Решение по административному делу

Постановление
 

по делу об административном правонарушении <ХХХ>
 

 

    31 октября 2014 года                                                                                                  город  Комсомольск-на-Амуре
 

 

    Мировой судья судебного участка №31 Центрального округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Лутковская Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16. Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Ковальчук <Х.Х1>, <ДАТА2> рождения, уроженки города <АДРЕС>,
 

                                                                        установил: 
 

 

    Ковальчук Т.В. 29 июля 2014 года в 23 часа 35 минут, будучи директором ООО «Татьяна и Ко» должностным лицом, по адресу: ул. <АДРЕС>, допустила нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, а именно: в период с 23 часов 00 минут до 08 часов 00 минут по местному времени осуществила продажу алкогольной продукции, не оказывая услуги общественного питания, чем нарушила требования абзаца 1 части 5 статьи 16, абзацев 24, 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
 

    В ходе рассмотрения дела Ковальчук Т.В. признала вину в совершенном административном правонарушении.
 

    Заслушав объяснения Ковальчук Т.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
 

       В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли
 

     Ковальчук Т.В. в магазине «Барюмочная» в ночное время в период с 23 часов 00 минут до 08 часов 00 минут осуществляла розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции: водки.
 

        В соответствии с частью 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
 

      Согласно уставу ООО «Татьяна и Ко» (пункт 2.4), выписке из ЕГРЮЛ от 21.08.2014 г. <ХХХ> предметом деятельности предприятия является, в том числе розничная торговля алкогольными и другими напитками. На момент события административного правонарушения такой вид деятельности как «деятельность баров и кафе», и связанное с данным видом деятельности право организации оказывать услуги общественного питания, не поименовано в качестве специальной правоспособности ООО «Татьяна и Ко».
 

       В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги общественного питания. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 03 ноября 2009 г. N 495-ст, услуга общественного питания представляет собой деятельность исполнителя (предприятий общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции.
 

       Исходя из положений пункта 4.1 ГОСТ Р 50764-2009 услуги общественного питания подразделяют на услуги питания, услуги по изготовлению продукции общественного питания, услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию, услуги по реализации продукции общественного питания и покупных товаров, услуги по организации досуга, в том числе развлекательные, прочие услуги общественного питания.
 

       Поскольку в состав услуги общественного питания входит не только организация потребления алкогольных напитков на месте оказания услуг (пункт 4.4. ГОСТ Р 50764-2009), но и реализация продукции общественного питания и покупных товаров, в том числе в летних кафе, и на вынос из зала (пункт 4.5 ГОСТ Р 50764-2009), буквальное толкование положений части 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ о нераспространении запрета на розничную продажу алкогольной продукции в при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, позволяет сделать вывод о том, что при решении вопроса о соблюдении установленных запретов правовое значение имеет статус организации, предоставляющей услуги общественного питания, связанный с видом деятельности указанной организации и соответствие указанной организации общим требованиям к предприятиям общественного питания.
 

    Отсутствие статуса организации (предприятия) общественного питания исключает право ООО «Татьяна и Ко» осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в период времени с 23 часов 00 минут до 08 часов 00 минут по местному времени без оказания услуг общественного питания.
 

    В указных действия Ковальчук Т.В. имеется состав вменяемого ей административного правонарушения.
 

    Вина Ковальчук Т.В. подтверждается ее объяснениями, а также протоколом 27 К №102345 от 25.08.2014 г., материалами дела.
 

       Между тем из объема обвинения Ковальчук Т.В. подлежит исключению указание на нарушение ею правил оказания услуг общественного питания (пункта 13 Правил) а также части 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ.
 

      Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил продажи алкогольной продукции.
 

       Отдельного нормативного правового акта, устанавливающего правила розничной  продажи алкогольной продукции не имеется, единственным нормативом регулирования данных правоотношений является Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно части 2 статьи 16 которого не допускается розничная продажа алкогольной продукции без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.
 

