Дело <НОМЕР>
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<ДАТА1> п.им.Тельмана Раменский район МО Мировой судья судебного участка № 217 Раменского судебного района Московскойобласти Юдина Т.М.,
с участием истца Кокоревой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Зиновьевой Е.В.,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокоревой <ФИО1> к ОАО «Сбербанк России» (далее ОАО «Сбербанк России») о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Кокорева Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, а также судебных расходов. Истец просит взыскать с ответчика в ее пользу необоснованно списанные с ее счета денежные средства в размере 9999,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000,00 руб., и возместить расходы, понесенные на юридические и почтовые расходы в сумме 20 180,00 руб.
Свои требования истец обосновала тем, что она является держателем карты ОАО «Сбербанк России» <НОМЕР>. <ДАТА2> с ее карты была списана денежная сумма в размере 9 999,00 руб. При этом, карту она не передавала третьим лицам, PIN-код вводила конфиденциально и хранила в недоступном для третьих лиц месте, не совершала операций в сети Интернет с использованием одноразовых паролей, являющихся аналогом собственноручной подписи, не совершала покупок в кафе, Интернет магазинах России и за ее пределами.
Истец обращалась с претензией к ответчику, однако получила ответ о том, что Банк не имеет права на возврат денежных средств со счета оператора сотовой связи на карту, так как списание денежных средств со счета получателя платежа осуществляется только на основании распоряжения получателя платежа.
Однако истец не давала ответчику никакого распоряжения по списанию с ее счета денежных средств.
В связи с чем, истец считает, что Банк не обеспечил достаточный уровень безопасности ее счета, оказал услугу по хранению денежных средств на счете истца, ненадлежащего качества.
Таким образом, по вине Банка истцу причинен материальный ущерб на сумму 9 999,00 руб., истцом перенесены нравственные страдания в связи со сложившейся ситуацией, действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 50 000,00 руб. Кроме того, истцом понесены расходы на оказание юридической помощи и почтовые расходы на общую сумму 20 180,00 руб. Ссылаясь на Закон РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 15, 845, 854 ГК РФ, истец просит взыскать указанные выше суммы с ответчика в ее пользу.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Дополнений к заявленным требованиям не предоставила. На вопросы суда истец пояснила, что подпись в заявлении на получение дебетовой карты Сбербанка России принадлежит ей. Истец также пояснила, что в 2011 г. она сменила номер мобильного телефона, о чем устно сообщила в отделение Сбербанка России, и после этого, на ее новый номер мобильного телефона стали приходить смс-сообщения о состоянии ее счета. Однако номер телефона <НОМЕР> указан в заявлении на получение дебетовой карты ею. Она не обращалась в Сбербанк с заявлением об отключении с этого номера услуги «Мобильный банк».
Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 174), об отложении дела слушанием не просил, суд, с учетом мнения истца, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кокоревой Л.В. требований, по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных доказательств <ДАТА3> Кокорева Л.В. обратилась в ОАО «Сбербанк России» с заявлением на получение дебетовой карты ОАО «Сбербанк России». При этом Кокорева Л.В. была ознакомлена и согласна с Условиями использования карт и Тарифами Сбербанка России, а также получила памятку держателя карты. Кокорева Л.В. также получила Руководство по использованию «Мобильного банка», что подтверждается подписью истца в Заявлении на получение дебетовой карты (л.д. 29, 40).
На основании заявления Кокоревой Л.В. была выдана карта Сбербанка России <НОМЕР> (счет <НОМЕР>).
<ДАТА3> между ОАО «Сбербанк России» и Кокоревой Л.В. был заключен договор банковского обслуживания (далее ДБО), который в совокупности состоит из подписанного клиентом заявления на банковское обслуживание, Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России» и Тарифов Банка.
В соответствие с ч.1 ст. 428 ГК РФ данный Договор является договором присоединения. Условия Договора определены Банком в стандартной форме, соответствующей нормам гражданского права Российской Федерации, и рассматриваются как предложение Банка, а физическое лицо, подписав стандартную форму (Заявление), таким образом, акцептует сделанное предложение.
Со всеми документами, в совокупности составляющими Договор, истец была ознакомлена, согласна и обязалась их выполнять, о чем свидетельствует ее подпись в заявлении на получение дебетовой карты Сбербанка России от <ДАТА3>
В соответствии с п. 1.10 Условий банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России» (далее - Условия), действие ДБО распространяется на Счета карт, открытые как до, так и после заключения Договора, а также на вклады и т.д. (л.д. 111).
Согласно пунктов 1, 3 статьи 845 ГК РФ, по договору банковского счета (разновидностью которого является договор о выпуске и обслуживании банковской карты, которая, по сути, является лишь средством для управления банковским счетом и в отрыве от него рассматриваться не может) Банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В соответствии с п.3 ст. 847 ГК РФ, договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.
