Решение по гражданскому делу

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    14.15pt"
 

    14 октября 2014 года с. Песчанокопское
 

 

    Мировой судья судебного участка №1 Песчанокопского судебного района Ростовской области Мищенко Э.Э.,
 

    с участием прокурора Песчанокопского района Штрыкова Р.А.,
 

    представителя ответчика - Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области Дашевского Е.В., действующего по доверенности №1 от 13.05.2014 года,
 

    при секретаре Кулак М.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Песчанокопского района Ростовской области в интересах Ковалевой <ОБЕЗЛИЧЕНО>, Молчановой <ОБЕЗЛИЧЕНО> к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области, третье лицо - Министерство труда и социального развития Ростовской области, о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг,
 

У С Т А Н О В И Л :
 

    Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в суд в интересах Ковалевой Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Заявленные требования мотивированы следующим: Прокуратурой Песчанокопского района проведена проверка доводов обращения Ковалевой Ю.Н. о нарушении ее прав на получение мер социальной поддержки по компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно проведенной проверки установлено, что Ковалева Ю.Н. является педагогом и проживает в сельской местности. С 01.11.2011 Ковалева Ю.Н. получает ежемесячно денежные выплаты на оплату коммунальных услуг с учетом зарегистрированных лиц в домовладении. Однако, действующий в настоящее время порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный постановлением Правительства Ростовской области от 15.11.2011 №232, не содержит норм, ограничивающих право педагогических работников на 100% компенсацию их расходов по оплате за жилое помещение, отопление и освещение. Действия УСЗН Песчанокопского района по расчету и выплате льгот по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, а также пенсионеров из их числа незаконны, противоречат федеральному законодательству, судебным постановлениям Верховного Суда РФ, нарушают гарантированное федеральным законодательством право вышеназванной категории граждан на 100 процентное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и ЖКУ.
 

    С аналогичным иском прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области в интересах Молчановой Л.А., в пользу которой просит взыскать компенсацию по оплате коммунальных услуг в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
 

    Определением мирового судьи судебного участка №1 Песчанокопского судебного района от 30 сентября 2014 года гражданские дела: №2-287/2014, №2-288/2014 по искам прокурора к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг, заявленным в интересах Ковалевой Ю.Н. и Молчановой Л.А. соединены в одно производство, соединенному гражданскому делу присвоен №2-287/2014.
 

    Представителем Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области в суд представлены отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно Областному закону «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» от 17.01.2005 №274-ЗС компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячных денежных выплат. До 01.07.2013 компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывалась по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам и производилась лицам, указанным в статье 1 настоящего Областного закона, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности. Поскольку, в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, при расчете ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органами социальной защиты населения производилось выделение доли льготника из общей площади жилого помещения. В порядке предоставления мер социальной поддержки, утвержденном постановлением Администрации Ростовской области от 15.12.2011 № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения» действительно не содержится норм, ограничивающих право педагогических работников на 100 процентную компенсацию, однако это не влияло на расчет денежной компенсации льготнику, поскольку размер компенсации полностью покрывает затраты названной категории лиц на оплату жилья, отопления и освещения, гарантированные федеральным законом «Об образовании». Следует отметить, что объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, в соответствии с Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС, больше предусмотренного Федеральным законом «Об образовании». Так, в стандарте стоимости коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилого помещения учтены услуги водоснабжения и водоотведения; электроснабжение не только на освещение, а на всю потребляемую электроэнергию, в том числе на электробытовые приборы, на газоснабжение - не только отопление, но и на приготовление пищи и т.д., следовательно, ЕДВ, рассчитанная на долю по региональным стандартам равнялась либо превышала фактические платежи, приходящиеся на долю педагогического работника. Говорить о нарушении права педагогических работников, выразившееся в неполном предоставлении мер социальной поддержки, можно только в случае проведения сравнительного анализа потребляемых услуг на отопление и освещение (гарантированных Федеральным законом «Об образовании») и размера денежной компенсации, выплачиваемой ей ежемесячно. Кроме того, в свих расчетах истец берет за основу 100% оплату за потребленный газ. Это выходит за рамки льгот, предусмотренных ФЗ «Об образовании», так как нужно брать в расчет газ, потребляемый только на отопление. Согласно распоряжений Администрации Песчанокопского района от 02.04.2012 №30, 09.10.2012 №129, 29.03.2013 №38, отопительный сезон в оспариваемый период начинался с 15 октября и оканчивался 15 апреля, при произведении расчетов нужно брать только этот период.
 