      Что касается состава информации, которая должна сопровождать розничную продажу алкогольной продукции, таковая предусмотрена в части 3 статьи 11 названного выше закона, согласно которой алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования; содержании этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7 процентов объема готовой продукции в 100 миллилитрах данной продукции и в объеме потребительской тары; вреде употребления алкогольной продукции для здоровья.
 

      Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

       До настоящего времени Правительство РФ такой порядок не установлен. Следовательно, действуют общие положения законодательства о защите прав потребителей, в частности статья 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и часть 1 статьи 495 ГК РФ, по общему смыслу которых такая информация должна быть доведена способами, обычными для розничной торговли; наглядными, четко различаемыми и легко читаемыми; позволяющими воспринимать информацию однозначно, не вводя в заблуждение относительно свойств и иных характеристик продукции; обеспечивающими доступность информации в момент заключения договоров купли-продажи; русскоязычными.
 

       Согласно пункту 4.17 «Алкогольная продукция» "ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (ред. от 29.11.2012) информация для потребителя об алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже на территории Российской Федерации, должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование алкогольной продукции; наименование и местонахождение изготовителя [(юридический адрес, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)]; страна происхождения алкогольной продукции; обозначение национальных стандартов, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объем алкогольной продукции в потребительской таре; объемная доля этилового спирта; содержание этилового спирта в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 7% объема готовой продукции в 100  указанной продукции и в объеме потребительской тары; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; информация о соответствии содержания вредных для здоровья веществ в алкогольной продукции требованиям, установленным законодательными актами Российской Федерации, и о противопоказаниях к ее использованию; дата изготовления и срок использования или конечный срок использования; сведения о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья; сведения о подтверждении соответствия.
 

    Закон не содержит императивные требования к наличию указанной информации исключительно на ценниках к продукции.
 

    По смыслу закона указанная информация должна содержаться непосредственно на самой продукции, а также в сопровождающих ее документах, как то товаро-транспортные накладные, справки, сертификаты соответствия, акцизные марки и пр. Указанная информация должна находиться в месте розничной продажи алкогольной продукции и должна быть предоставлена по первому требованию потребителя.
 

    Пунктом 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства РФ 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012), установлено, что информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
 

    Должностным лицом государственного органа Ковальчук Т.В. вменяется нарушение правил оказании услуг общественного питания, однако установлено, что услуги общественного питания Ковальчук Т.В. не оказывались, в связи с чем в объем обвинения Ковальчук Т.В. должностным лицом включено нарушение установленного запрета на  розничную торговлю алкогольной продукцией в период с 23 часов 00 минут до 08 часов 00 минут без оказания услуг общественного питания.
 

    В нарушение требований стати 28.2 КоАП РФ протокол 27 К 102345 от 25.08.2014 г. об административном правонарушении не содержит описание события административного правонарушения в части нарушения Ковальчук Т.В. части 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ: не указано какая информация из перечисленной в указанной статье не доведена до сведения потребителей. Материалы дела также не содержат сведения о составе указанной информации.
 

     В соответствии со статьей 1.5. КоАП ПФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
 

    Отсутствие в протоколе об административном правонарушении описания события правонарушения в части нарушения Ковальчук Т.В. части 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, отсутствие в материалах дела доказательств данному обстоятельству, а также установленный в ходе рассмотрения дела факт неоказания услуг общественного питания при продаже алкогольной продукции, нарушение правил оказания услуг общественного питания не является нарушением правил продажи алкогольной продукции в том смысле, который вкладывает в данное понятие законодатель, устанавливая в части 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ требования к составу информации, которой должна сопровождаться розничная продажа алкогольной продукции, материалы дела не содержат доказательства отсутствия необходимой для потребителей информации как таковой, которая по смыслу закона должна содержаться, в том числе и на самой алкогольной продукции, и в сопровождающей ее документации и пр., вменение Ковальчук Т.В. нарушения правил оказания услуг общественного питания, при отсутствии доказательств нарушения в части 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ, является необоснованным.
 

       При назначении административного наказания мировым судьей приняты во внимание характер и степень общественной опасности административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности.
 

