Решение по гражданскому делу

    Дело №2-790/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

 

    г.Мураши Кировской области                                                  17 октября 2014 года
 

 

 

    Мировой судья судебного участка № 25 Мурашинского судебного района Кировской области Доника О.М.,
 

    с участием заместителя прокурора Мурашинского района Кировского области Онучина Ю.А.,
 

    при секретаре Стремоусовой С.В.,
 

    рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора  Мурашинского района Кировской области в интересах Головкиной <ФИО1> к Департаменту финансов Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Мурашинском районе» о взыскании затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг,           
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Мурашинского района Кировской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Головкиной Г.А. к Департаменту финансов Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Мурашинском районе» о взыскании затрат, понесенных медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, на оплату коммунальных услуг,  указывая, что Головкина Г.А. с <ДАТА2> по настоящее время работает в Безбожниковской амбулатории КОГБУЗ «Мурашинская центральной районная больница» в должности фельдшера скорой помощи, проживает в сельской местности по адресу: <АДРЕС> Мурашинского района.  До <ДАТА3> пользовалась льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. В период с января 2012 года по декабрь 2013 года Головкина Г.А. за свой счет оплатила расходы по потреблению электроэнергии в размере г.Мураши Кировской области. и за отопление в размере г.Мураши Кировской области руб. За указанный период ей выплачена компенсация по оплате коммунальных услуг на общую сумму г.Мураши Кировской области рублей. Ссылалась на то, что на основании ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Федерального закона от <ДАТА4> N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» истица имеет право на льготы по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, поселке городского типа, однако, истице указанная льгота в полном объеме не предоставлена, просит взыскать солидарно с ответчиков  уплаченные расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению за период с <ДАТА5> по <ДАТА6> в сумме г.Мураши Кировской области коп.
 

    В судебное заседание истица Головкина Г.А. не явилась, согласно заявлению просила рассмотреть дело без ее участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.
 

    Заместитель прокурора Мурашинского района Кировской области <ФИО2> в интересах Головкиной Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
 

              Представитель ответчика КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Мурашинском районе» в судебное заседание не явился, согласно заявлению просит рассмотреть дело без своего участия, в представленном отзыве просит в иске отказать, полагая его необоснованным в связи с отсутствием правовых оснований получения полной компенсации расходов по отоплению и освещению у Головкиной Г.А. как сельского специалиста, реализовавшего свое право на пенсию. Указывает, что установленные <АДРЕС> Кировской области от <ДАТА7> <НОМЕР> меры социальной  поддержки организаций здравоохранения являются дополнительной мерой поддержки сельских специалистов государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и установлены не взамен и не с целью отмены натуральных льгот, а для оказания социальной поддержки данной категории специалистов в связи с реализацией Федерального закона РФ <НОМЕР> от <ДАТА8> <АДРЕС> область реализовала свои полномочия по решению вопросов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки сельским специалистам, определив условия, размер  и вид меры социальной поддержки в пределах  средств, установленных <АДРЕС> области. Также полагает, что  не является надлежащим ответчиком по делу.
 

    В  судебное заседание представитель ответчика Департамента финансов Кировской области не явился, просит рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями не согласен, указывая, что установление мер социальной поддержки медицинских работников не является обязательством субъекта РФ - <АДРЕС> область; предусмотренная <АДРЕС> Кировской области от <ДАТА9> N 267-ЗО частичная компенсация за наем жилого помещения, отопление и электроснабжение за счет средств областного бюджета является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности. Считает, что получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с <ДАТА3>, не означает наличия у него права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до <ДАТА3> Также указывает на отсутствие оснований для возникновения солидарной обязанности по возмещению льгот и полагает, что не представлены допустимые доказательства, подтверждающие факт получения истцом льготы до <ДАТА10> года; считает, что льготы по коммунальным услугам работникам, проживающим и работающим в сельской местности, должны предоставляться  за счет средств федерального бюджета.
 

    Выслушав объяснения заместителя прокурора,  исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
 

             В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
 

    Согласно ст.8 Федерального закона от <ДАТА11> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до <ДАТА12>) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
 

    Федеральным законом от <ДАТА13> N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на <ДАТА14>
 

    С <ДАТА12> согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от <ДАТА15> N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
 

    Из преамбулы Федерального закона <НОМЕР> от <ДАТА16> следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <ДАТА17> N 383-О-П, закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от <ДАТА13> N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до <ДАТА18>, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
 

    Следовательно, сохранение прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере медицинским работникам с <ДАТА3> предполагается при условии продолжения работы в медицинском учреждении в сельской местности.
 