Согласно п. 3.1.3 Условий, правила совершения операций по Счетам Карт через удаленные каналы обслуживания определены «Порядком предоставления ОАО «Сбербанк России» услуг по проведению банковских операций через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания Банка, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка)» (Приложение 4 к Условиям банковского обслуживания) (л.д. 113).
На основании п. 1.2 Порядка предоставления ОАО «Сбербанк России» услуг по проведению банковских операций через удаленные каналы обслуживания (устройства самообслуживания Банка, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный банк», Контактный Центр Банка)» (далее - Приложение к Условиям банковского обслуживания), Клиенту предоставляется возможность проведения банковских операций через удаленные каналы обслуживания, в том числе и через систему «Мобильный банк» (л.д. 152).
Пунктом 1.3.2 Приложения к Условиям банковского обслуживания предусмотрено, что основанием для предоставления услуг проведения банковских операций по Счетам карт в системе «Мобильный банк» является подключение Клиента к «Мобильному банку» в порядке, определенном в разделе 2 настоящего приложения.
В силу п. 2.5 Приложения к Условиям банковского обслуживания, подключение клиента к услугам «Мобильного банка» по картам осуществляется:
- на основании Заявления на получение карты либо Заявления на подключение к «Мобильному Банку» установленной Банком формы, подписанного клиентом, оформляемого в подразделении Банка, либо
- через устройство самообслуживания Банка при наличии технической возможности, операция проводится с использованием банковской карты и вводом ПИНа, либо
- через Контактный центр Банка при условии сообщения корректной контрольной информации по банковской карте и идентификационных данных клиента (л.д. 153).
Как видно из заявления на получение дебетовой карты Сбербанка России от <ДАТА3>, собственноручно подписанного истцом, последней дано поручение Банку на подключение услуги «Мобильный банк» и указан номер мобильного телефона - <НОМЕР>.
«Мобильный банк» - это услуга, заключающаяся в предоставлении Банком Клиенту услуги дистанционного доступа к своим счетам карт и вкладам с использованием мобильной связи.
В соответствии с п.2.6.1 Приложения к Условиям банковского обслуживания, через систему «Мобильного банка» Клиенту предоставляются услуги, в том числе и операции перечисления/платежей со Счетов Карт Клиента в адрес организаций и на счета, открытые в Банке, операции перечисления со Счета Карты на Счет другой Карты.
Предоставление услуг «Мобильного банка», в том числе, списание/перечисление денежных средств со счетов Клиента в Банке на счета в Банке осуществляется на основании полученного Банком СМС-сообщения, направленного с использованием средства мобильной связи и содержащего номер телефона, указанный в заявлении («Сообщение») (п.2.11 Приложения к Условиям банковского обслуживания) (л.д. 153).
Согласно п. 2.12 Приложения к Условиям банковского обслуживания, Клиент подтверждает, что полученное Банком Сообщение рассматривается Банком как распоряжение на проведение операций по Счетам Карт/вкладам Клиента, полученное непосредственно от Клиента.
Как видно из отчета по счету карты в период времени с <ДАТА4> по <ДАТА5> с карты истца происходило списание денежных средств, в том числе: <ДАТА4> на оплату услуг мобильного банка в размере 30,00 руб., <ДАТА6> - в размере 30,00 руб. на оплату услуг мобильного банка, и <ДАТА5> денежные средства в размере 9999,00 руб. были переведены на номер мобильного телефона Beeline <НОМЕР> (л.д. 12).
В соответствии с Условиями использования банковских карт ОАО «Сбербанк России» Клиент подтверждает, что полученное Банком сообщение с номера телефона, подключенного к «Мобильному банку», является распоряжением Клиента на проведение операции по счету его карты. И Банк в конкретном случае, выполнил обязательства по переводу денежных средств на расчетный счет получателя платежа (л.д. 5, 28, 29, 39, 40, 82-174).
Таким образом, из представленных доказательств следует, что все операции по перечислению денежных средств и оплата номера телефона проводились клиентом Банка посредством смс-сообщений и подтверждены одноразовыми SMS- паролями, направленным истцу на номер мобильного телефона <НОМЕР>.
На основании п.2.13 Приложения к Условиям банковского обслуживания, электронные документы (Сообщения), направленные Клиентом в Банк через систему «Мобильный банк», имеют юридическую силу документов на бумажных носителях, заверенных собственноручной подписью Клиента, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и порождают аналогичные им права и обязанности Сторон по настоящему Договору. Данные документы в электронной форме могут служить доказательством в суде (л.д. 154).
