Решение по административному делу Карточка на дело № 5-278/2014

<НОМЕР>                                                                                                            
 

 

Постановление
 

 

              <ДАТА1>                           г. <АДРЕС> области.
 

    Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 271 Шатурского судебного района Московской области Мышляев А.Н., с участием представителя ОАО «МОЭСК» <ФИО1>, рассмотрев материалы административного дела в отношении ОАО «Московская объединенная электросетевая компания», ИНН <НОМЕР>, дата государственной регистрации <ДАТА2>, ОГРН <НОМЕР>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>,
 

 

установил:
 

 

    ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (далее ОАО «МОЭСК») не выполнило в установленный срок предписание об устранении нарушений лесного законодательства от <ДАТА3>, выданное государственным лесным инспектором Московской области - старшим участковым лесничим Шатурского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес», согласно которому обществу в срок до <ДАТА4> было предписано произвести очистку просек под линией электропередач ВЛ-35 кВ ОАО «МОЭСК» <АДРЕС> на лесных участках, расположенных <АДРЕС>, от горючих материалов (порубочных остатков, сучьев, древесины, срубленной при проведении расчистки и расширении охранной зоны ЛЭП). 
 

    Указанное правонарушение было выявлено <ДАТА5> в ходе проверки соблюдения требований предписания от <ДАТА3>
 

    В судебном заседании представитель ОАО «МОЭСК» <ФИО1>, действующая на основании доверенности от <ДАТА6> <НОМЕР>, наличие события вмененного обществу административного правонарушения не отрицала, однако, вину в его совершении не признала, пояснив следующее: между ОАО "МОЭСК" и <ОБЕЗЛИЧЕНО> по договору <НОМЕР> от <ДАТА7> и договору (переуступки права требования) <НОМЕР> от <ДАТА8>, <ОБЕЗЛИЧЕНО> обязано производить рубку лесных насаждений в просеках под ВЛ в месте, указанном в предписании. Т.е. ответственность за нарушение норм законодательства, в том числе Правил пожарной и санитарной безопасности, должна быть возложена не на ОАО «МОЭСК», а на  подрядную организацию - <ОБЕЗЛИЧЕНО> Кроме того, требование предписания об очистке просек от древесины противоречит действующему законодательству, так как древесина является собственностью Росимущества, и общество не имеет право что-либо с ней делать.
 

    Выслушав представителя ОАО «МОЭСК», изучив административный материал, исследовав обстоятельства дела всесторонне, полно, и в совокупности, суд приходит к выводу, что инкриминируемое обществу событие административного правонарушения наличествовало в действительности, и общество виновно в его совершении.
 

    Так, из материалов дела усматривается, что <ДАТА3> государственным лесным инспектором Московской области - старшим участковым лесничим Шатурского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» в отношении ОАО «МОЭСК» вынесено предписание об устранении нарушений пунктов 19, 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417. Данным предписанием общество обязывалось в срок до <ДАТА10> произвести очистку просек под линией электропередач ВЛ-35 кВ ОАО «МОЭСК» <АДРЕС> на лесных участках, расположенных <АДРЕС>, от горючих материалов (порубочных остатков, сучьев, древесины, срубленной при проведении расчистки и расширении охранной зоны ЛЭП) согласно «Правилам пожарной безопасности в лесах». 
 

    Процедура вынесения и вручения предписания не нарушена, указанные в предписании требования основаны на нормах действующего законодательства.
 

    <ДАТА11> при патрулировании территории лесного фонда государственным лесным инспектором Московской области - участковым лесничим Шатурского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО «Мособллес» было установлено, что предписание от <ДАТА3> ОАО «МОЭСК»» не выполнено, а именно: просеки ЛЭП <АДРЕС>, от горючих материалов. Порубочные остатки, сучья оставлены на месте рубки. Древесина оставлена на месте рубки на период пожароопасного сезона, не складирована в штабеля и не отделена от стены леса противопожарной минерализованной полосой шириной не мерее 1,4 метра.
 

    В связи с невыполнением предписания от <ДАТА3> в отношении ОАО «МОЭСК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
 

    Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ полномочным должностным лицом в присутствии представителя ОАО «МОЭСК», который с протоколом не согласился, в объяснениях пояснил, что спиленная древесина не принадлежит ВЭС.
 

    В соответствии с пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в Российской Федерации (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
 

    Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора.
 

    В силу части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
 

    В соответствии с пунктом 10 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007г. №394, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в установленной сфере деятельности, обязаны проводить мероприятия по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) на основании и в соответствии с распоряжениями соответственно Федерального агентства лесного хозяйства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, их территориальных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении указанных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
 

    Из вышеизложенного следует, что полномочия по патрулированию лесов отнесены Лесным кодексом и Положением к правам должностных лиц органов государственного лесного надзора.                                                                  Таким образом, должностные лица государственного лесного надзора вправе выносить предписание, поскольку нормы Лесного кодекса и Положения о праве выносить предписание по результатам проверки не исключают полномочия по вынесению предписания по результатам патрулирования лесных участков.
 

    Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
 

             Согласно пункту 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
 

             В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
 

    В силу пункта 35 Правил пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
 

    Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 утверждены Правила установления охранных объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила №160).
 

    В соответствии с пунктом 23 Правил №160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами.
 

    Из системного анализа указанных положений законодательства следует, что ОАО «МОЭСК», как сетевая организация, является лицом ответственным за содержание просек, на которых находятся линии электропередач, в пожаробезопасном состоянии.
 

    Доводы представителя ОАО «МОЭСК» о том, что ответственность должна возлагаться на подрядную организацию, с которой заключен договор подряда, суд считает несостоятельным по следующим основаниям:
 

    Как следует из материалов дела, между заявителем (заказчик) и <ОБЕЗЛИЧЕНО> (подрядчик) заключен Договор строительного подряда от <ДАТА15> <НОМЕР>, предмет которого заключается в выполнении комплекса строительных работ (сплошная рубка лесных насаждений в просеках под высоковольтными линиями, включая валку деревьев, их трелевку, разделку, уборку и утилизацию порубочных остатков). Пунктом 4.26 договора предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить в ходе выполнения работ проведение необходимых мероприятий, в том числе по пожарной безопасности. Согласно пункту 12.9 договора, он вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до исполнения сторонами всех обязательств по нему. Согласно договору переуступки права требования <НОМЕР>, возникшие у <ОБЕЗЛИЧЕНО> по договору <НОМЕР> от <ДАТА15> г. обязанности , в том числе и обязанности производить рубку лесных насаждений в просеках под ВЛ в месте, указанном в предписании, переданы <ОБЕЗЛИЧЕНО>
 

    В соответствии с п. 5.3 договора подряда Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за выполнением Подрядчиком работ.
 

    Таким образом, исходя из определенных сторонами договорных отношений, <ДАТА17> Заказчик обязан был принять и проконтролировать выполненную Подрядчиком работу. Однако, п. 5.3 Заказчиком выполнен не был, каких-либо мер за ненадлежащее исполнение договорных условий Заказчиком к Подрядчику применено не было.
 

    В данном случае ненадлежащий контроль со стороны ОАО «МОЭСК» за исполнением Подрядчиком договорных условий, привел к нарушениям Лесного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Правил пожарной безопасности в лесах.
 

    Кроме того, исходя из смысловой нагрузки статей 1, 45 Лесного Кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011г. № 223, на общество, как пользователя лесным участком по договору аренды, возлагается публично-правовая обязанность по содержанию переданных во временное пользование лесных участков, не допуская их загрязнения порубочными и другими отходами.
 

    При этом действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи ответственности за неисполнение публично-правовых обязанностей по гражданско - правовому договору. Заключение договора подряда не освобождает заявителя от исполнения требования законодательства по содержанию лесных участков, выделенных для размещения линий электропередачи.
 

    Таким образом, ОАО "МОЭСК" является субъектом вмененного административного правонарушения в части деяния по очистке просеки от горючих материалов.
 

              Довод представителя Общества о том, что у ОАО «МОЭСК» отсутствуют полномочия по перемещению срубленной древесины вследствие принадлежности ее Росимуществу, не служит основанием для освобождения от ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в связи с тем, что предписанием от <ДАТА3> общество обязывалось произвести очистку просек под линией электропередач от горючих материалов, в том числе от порубочных остатков, сучьев до <ДАТА4> Актом от <ДАТА5> установлено, что предписание от <ДАТА3> ОАО «МОЭСК»» не выполнено: просеки не свободны от горючих материалов, порубочные остатки, сучья оставлены на месте рубки.
 

             Поскольку предписанием от <ДАТА3> ОАО «МОЭСК» не обязывалось отделять древесину минерализованной полосой, суд исключает вышеуказанную формулировку из состава административного правонарушения, вмененного ОАО «МОЭСК» протоколом <НОМЕР> от <ДАТА19> об административном правонарушении. В остальной части протокол признаётся надлежащим доказательством по делу.
 

    В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Оценив доказательства в своей совокупности суд, считает, что ОАО «МОЭСК» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
 

    Непризнание вины представителем юридического лица суд считает выбранным способом защиты.
 

    Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ОАО «МОЭСК»,  не установлено.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
 

 

постановил:
 

 

    ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ,  и   назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
 

    Уплату штрафа произвести в установленный законом срок по следующим реквизитам: получатель УФК по Московской области (Комитет лесного хозяйства Московской области), л/с 04481А76070, ИНН <НОМЕР>, КПП <НОМЕР>, Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. <АДРЕС>,  БИК <НОМЕР>, счет 40101810600000010102, ОКТМО 46657000, КБК 05311625071016000140.
 

    Согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
 

    Разъяснить, что неуплата административного штрафа в данный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток в соответствии  с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
 

    Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
 

 

 

 

    Мировой судья                                                          А.Н. Мышляев