    В судебном заседании прокурор Песчанокопского района поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить, восстановить нарушенные права граждан.
 

    Истцы Ковалева Ю.Н. и Молчанова Л.А. в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела, представили в суд заявления, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, исковые требования поддерживают.
 

    Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Дашевский Е.В. исковые требования прокурора не признал, считает действия УСЗН соответствующими требованиям действовавшего на спорный период законодательства.
 

    Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ростовской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
 

    Заслушав участников процесса, рассмотрев материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению:
 

    Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"------------ Недействующая редакция{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9138B5D9F32FAD72168FFC4F24V8M"закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013.
 

    До принятия указанного Федерального N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"------------ Недействующая редакция{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9138B5D9F32FAD72168FFC4F24V8M"закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"------------ Утратил силу{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9636B5DCF72FAD72168FFC4F24V8M"Закон РФ от 10.07.1992 N3266-1 «Об образовании».
 

    В соответствии с N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"------------ Утратил силу{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9636B5DCF72FAD72168FFC4F48B46426F7257C3664FB0324V5M"абзацем 3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
 

    Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
 

    Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"------------ Утратил силу{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9636B5DCF72FAD72168FFC4F48B46426F7257C3664FB0324V5M"нормы в последней редакции на основании Федерального N 439-ФЗ (ред. от ) "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9131B6D5F02FAD72168FFC4F24V8M"закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ. N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"------------ Утратил силу{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9636B5DCF72FAD72168FFC4F48B46426F7257C3664FB0324V5M"Абзац 3 п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 «Об образовании» закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
 

    Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
 

    Это подтверждает и N 439-ФЗ (ред. от ) "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании"{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9131B6D5F02FAD72168FFC4F48B46426F72527VFM"ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшая до 01.09.2013), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"------------ Утратил силу{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9636B5DCF72FAD72168FFC4F48B46426F7257C3664FB0324V5M"абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
 

    Ныне действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"------------ Недействующая редакция{КонсультантПлюс}' href="consultantplus://offline/ref=3087602C4ACDB962F1119BB0FB662921EC9138B5D9F32FAD72168FFC4F48B46426F7257C3664F50324V7M"ч. 8 ст. 47 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
 

    Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
 

    Так, в силу статей 1 и 2 Областного закона РО от 17.01.2005 N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в ред. Областного закона от 18.09.2006 N 544-ЗС).
 

    Уровень социальных гарантий педагогических работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».
 

    Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности). Компенсация расходов на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг производится с учетом совместно проживающих членов семей.
 

    Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения (в редакции Областного закона от 27.06.2013 N 1106-ЗС).
 

    Таким образом, названный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
 

    Согласно трудовым книжкам Ковалева Ю.Н. и Молчанова Л.А. работают в должности педагогических работников в учебных учреждениях, находящихся в сельской местности.
 

    Справками УСЗН Администрации Песчанокопского района подтверждается, что за период с ноября 2011 года по июнь 2013 года истцами получена выплата по жилищно-коммунальным услугам в следующих размерах:
 

    Ковалева Ю.Н. получила ЕДВ на оплату коммунальных услуг в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО>;
 

    Молчанова Л.А. получила ЕДВ на оплату коммунальных услуг в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
 

    Согласно представленным суду выпискам ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» за потребление электроэнергии по месту проживания педагогических работников, в интересах которых прокурором поданы иски, выпискам ООО «Газпроммежрегионгаз» из лицевых счетов, в период с ноября 2011 года по июнь 2013 года истцами на оплату электроэнергии и газоснабжения затрачено:
 

