Решение по административному делу Карточка на дело № 5-572/2014

 

    Дело № 5-572/14 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 октября 2014 г. г. Шатура Мировой судья судебного участка № 272 Шатурского судебного района Московской области Мышляев А.Н.,рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении  юридического лица ОАО  "Московская объединенная электросетевая компания", ИНН: <НОМЕР>, юридический адрес: г<АДРЕС>, о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,
 

 

установил:
 

    ОАО  "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО  "МОЭСК") не выполнило в установленный срок предписание от <ДАТА2> должностного лица организации лесной охраны <АДРЕС> филиала ГКУ МО «Мособллес», а именно: <АДРЕС>, не произвело  очистку просек под линией электропередач ВЛ -110 кВ <АДРЕС> от горючих материалов в срок до <ДАТА3>, чем нарушило  п.п. 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, т.е. совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Указанное правонарушение было выявлено <ДАТА5> в ходе проверки соблюдения требований предписания.
 

    Представитель ОАО «МОЭСК» по доверенности от <ДАТА6> <ФИО1>, в судебное заседание явилась, наличие события вмененного обществу административного правонарушения не отрицала, однако, вину в его совершении не признала, пояснив, что согласно договору строительного подряда <НОМЕР> между Заказчиком - ОАО «МОЭСК» и подрядчиком - ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», подрядчик обязался произвести расширение просек путем сплошной рубки лесных насаждений в просеках ВЛ. По условиям договора обязанность по уборке и утилизации порубочных остатков, складированию древесины возложена на подрядную организацию, следовательно, предписание об очистке просек от горючих материалов должно быть выдано ей. Согласно п. 7 Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст.ст. 43- 46 Лесного кодекса РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 604) юридические и физические лица, использующие леса для целей строительства, реконструкции, эксплуатации ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины в орган государственной власти субъекта РФ, а в случае если лесной участок расположен на землях лесного фонда, в отношении которого осуществление полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, не передано органам государственной власти субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 83 ЛК РФ - в территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства. Из этого следует, что для факта передачи федеральной древесины собственнику достаточно его письменного уведомления в лице территориальных подразделений Рослесхоза по месторасположению лесных участков, на которых осуществлялась рубка. В целях выполнения указанной нормы в соответствии с законодательством РФ, на имя начальника Управления лесного хозяйства по <АДРЕС> области и г. <АДРЕС> <ФИО2> письмом <НОМЕР> от <ДАТА8> была направлена информация об объемах, породном составе и местах вырубленной древесины. Кроме того, требование предписания об очистке просек от древесины противоречит действующему законодательству, так как древесина является собственностью Росимущества, и общество не имеет право что- либо с ней делать. Предписанием общество не обязывалось отделять древесину минерализованной полосой, соответственно и вменять в вину Обществу это неправомерно.
 

    Выслушав представителя ОАО «МОЭСК», изучив административный материал, исследовав обстоятельства дела всесторонне, полно, и в совокупности, суд приходит к выводу, что инкриминируемое обществу событие административного правонарушения наличествовало в действительности, и оно виновно в его совершении.
 

    Так, из материалов дела усматривается, что <ДАТА9> государственным лесным инспектором <АДРЕС> области - ведущим инженером организации лесной охраны <АДРЕС> филиала ГКУ МО «Мособллес» в отношении ОАО «МОЭСК» вынесено предписание об устранении нарушений пунктов 19, 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА10> <НОМЕР> (предписание - л.д. 43). Данным предписанием общество обязывалось в срок до <ДАТА11> произвести очистку просек под линией электропередач ВЛ -110 кВ ОАО «МОЭСК» на лесных участках, расположенных <АДРЕС> области от горючих материалов (порубочных остатков, сучьев, древесины, срубленной при проведении расчистки и расширении охранной зоны ЛЭП) согласно «Правилам пожарной безопасности в лесах. 
 

    Процедура вынесения и вручения предписания не нарушена, указанные в предписании требования основаны на нормах действующего законодательства.
 

    9.09.2014 года при патрулировании территории лесного фонда государственным лесным инспектором <АДРЕС> области - ведущим инженером организации лесной охраны <АДРЕС> филиала ГКУ МО «Мособллес» было установлено, что предписание от <ДАТА9> ОАО «МОЭСК»» не выполнено, а именно: просеки ЛЭП в <АДРЕС> не свободны от горючих материалов. Порубочные остатки, сучья оставлены на месте рубки. Древесина, срубленная при выполнении работ по очистке и расширению охранной зоны ЛЭП, не складирована в штабеля и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не мерее 1,4 метра (<НОМЕР>).
 

    В связи с невыполнением предписания от <ДАТА9> в отношении ОАО «МОЭСК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (<НОМЕР>
 

    Предписание незаконным не признано, выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемого субъекта, уполномоченным должностным лицом (п. 36 ст. 81, п. 6 ч. 1 ст. 83, ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса  РФ), направлено в адрес ОАО «МОЭСК» почтой заказным письмом <ДАТА2> и вручено <ДАТА12> представителю юридического лица.
 

    Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ полномочным должностным лицом в отсутствии представителя ОАО «МОЭСК». При этом ОАО «МОЭСК» заблаговременно и надлежащим образом извещено о дате и времени составления протокола, копия протокола вручена представителю ОАО «МОЭСК».
 

    В соответствии с пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
 

    Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора.
 

    В силу части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
 

    В соответствии с пунктом 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007г. №394, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 

    Из вышеизложенного следует, что полномочия по патрулированию лесов отнесены Лесным кодексом и Положением к правам должностных лиц органов государственного лесного надзора.                                                                  Таким образом, должностные лица государственного лесного надзора вправе выносить предписание, поскольку нормы Лесного кодекса и Положения о праве выносить предписание по результатам проверки не исключают полномочия по вынесению предписания по результатам патрулирования лесных участков.
 

    Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА14> <НОМЕР>, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
 

             Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
 

             В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
 

    В силу пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
 

    Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 утверждены Правила установления охранных объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила №160).
 

    В соответствии с пунктом 23 Правил №160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами.
 

    Из системного анализа указанных положений законодательства следует, что ОАО «МОЭСК», как сетевая организация, является лицом ответственным за содержание просек, на которых находятся линии электропередач, в пожаробезопасном состоянии.
 

    Доводы представителя ОАО «МОЭСК» о том, что ответственность должна возлагаться на подрядную организацию, с которой заключен договор подряда, суд считает несостоятельным по следующим основаниям:
 

     В соответствии с договором строительного подряда <НОМЕР> между Заказчиком - ОАО «МОЭСК» и подрядчиком - ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», подрядчик обязался произвести расширение просек путем сплошной рубки лесных насаждений в просеках ВЛ, а также произвести уборку и утилизацию порубочных остатков в срок до <ДАТА16>
 

    В соответствии с п. 5.3 договора подряда Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за выполнением Подрядчиком работ.
 

    Таким образом, исходя из определенных сторонами договорных отношений, <ДАТА17> Заказчик обязан был принять и проконтролировать выполненную Подрядчиком работу. Однако, п. 5.3 Заказчиком выполнен не был, каких-либо мер за ненадлежащее исполнение договорных условий Заказчиком к Подрядчику применено не было.
 

    В данном случае ненадлежащий контроль со стороны ОАО «МОЭСК» за исполнением Подрядчиком договорных условий, привел к нарушениям Лесного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Правил пожарной безопасности в лесах.
 

    Кроме того, исходя из смысловой нагрузки статей 1, 45 Лесного Кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 г. № 223, на общество, как пользователя лесным участком по договору аренды, возлагается публично-правовая обязанность по содержанию переданных во временное пользование лесных участков, не допуская их загрязнения порубочными и другими отходами.
 

    При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи ответственности за неисполнение публично-правовых обязанностей по гражданско - правовому договору. Заключение договора подряда не освобождает заявителя от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
 

    Таким образом, ОАО "МОЭСК" является субъектом вмененного административного правонарушения в части деяния по очистке просеки от горючих материалов.
 

              Довод представителя Общества о том, что у ОАО «МОЭСК» отсутствуют полномочия по перемещению срубленной древесины вследствие принадлежности ее  Росимуществу, не служит основанием для освобождения от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в связи с тем, что предписанием от <ДАТА9> общество обязывалось произвести очистку просек под линией электропередач от горючих материалов, в том числе от порубочных остатков, сучьев. Актом от 9.09.2014г. установлено, что предписание от <ДАТА9> ОАО «МОЭСК»» не выполнено: просеки не свободны от горючих материалов, порубочные остатки, сучья оставлены на месте рубки.
 

             Поскольку предписанием от <ДАТА9> ОАО «МОЭСК» не обязывалось отделять древесину минерализованной полосой, суд исключает вышеуказанную формулировку из состава административного правонарушения, вмененного ОАО «МОЭСК» протоколом <НОМЕР> от <ДАТА19> об административном правонарушении. В остальной части протокол признаётся надлежащим доказательством по делу.
 

             В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Оценив доказательства в своей совокупности суд, считает, что ОАО «МОЭСК» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
 

    Непризнание вины представителем юридического лица суд считает выбранным способом защиты.
 

    Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ОАО «МОЭСК»,  не установлено.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
 

 

постановил:
 

    ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» ИНН: <НОМЕР>, дата регистрации в качестве юридического лица - <ДАТА20>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,  и   назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей. Уплату штрафа произвести в установленный законом срок по следующим реквизитам: получатель УФК по Московской области (Комитет лесного хозяйства Московской области), ИНН 5024129468, КПП 502401001, р/сч. 40101810600000010102 в Отделении 1 Москва, л/сч. 04481А76070, БИК 044583001, КБК 053116250710160 00140, ОКТМО 46657000. Согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ и п.1 ст.31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения 10-дневного срока со дня вручения или получения копии постановления, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. Постановление может быть обжаловано в Шатурский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Мировой судья А.Н. Мышляев