Решение по административному делу

Мировой судья судебного участка № 1 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа _______________________________________________________________________________ Северная промзона, д.1а, пгт.Уренгой, Пуровскийрайон, ЯНАО, 629860, тел./факс (34934) 9-12-30
 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

 

    пгт. Уренгой, ЯНАО 28 октября 2014 года Мировой судья судебного участка № 1 Пуровского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа Безденежная В.А., с участием должностного лица Бережной Л.А., рассмотрев дело № 5-387/2014 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении должностного лица Бережной Л.А.права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены,
 

 

У С Т А Н О В И Л :
 

    15 октября 2014 года в отношении должностного лица Бережной Л.А. составлен протокол по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которого в 12:00 15 октября 2014 года по адресу: 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пгт. Уренгой, 4 микрорайон, дом 40а, при проведении плановой выездной проверки (приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 2014 года № 1384) по соблюдению муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» (далее - образовательная организация) обязательных лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области образования установлено, что Бережная Лариса Алексеевна являясь должностным лицом образовательной организации в период с 01 сентября 2014 года (2014/2015 учебного года) в нарушение требований части 1 статьи 37, части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «в» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» допустила осуществление лицензируемого вида деятельности в отсутствии условий для охраны здоровья обучающих, а именно не представила документы, подтверждающие наличие условий для охраны здоровья обучающихся в части организации питания. В судебном заседании Бережная Л.А вину не признала, пояснила, что она является директором МБОУ ДОД «Уренгойская детская школа искусств», которое финансируется за счет бюджетных средств Пуровского района. Учредитель учреждения дополнительного образования, которым является Детская школа искусств- Пуровский район. Финансирование питания детей в бюджет никогда не закладывалось. В ДШИ занимаются дети от 4 до 18 лет, питание в ДШИ не организовано, так как дети находятся в учреждении от 20 минут до 3 академических часов с перерывами по 10 минут. 1 академический час составляет 40 минут. 3 урока в ДШИ составляет 2 часа 50 минут, а по приказу от 11 марта 2012 года интервалы между приемами пищи не должны превышать 2-5 часов. Кроме того, в ДШИ одновременного пребывания большого числа детей, не имеется. Таким образом, организация питания в ДШИ не обязательна. Кроме того, в ДШИ имеется комната отдыха работников, в которой стоит микроволновая печь, и если детям необходимо будет подогреть пищу, которую им дали с собой родители, то ее возможно разогреть. Учреждению весной 2014 года выдана лицензия бессрочно. В марте 2013 года они получили санитарно-эпидемиологическое заключение, что все помещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Выдача данных документов подтверждает, что ДШИ не допущено никаких нарушений, в том числе, в организации питания детей. Следует учесть, что пищеблок не предусмотрен проектом здания и для осуществления питания детей, необходимо строительство пищеблока в виде отдельного здания, либо пристроя, для этого должны быть заложены денежные средства, проведены согласования, строительные работы, ввод в эксплуатацию и прочее. На все может уйти не определенное количество времени. С учетом изложенного, считает, что она не нарушала свои должностные обязанности, требования закона при осуществлении деятельности соблюдены. Лицо, составившее протокол о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В подтверждение вины должностного лица Бережной Л.А суду предоставлены: протокол об административном правонарушении от 15.10.2014, при составлении которого Бережная Л.А. пояснила, что вопрос организации питания решается, идет выбор компании которая будет осуществлять эту услугу (л.д. 1-3), акт проверки № 103 от 15.10.2014 органа государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области образования - Департамента образования ЯНАО, о том, что по результатам плановой выездной поверки в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» по соблюдению требований действующего законодательства РФ необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам (видам деятельности) и установленных законодательством РФ в области образования, в том числе: - в нарушение требований ст. 29 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 года №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновлении информации об образовательной организации» на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» не в полном объеме размещена и (или) отсутствует информация и (или) копии документов;- в нарушении требований ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 41 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ», п.п. «в», п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 года №966 «О лицензировании образовательной деятельности», образовательной организацией допущено осуществление лицензируемого вида деятельности в отсутствие условий для охраны здоровья обучающихся, а именно, не представлены документы, подтверждающие наличие условий для охраны здоровья обучающихся в части организации питания (л.д. 6-8), копия предписания №ЛК-73 от 15.10.2014, в котором указано устранить выявленные нарушения и предоставить отчет об исполнении предписания в срок до 06 апреля 2014 года (л.д. 9-10); копия лицензии на осуществление образовательной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» №2043 выдана 22.05.2014 года, бессрочно с приложением в котором указан разрешенный вид деятельности дополнительное образование детей и взрослых (л.д.11-12); копия карточки юридического лица МБОУ ДОД «Уренгойская ДШИ», согласно которой юридическое лицо расположено по адресу: 629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, пгт. Уренгой, 4 микрорайон, дом 40а (л.д.13); копия приказа Управления культуры №46 от 29.08.2006 года и копия паспорта Бережной Л.А., согласно которых Бережная Л.А. является директором муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» (л.д.14-15). В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Оценив представленные доказательства, в том числе, предоставленные Бережной Л.А., нахожу все доказательства не достаточными для вывода о виновности должностного лица- Бережной Л.А. в инкриминируемом ей деянии. В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом. Согласно ч.2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности, не связанной с извлечением прибыли в нарушении условий, предусмотренных лицензией. Исходя из п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с подпунктом «в» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; Проверяя доводы должностного лица о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, суд исходит из того, что согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, суду следует установить, являлось ли исполнение должностных обязанностей Бережной Л.