    Ковалевой Ю.Н. наоплату электроэнергии <ОБЕЗЛИЧЕНО>, газоснабжения - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, а всего в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО>;
 

    Молчановой Л.А. на оплату электроэнергии <ОБЕЗЛИЧЕНО>, газоснабжения - <ОБЕЗЛИЧЕНО>, а всего в сумме <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
 

    Таким образом, истцами за коммунальные услуги оплачены денежные суммы, превышающие размер компенсаций, выплаченных им ответчиком в качестве ЕДВ на оплату коммунальных услуг,
 

    Из представленного УСЗН расчета ЕДВ на оплату коммунальных услуг истцов следует, что ЕДВ назначено им с учетом всех проживающих в доме членов семьи, что противоречит действующему областному законодательству, не устанавливающему никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника.
 

    Приведенный выше расчет свидетельствует о том, что ЕДВ не покрывала расходов семей педагогических работников на отопление и электроэнергию, следовательно, выплата ЕДВ с учетом приходящейся на долю педагогического работника площади жилого помещения не имела компенсационного характера, что является незаконным.
 

    Сумма невыплаченных компенсационных выплат составляет:
 

    Ковалевой Ю.Н. : <ОБЕЗЛИЧЕНО> (затраты на оплату электроэнергии и газоснабжения) - <ОБЕЗЛИЧЕНО> (ЕДВ) = <ОБЕЗЛИЧЕНО>;
 

    Молчановой Л.А.: <ОБЕЗЛИЧЕНО> (затраты на оплату электроэнергии и газоснабжения) - <ОБЕЗЛИЧЕНО> (ЕДВ) = <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
 

    При расчете использованы данные о поступивших оплатах за газ и электроэнергию, предоставленные энергопоставляющими организациями. Суммы оплаты за отопление и электроэнергию, предоставленные энергопоставляющими организациями, ответчиком не оспариваются. Также при расчете учтены все выплаченные ответчиком истцам суммы, сведения о которых предоставлены ответчиком в справках о выплатах.
 

    В связи с изложенным расчетом, в пределах заявленных исковых требований, исковые требования прокурора к УСЗН Администрации Песчанокопского района о взыскании компенсации на оплату коммунальных услуг за период с 01.11.2011 года по 30.06.2013 года в пользу Ковалевой Ю.Н. в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>, в пользу Молчановой Л.А. в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>, подлежат удовлетворению.
 

    Доводы ответчика, что произведении расчетов за газ нужно брать в расчет газ на отопление, потребляемый только в отопительный сезон с 15 октября и оканчивался 15 апреля, суд находит неосновательными, поскольку суммы компенсации выплачивались, и выплачиваются в настоящее время, ответчиком в течение всего года, вне зависимости от отопительного сезона, учет поставки газа в домовладения истцов осуществляется по показаниям прибора учета, без расчета доли поставляемого газа конкретно для отопления и нормативных актов позволяющих выделить потребленный газ на отопление не имеется, при этом фактически отопление может иметь место не только в установленный распоряжениями Администрации Песчанокопского района отопительный сезон с 15 октября до 15 апреля.
 

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья,
 

Р Е Ш И Л :
 

      Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области в интересах Ковалевой Ю.Н., Молчановой Л.А. к Управлениюсоциальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании компенсации по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
 

    Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области в пользу Ковалевой Ю.Н. компенсациюпо оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2011 года по 30.06.2013 года в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
 

    Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области в пользу Молчановой Л.А. компенсациюпо оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2011 года по 30.06.2013 года в размере <ОБЕЗЛИЧЕНО>.
 

    Решение может быть обжаловано сторонами в Песчанокопский районный суд через мирового судью в течении 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
 

    Лица, участвующие в деле, их представители вправе подать мировому судье заявление о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано: в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
 

    Мировой судья составляет мотивированное решение суда в течение пяти дней со дня поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда.
 

    Мотивированное решение изготовлено 17.10.2014 года.
 

 

    Мировой судья                                                                                               Э.Э. Мищенко