                В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ с примечанием административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций.
 

    Выписке из ЕГРЮЛ Ковальчук Т.В. является директором ООО «Татьяна и Ко».
 

    В ходе рассмотрения дела установлено нарушение Ковальчук Т.В. своих должностных обязанностей по организации работы общества.
 

      Санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
 

       В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
 

      Частью 1 статьи 3.7 КоАП РФ установлено, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
 

       Исходя из положений данной нормы, конфискация применяется только в отношении орудий совершения или предметов административного правонарушения.
 

       При этом по смыслу приведенных норм алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит конфискации в том случае, если она являлась предметом административного правонарушения.
 

       Согласно материалам дела в ходе осмотра помещения, арендуемого ООО "Татьяна и Ко», данная продукция находилась в холодильниках магазина, при совершении противоправных действий не использовалась и предметом административного правонарушения не являлась.
 

       Следовательно, такой вид наказания как конфискация не может быть применен к Ковальчук Т.В.
 

       В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ изъятая продукция, поименованная в протоколе изъятия от 30.07.2014 г. подлежит возвращению законному владельцу ООО «Татьяна и Ко».
 

    Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Ковальчук Т.В., является признание вины
 

    Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Ковальчук Т.В., не установлено.
 

    Оснований для освобождения Ковальчук Т.В. от административной ответственности не имеется.
 

                    На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9., 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
 

 

постановил:
 

 

    Признать Ковальчук <Х.Х1>, директора общества с ограниченной ответственностью «Татьяна и Ко», виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ: нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
 

    Назначить Ковальчук <Х.Х1>, директору общества с ограниченной ответственностью «Татьяна и Ко», административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей без конфискации спиртосодержащей продукции.
 

                Изъятая продукция, поименованная в протоколе изъятия от 30.07.2014 г., а именно: водка «Айс» лимон объемом 0,5 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке, акцизная марка 103159269522, розлив 14.04.2014 г. в количестве 1 штуки; водка «Айс» лед объемом 0,5 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 3 штук; водка «Калина красная» объемом 0,7 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 3 штук; водка «Золотой петушок» объемом 0,5 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; водка «Ледофор» объемом 0,7 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; водка «Дрова» объемом 0,5 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 6 штук; водка «Премиум с серебром» объемом 0,5 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; водка «Зимняя дорога» объемом 0,5 литра, крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; настойка сладкая «Золотой фазан» объемом 0,5 литра крепостью 25,0% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; настойка сладкая «Рябина на коньяке» объемом 0,5 литра крепостью 24,0% в стеклянной бутылке в количестве 6 штук; водка «Беленькая» объемом 0,7 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; водка «Мягков» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; водка «Марочная» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; водка «Беломорканал» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 3 штук; Уссурийский бальзам «Кедровая падь» объемом 0,5 литра крепостью 45% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук; настойка «Немирофф» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 3 штук; водка «Тигрофф» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 5 штук; водка «Ясень особый» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 3 штук; водка «Пшеничный дар» объемом 0,5 литра крепостью 40% в стеклянной бутылке в количестве 4 штук, - упакованная в картонные коробки, оклеенные липкой лентой типа «скотч» и скрепленная вырезом бумаги с оттиском печати «Для справок» ОИАЗ УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре, подлежит возвращению законному владельцу ООО «Татьяна и Ко» после вступления постановления в законную силу.
 

    Административный штраф надлежит оплатить по следующим реквизитам:
 

                    Получатель УФК по Хабаровскому краю (УМВД России по г.Комсомольску-на-Амуре), ИНН 2727001498/270301001, ОКТМО 08709000, БИК 040813001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка Росси по Хабаровскому краю г.Хабаровск, л/с 04221387830, р/счет 40101810300000010001, КБК 18811608010016000140.
 

                 Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
 

        Постановление может быть обжаловано в Центральный районный суд г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью судебного участка № 31 Центрального округа г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
 

 

 

 

       Мировой судья                                                                                           Н.В.Лутковская