А. надлежащим, либо были допущены нарушения, которые повлекли осуществление деятельности и нарушение правил лицензирования. Охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.- п.2 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Согласно частей 1 и 4 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Пунктом 2 ст. 39 указанного ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Между тем, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", которые устанавливают требования к обеспечению питания в образовательных учреждениях дополнительного образования, начинают действовать с - 14.10.2014. Кроме того, согласно п. 1.4 Указанные санитарные правила не распространяются на объекты организаций дополнительного образования, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в силу настоящих санитарных правил. Ранее построенные здания организаций дополнительного образования, в части архитектурно-планировочных решений, эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены. Таким образом, указанные Правила, предписывающие обеспечение питанием в образовательных учреждениях дополнительного образования на момент вменяемого деяния, не действовали, в связи с чем подлежат применению Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), САНПИН 2.4.4.1251-03 утвержденные Главным государственным санитарным врачом 01 апреля 2003 года, которые не предусматривают организацию детского питания в указанных учреждениях. В судебном заседании установлено, что деятельность муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» лицензирована, лицензия на осуществление дополнительного образования детей и взрослых выдана 22 мая 2014 года, бессрочно. Директором учреждения является Бережная Л.А., которая в соответствии с п.5.3 Устава несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее функций. Из предоставленных должностным лицом Устава с изменениями в него и плана финансово-хозяйственной деятельности следует, что учреждение дополнительного образования является бюджетным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Пуровский район, финансирование учреждения производится из бюджета Пуровского района, денежные средства являются целевыми, при этом план финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год не предусматривает финансирование организации питания детей. Из изложенного следует, что самостоятельное расходование денежных средств бюджетным учреждением на цели, не включенные в план финансово-хозяйственной деятельности, будет являться нарушением бюджетного законодательства и нецелевым расходованием денежных средств. При этом, из доводов должностного лица Бережной Л.А. следует, что организация питания детей в учреждении возможна только при возведении специального помещения-пищеблока, на строительство которого денежные средства в ФХД не заложены, самостоятельно без учредителя вопрос об обеспечении детей горячим питанием, учреждение разрешить не может. Кроме того, в судебном заседании нашли подтверждение доводы должностного лица о том, что дети в учреждении дополнительного образования находятся ограниченное количество часов, их обучение не связано с постоянным пребыванием детей в учреждении, при котором следует соблюдать требуемые интервалы питания детей. Так, Приказом Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 "Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений" установлены рекомендации питания обучающихся с интервалами не менее 2-3 часов и не более 4-5 часов ( п.10). Судом установлено, что приказом от 15 октября 2014 года в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» установлена продолжительность обучения не более трех академических часов в день. Согласно Положения о режиме занятий обучающихся продолжительность урока составляет 40 минут, на подготовительном отделении 30 минут. Указанная продолжительность обучения детей в учреждении закреплена в учебных планах на 2014-2015 год и расписании занятий преподавателей. Таким образом, продолжительность нахождения детей, посещающих уроки ДШИ не превышает рекомендуемую норму интервала в приеме пищи. Действительно, Главный санитарный государственный врач РВ в Постановлении от 31.08.2006 N 30 "Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях" рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры, направленные на обеспечение школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ, предусмотреть выделение необходимых средств на обеспечение детей всех возрастных групп, а также на оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием (п 1.1.) Такие требования, в отношении учреждений дополнительного образования отсутствуют. Кроме того, суд находит не подлежащими применению к учреждениям дополнительного образования (на момент инкриминируемого деяния) "СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, колледжах, кадетских корпусах и других типов, учреждениях начального и среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), так как учреждение дополнительного образования не является общеобразовательным учебным учреждением. Более того, суду предоставлено санитарно-эпидемиологическое заключение от 25 марта 2013 года, которым удостоверяется, что производство: здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, которое предполагается использовать для образовательной деятельности муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правиласм и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования». Заключение не имеет ограничение по времени его действия. Доказательств обратного суду не предоставлено. Кроме того, протокол не содержит сведений какие иные нормы и правила нарушены должностным лицом при осуществлении деятельности учреждения дополнительного образования, а так же какие свои должностные обязанности нарушила Бережная Л.А.. Ненадлежащее исполнение Бережной Л.А. ее должностных обязанностей, не установлено. Таким образом, вина Бережной Л.А. в нарушении требований части 1 статьи 37, части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «в» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» и совершении правонарушения, предусмотренногоч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ - Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), не доказана, в связи с чем, имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, предусмотренные п. 2 ч. 1  ст. 24.5 КоАП РФ. В соответствии с положениями ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, мировой судья, ПОСТАНОВИЛ:
 

    прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении должностного лица-директора муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Уренгойская детская школа искусств» Бережной Л.А., в связи с отсутствием состава административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Пуровский районный суд через судебный участок №1 Пуровского судебного района. Мировой судья В.А.Безденежная