В силу п.2.18 Приложения к Условиям банковского обслуживания, Клиент обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуг «Мобильного банка» (л.д. 154).
В соответствие с п.2.20 Приложения к Условиям банковского обслуживания Банк не несет ответственности, в том числе:
- за ущерб и факт разглашения банковской тайны, возникшие вследствие допуска Клиентом третьих лиц к использованию мобильного телефона, номер которого используется для предоставления услуг «Мобильного банка»;
-за последствия исполнения распоряжения Клиента, переданного в Банк с использованием номера мобильного телефона Клиента, в том числе, в случае использования мобильного телефона Клиента неуполномоченным лицом;
-за ущерб, возникший вследствие утраты или передачи Клиентом собственного мобильного телефона неуполномоченным лицам (л.д. 154).
Пунктом 2.22 Приложения к Условиям банковского обслуживания, предусмотрено, что услуги «Мобильного банка» по Карте предоставляются до наступления ряда событий, в т.ч. отключения номера телефона от услуги «Мобильный Банк» на основании заявления клиента, либо до получения заявления Клиента о расторжении ДБО.
Как видно из материалов дела, в Банк с заявлением об отключении услуги «Мобильный банк» к номеру мобильного телефона <НОМЕР> истец не обращалась и не обращалась с заявлением на закрытие счета карты вплоть до <ДАТА5>, т.е. с данным заявлением истец обратилась после списания денежных средств в размере 9999,00 руб. с ее счета (л.д. 7,8, 33, 34, 35, 36).
Таким образом, услуга «Мобильный банк», подключенная к номеру мобильного телефона <НОМЕР>, действовала в соответствии с Условиями договора, и Банк осуществлял операции по списанию денежных средств со счета истца при поступлении соответствующего запроса с телефонного номера, указанного Кокоревой Л.В., подключенного к услуге «Мобильный банк».
Оснований для невыполнения поручений клиента, поступающих с телефонного номера <НОМЕР> с использованием СМС-сообщений, у Банка не было.
Кроме того, в соответствии с п.6.1 Условий, Клиент обязуется информировать Банк об изменении данных, указанных в Заявлении, в течение 7 (семи) календарных дней с даты их изменения, а также предоставить в Банк документы, подтверждающие изменение фамилии, имени, отчества и паспортных данных.
В соответствии с абз.1 ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Пункт 1 Условий, содержат однозначные сведения по Договору и подтверждают факт того, что истец была ознакомлена со всеми предлагающимися документами к Договору (л.д. 40).
На основании ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Таким образом, Кокорева Л.В., заключая Договор банковского обслуживания, добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по сообщению Банку об изменении данных, указанных в Заявлении на получение карты, в том числе и в Заявлении на банковское обслуживание, в течение 7 (семи) календарных дней с даты их изменения.
Учитывая изложенное, действия Банка по списанию денежных средств с банковского счета истца соответствуют законодательству РФ и Условиям договора, нарушения прав и интересов истца со стороны Банка, в том числе установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», не имеется.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, истцом доказательств, подтверждающих факт нарушения Банком условий договора банковского обслуживания, не представлено. Как и не представлено объективных доказательств могущих с достоверностью свидетельствовать о том, что операции по счету, открытому на имя Кокоревой Л.В., были произведены в результате каких- либо неправомерных действий (бездействия) сотрудников Банка.
В соответствии с п.5 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие нарушения потребителем установленных Договором использования услуги.
Из материалов дела следует, что истец понес убытки вследствие нарушения Условий договора банковского обслуживания по использованию услуги «Мобильный банк» по счету своей карты.
Следовательно, ответственность за убытки Истца не может быть возложена на Банк.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кокоревой Л.В. о взыскании с ОАО «Сбербанк России» необоснованно списанных со счета денежных средств не имеется. Заявленное Кокоревой Л.В. исковое требование о компенсации морального вреда, также не подлежит удовлетворению, поскольку данное требование является производным от основного требования.
Не подлежат удовлетворению и требования истца о возмещении расходов, понесенных на оказание юридических и почтовых услуг, поскольку в силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кокоревой <ФИО1> к ОАО «Сбербанк России» о взыскании денежных средств в размере 9 999,00 (девять тысяч девятьсот девяносто девять) руб. 00 коп., компенсации морального вреда в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп., расходов, понесенных на оказание юридических и почтовых услуг в размере 20 180,00 (двадцать тысяч сто восемьдесят) руб. 00 коп., - отказать.
Ответчик вправе подать мировому судье судебного участка № 217 Раменского судебного района Московской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии решения.
Решение может быть обжаловано в Раменский городской суд Московской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения через мирового судью судебного участка № 217 Раменского судебного района Московской области.
Мировой судья Т.М. Юдина