    <АДРЕС> Кировской области N 267-ЗО от <ДАТА7> "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области" установлена система мер социальной поддержки отдельных категорий специалистов, в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, которая является дополнительной по отношению к мерам социальной поддержки, установленной федеральным законодательством для этой категории работников.
 

             Из материалов дела следует, что Головкина Г.А. с <ДАТА19> по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <АДРЕС> Мурашинского района, <АДРЕС>, вместе с мужем  (л.д.12-13, 20).
 

    В период с <ДАТА20> по <ДАТА5> года Головкина Г.А. работала в должности  медицинской сестры и фельдшера Безбожниковской участковой больницы. С <ДАТА5> года по настоящее время работает в должности фельдшера КОГБУЗ "Мурашинская центральная районная больница" (л.д.10-11, 19).
 

    Согласно распоряжению администрации Мурашинского района Кировской области <НОМЕР> от <ДАТА22> МЛПУ «Безбожниковская участковая больница» реорганизована в форме присоединения к МЛПУ «Мурашинская ЦРБ».
 

    Распоряжением Департамента здравоохранения Кировской области <НОМЕР> от <ДАТА23>, вступившего в силу с <ДАТА24> и распространявшим свое действие на правоотношения, возникшие с <ДАТА5> г.,  МЛПУ «Мурашинская ЦРБ» в связи со сменой собственника переименовано в КОГБУЗ "Мурашинская центральная районная больница".
 

    Из Устава КОГБУЗ «Мурашинская ЦРБ» следует, что учредителем и собственником учреждения является <АДРЕС> область, функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (п.1.5 Устава).
 

             Согласно справке администрации Мурашинского сельского поселения Мурашинского района Кировской области от <ДАТА26> Головкина Г.А. в 2003-2004 годах являлась получателем льготы по коммунальным услугам (л.д.14).
 

             Факт предоставления Головкиной Г.А. льгот как медицинскому работнику по отоплению и освещению в период до <ДАТА10> года подтверждается первичной бухгалтерской документацией, а именно: счет-фактурами <НОМЕР> от <ДАТА28>, <НОМЕР> от <ДАТА29>, реестром на предоставление льгот отдельным категориям граждан на жилищно-коммунальные услуги за октябрь, декабрь месяцы 2004 года, актом сверки электроэнергии за 4 квартал 2004 года.
 

    Согласно заявленным требованиям в период с января 2012г. по декабрь 2013г.  Головкина Г.А. заплатила за отопление жилого помещения в сумме г.Мураши Кировской области руб., за освещение (электроэнергию) - г.Мураши Кировской области., всего 43845,39 руб. (л.д. 15-17) и получила частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме г.Мураши Кировской области рублей (л.д.18).
 

    На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что до <ДАТА10> года истица пользовалась правом на возмещение расходов, связанных с отоплением и обеспечением электроэнергией жилого помещения, трудовые правоотношения с организацией здравоохранения не прекращала, следовательно, данное право сохраняется за ней и после <ДАТА10> года, в связи с чем за период с <ДАТА5> по <ДАТА30> в пользу Головкиной Г.А. подлежат возмещению расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение в размере 31695  руб. 39 коп. (43845,39 руб. - г.Мураши Кировской области руб.).
 

    Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает Головкина Г.А., передано в ведение Кировской области, расходы по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию подлежат взысканию с Департамента финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - <АДРЕС> область.
 

    На основании  п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобождается от уплаты госпошлины.
 

             На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, мировой судья,                                          
 

 

Р Е Ш И Л :
 

 

              Исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах Головкиной <ФИО1> к Департаменту финансов Кировской области  о взыскании затрат, понесенных на оплату отопления и освещения, удовлетворить.
 

    Взыскать с Департамента финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - <АДРЕС> область в пользу Головкиной <ФИО1> в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг по освещению и отоплению за период  с <ДАТА5> года по <ДАТА30>  денежные средства в размере 31695 (тридцать одну тысячу шестьсот девяносто пять) рублей 39 копеек.
 

             В удовлетворении исковых требований прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах Головкиной <ФИО1> к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Мурашинском районе» отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <АДРЕС> районный суд Кировской области в течение месяца со дня его вынесения через судебный участок № 25 Мурашинского судебного района Кировской области.
 

 

 

    Мировой судья                                                                                       О.М.Доника