 Закона РФ от 19.02.1993 года №4520-1, предусматривающей предоставление один раз в два года компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, а также Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года №176, которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда указанных в них категории пенсионеров к месту отдыха также только на территории Российской Федерации, в связи, с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать. <ФИО1> также пояснила, что не согласна и с методологией расчета истца, поскольку фактическая стоимость произведенных расходов, связанных с перелетом истца в салоне экономического класса по маршруту Архангельск - Анталья (Турция) - Архангельск должна быть рассчитана с учетом ортодромических данных, при этом размер понесенных затрат истцом в пределах территории РФ составит 15142 рубля 96 копеек. Кроме того, воздушный коридор по указанному маршруту над аэропортом г. Сочи не проходит, поскольку ближайшим международным аэропортом к месту пересечения государственной границы Российской Федерации, согласно справки авиакомпании «Роял Флайт», осуществляющей авиаперевозку истца, является аэропорт Внуково. В связи с чем, в случае применения судом при расчете стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ крайней точки пересечения государственной границы Москва (Внуково) общая стоимость проезда составит 17080 рублей 00 копеек. Возражений по сроку наступления у истца двухгодичного права на проезд к месту проведения отдыха и обратно у <ФИО1> не имеется.  
 

    Выслушав мнение представителя ответчика <ФИО1> в судебном заседании, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит доводы ответчика в части полного отказа в удовлетворении иска о взыскании стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно несостоятельными, а исковые требования законными и обоснованными по следующим основаниям.
 

    Как установлено в судебном заседании, Ещенко <ФИО3>, <ДАТА>, с <ДАТА4> получает трудовую пенсию по старости, является неработающим пенсионером и постоянно проживает в районе Крайнего Севера, пос. <АДРЕС> района <АДРЕС> области. Ранее компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно за счет средств ответчика выплачивалась истцу по решению ГУ - ОПФ РФ в Мезенском районе более двух лет назад (л.д. 35-41, 52).
 

    В период с 23 апреля по 19 мая 2014 года истец осуществила поездку по путевке к месту отдыха и обратно из пос. Каменка Мезенского района Архангельской области в Турцию, однако ответчик отказался компенсировать проезд, мотивировав тем, что пенсионер находился на отдыхе за пределами территории Российской Федерации, предоставив истцу решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда (л.д. 5-6). Согласно ст.19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии со ст.34 Закона РФ от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» /далее - Закона/ компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Статьей 4 Закона определено, что финансовое обеспечение гарантий и компенсаций в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию и пенсию по государственному обеспечению осуществляется за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. В целях реализации ст.34 Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 года №176,были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно /далее - Правила/.
 

    Согласно п.1, 2 Правил, право на оспариваемую компенсацию имеют лица, являющиеся неработающими пенсионерами и проживающими в районах Край-него Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
 

    Таким образом, из буквального толкования положений ст.34 Закона и п.1, 2 Правил следует, что для возникновения права на оспариваемую компенсацию необходимо два условия: быть неработающим пенсионером, являющимся получателем трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживать в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера или местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
 

    В силу Постановления Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 года №25, Мезенский район Архангельской области с 01 января 1992 года отнесен к районам Крайнего Севера. Часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, чтов Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 
 

    Компенсация расходов на оплату проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года, как указано выше, гарантирована Законом. Предусмотренные Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Закон, исходя из целей предоставления государственных гарантий и компенсаций, закрепил право данной категории граждан на возмещение понесенных им расходов по проезду к месту отдыха и обратно. Истец, имея право на льготу, и, проживая в природно-климатических условиях Крайнего Севера, организовала свой отдых за границей Российской Федерации, реализуя свое конституционное право на охрану здоровья, закрепленное статьей 41 Конституции РФ. Компенсация стоимости проезда является своего рода материальной помощью лицам, проживающим в указанных районах, и её выплата не может быть обусловлена выбранной гражданином формой и местом отдыха.
 

    На основании изложенного, прихожу к выводу, что пенсионеры имеют право на получение компенсации за проезд к месту отдыха и обратно до границы Российской Федерации, и в случае выезда на отдых за пределы территории РФ, поскольку Закон не содержит каких-либо ограничений на реализацию данного права гражданином в зависимости от выбранного им места отдыха не на территории Российской Федерации. Указанные Правила связывают оплату проезда к месту отдыха и обратно не с местом проведения отдыха на территории Российской Федерации, а проездом по территории Российской Федерации.
 

    Таким образом, истцу должны быть возмещены фактически произведенные расходы по проезду к месту отдыха и обратно в пределах территории РФ.
 

    Согласно п.3 Правил, компенсация может производиться путем предостав-ления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, либо возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных п.10 Правил, в соответствии с которым размер компенсации (или её пределы) предусматривают, что она не должна превышать стоимость проезда: воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
 

    В соответствии с п.9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
 

    В судебном заседании установлено, что истец проводила отдых в Турции, то есть вне территории Российской Федерации. В подтверждение проезда к месту проведения отдыха и обратно, истец предоставила в суд туристскую путевку, договор о реализации туристского продукта, а также билет воздушным видом транспорта в салоне экономического класса по маршруту Каменка-Архангельск 23 апреля 2014 года на сумму 3995 рублей, электронный билет и посадочные талоны к нему по маршруту Архангельск - Анталья (Турция) - Архангельск на даты вылета 27 апреля 2014 года и 07 мая 2014 года, бухгалтерскую справку ООО «САНМАР ТУР» о стоимости авиаперелета по указанному маршруту, входящего в пакет туристских услуг, на сумму 20344 рубля 02 копейки, справки ИП <ФИО4> и ЗАО «Турконсул» о стоимости перелета в указанные дни вылета по маршруту Архангельск-Москва-Сочи-Москва-Архангельск на сумму 17500 рублей, а также билет воздушным видом транспорта в салоне экономического класса по маршруту Архангельск-Каменка 19 мая 2014 года на сумму 3995 рублей. Общая стоимость проезда к месту проведения отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации до Сочи, согласно расчета истца, составила 25490 рублей 00 копеек (л.д. 4, 7-34).
 

    Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания в пользу истца стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно в полном объеме по следующим основаниям.
 

    Согласно статьи 33 Закона и части 1 статьи 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним имеют право на оплату проезда к месту использования отпуска (без ограничения данного места территорией РФ) и обратно в пределах территории Российской Федерации, поэтому перелет до ближайшего к границе Российской Федерации аэропорта является проездом по территории Российской Федерации и данный аэропорт определяется в зависимости от специально выделенного воздушного коридора в воздушном пространстве Российской Федерации.
 

    Несмотря на то, что методика расчета подлежащих возмещению сумм по оплате проезда в пределах Российской Федерации действующим законодательством не установлена, полагаю, что закон не предусматривает каких-либо иных способов исчисления стоимости проезда пенсионерам, организующим свой отдых за пределами Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту, иначе как на основании справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданного транспортной организацией.
 

    Как видно из электронного билета и бухгалтерской справки ООО «САНМАР ТУР», в стоимость путевки входил авиаперелет по маршруту Архангельск - Анталья (Турция) - Архангельск на даты вылета 27 апреля 2014 года и 07 мая 2014 года в сумме 20344 рубля 02 копейки. Указанный рейс выполняла авиакомпания «Роял Флайт», полное наименование Закрытое акционерное общество «Авиакомпания «Абакан-Авиа» (л.д. 15, 24, 54-55).
 

    Приложенные истцом справки ИП <ФИО4> и ЗАО «Турконсул» о стоимости перелета эконом классом по маршруту Архангельск-Сочи-Архангельск на сумму 17500 рублей не могут быть приняты судом за основу расчета стоимости проезда при рассмотрении данного дела в виду следующего.
 

    Как следует из справки авиакомпании «Роял Флайт», осуществляющей международные авиаперевозки, представленной ответчиком до начала рассмотрения дела, ближайшим международным аэропортом к месту пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании истца на отдых в Турцию является аэропорт Внуково. При этом, протяженность маршрута и точка пересечения государственной границы РФ не меняются (л.д. 53).
 

    Согласно справки ЗАО «Турконсул», наименьшая стоимость авиаперелета по маршруту Архангельск-Москва(Внуково)-Архангельск на даты вылета 27 апреля 2014 года и 07 мая 2014 года составляет 9090 рублей 00 копеек (л.д. 56).
 

    В силу ч.1 ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
 

    В связи с тем, что фактически понесенные расходы истцом по перелету до конечного пункта к месту отдыха в Турцию превышают стоимость авиаперелета по справке ЗАО «Турконсул» до конечного пункта на территории Российской Федерации (Внуково), суд считает необходимым оплатить истцу стоимость авиаперелета экономическим классом от Архангельска до Москвы (Внуково) и обратно на сумму 9090 рублей 00 копеек, то есть в пределах территории Российской Федерации, что не противоречит требованиям ст.15 ГК РФ.
 

    Довод ответчика о том, что решение вопроса о возмещении фактически произведенных расходов по проезду к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации должно производиться с учетом значения ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов не может быть принят судом во внимание, поскольку данный порядок не предусмотрен действующими нормативными актами, в том числе Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года №176.
 

    При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм закона, общая стоимость проезда истца к месту проведения отдыха в Турцию и обратно в пределах территории Российской Федерации составляет 17080 рублей 00 копеек (3995+9090+3995 руб.). Указанная сумма не вызывает сомнений у суда, не оспорена представителем ответчика, её методология проверена судом и является правильной, следовательно, подлежит взысканию в пользу истца.
 

    В соответствии со ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации. При подаче искового заявления истец была освобождена от уплаты государственной пошлины.
 

    Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    Поскольку ответчик не ходатайствовал и не просил о возможности освобождения или уменьшения судебных расходов, прихожу к выводу, что судебные расходы в виде государственной пошлины, в силу ст.333.19 Налогового кодекса РФ, абз.7 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Мезенский район» в полном объеме, а именно в размере 683 рубля 20 копеек.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 320-321 ГПК РФ, мировой судья
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования Ещенко Лидии Прокопьевны о взыскании стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно - удовлетворить частично. Взыскать с Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области в пользу Ещенко Лидии Прокопьевны стоимость проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 17080 рублей 00 копеек. В остальной части исковых требований о взыскании стоимости проезда - отказать. Взыскать с Государственного Учреждения - Отдела Пенсионного Фонда Российской Федерации в Мезенском районе Архангельской области государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Мезенский район» в размере 683 рубля 20 копеек. Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Лешуконский районный суд Архангельской области через мирового судью судебного участка №2 Лешуконского судебного района Архангельской области в течение месяца со дня его вынесения. Мировой судья А.А.Буравенков