АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
672002 г.Чита, ул. Выставочная, 6
http://www.chita.arbitr.ru; е-mail: info@chita.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Чита Дело №А78-9337/2014
07 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2014 года
Решение изготовлено в полном объёме 07 ноября 2014 года
Арбитражный суд Забайкальского края в составе судьи Горкина Д.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Севостьяновой А.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Министерства территориального развития Забайкальского края
о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю по рассмотрению жалобы № 21 от 04.06.2014,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:
1) открытое акционерное общество «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края»,
2) прокуратура Забайкальского края,
3) Контрольно-счетная палата Забайкальского края,
4) Департамент государственных закупок Забайкальского края,
5) открытое акционерное общество «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»,
6) закрытое акционерное общество «ТНДМ Софт МСК»,
при участии в заседании:
от заявителя: Чернышевой В.А., представителя по доверенности от 29.12.2013;
от заинтересованного лица: Осиповой А.О., представителя по доверенности от 09.01.2014,
от третьих лиц:
1) Паргасовой В.В., представителя по доверенности от 03.03.2014,
2) Камратовой А.Г., старшего прокурора отдела, удостоверение ТО № 145250,
третьи лица 3-6 представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения уведомлены надлежащим образом.
Министерство территориального развития Забайкальского края обратилось в суд с требованием, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю по рассмотрению жалобы № 21 от 04.06.2014.
В судебном заседании, начатом 29.10.2014, объявлялся перерыв до 15-30 07.11.2014.
Представитель заявителя требования поддержала, указав на ошибочность выводов УФАС в обжалуемом решении.
Представитель УФАС заявленное требование не признала, пояснив, что оспариваемое решение принято в пределах представленной компетенции в соответствии с требованиями законодательства.
Присутствующий в судебном заседании прокурор поддержала позицию УФАС.
Представитель ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края» поддержала позицию заявителя.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, установил.
Министерством территориального развития Забайкальского края (далее Министерство) в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) осуществлено размещение заказа на разработку информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» (№ 0191200000612003947).
Необходимость приобретения данного программного продукта была определена Правительством Забайкальского края, распоряжением от 17.10.2012 №516-р Министерство определено государственным заказчиком.
Техническое задание для проведения аукциона было утверждено Министерством 14.09.2012, этого же числа была сформирована заявка Министерства для проведения открытого аукциона в электронной форме. В Департамент государственных закупок Забайкальского края заявка направлена 17.09.2012, установлен срок выполнения работ по контракту – 25.12.2012.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, установлен срок проведения аукциона 19.11.2012.
Разработка и издание Инвестиционного паспорта Забайкальского края является одним из мероприятий Региональной программы создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Забайкальского края на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Забайкальского края от 21.06.2011 №215). В соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.12.2008 №182 «О контроле за деятельностью краевых государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в собственности Забайкальского края» до 01.04.2014 одним из юридических лиц, находящиеся в ведении Министерства территориального развития Забайкальского края являлось Открытое акционерное общество «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края» (далее ОАО «ЗабИнвестФонд»).
Между ОАО «ЗабИнвестФонд» и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» 26.12.2011 заключен контракт на разработку информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» (далее также паспорт).
Цена контракта составила 10 000 000 руб., стоимость работ по первому этапу (3 календарных месяца с момента поступления авансового платежа) - 5 миллионов рублей; второго этапа (2 календарных месяца с момента поступления авансового платежа) - 5 миллионов рублей.
Между ОАО «ЗабИнвестфонд» и ОАО «Гипрогор» 02.07.2012 заключено дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым срок исполнения первого этапа увеличен до 6 календарных месяцев.
После оплаты и исполнения первого этапа работ по разработке паспорта (акт сдачи-приемки первого этапа от 01.10.2012 №24) контракт от 26.12.2011 по соглашению сторон расторгнут (дополнительное соглашение о расторжении контракта от 07.11.2012).
Между ОАО «ЗабИнвестфонд» и ОАО «Гипрогор» 05.12.2012 заключен договор на разработку информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края», стоимость работ 5 миллионов рублей, срок исполнения с 05.12.2012 по 27.12.2012.
В соответствии с актом сдачи-приемки от 25 декабря 2012 года работы по договору выполнены в полном объеме.
Таким образом, в период с 26 декабря 2011 года по 25 декабря 2012 года для ОАО «ЗабИнвестфонд» институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» выполнялись работы по разработке информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» в соответствии с определенным сторонами техническим заданием.
Уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края для нужд заказчика - Министерства территориального развития Забайкальского края 19 октября 2012 года на официальном сайте размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» (реестровый № 0191500000612003947). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 11000000,00 рублей.
Порядок взаимодействия при размещении заказов между уполномоченным органом и заказчиком был утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 03.03.2009 №81. В соответствии с указанным порядком государственными заказчиками формируется заявка на размещение заказа и с прикрепленными к ней дополнительными документами (проект государственного контракта, расчет начальной (максимальной) цены контракта, техническое задание) направляется в адрес уполномоченного органа для размещения на официальном сайте.
Для размещения заказа 14.09.2012 Министерством территориального развития Забайкальского края утверждено техническое задание документации об открытом аукционе; сформирована начальная (максимальная) цена контракта на основании предложения ОАО «Гипрогор» равная 11 миллионам рублей.
Размещение заказа осуществлялось на основании Приказа Департамента государственных закупок Забайкальского края от 09.10.2012 №3948-3А, в соответствии с заявкой заказчика №11184.
Техническое задание аукционной документации соответствовало техническому заданию контракта, заключенного ранее между ОАО «ЗабИнвестфонд» и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (контракт от 26.12.2011).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 13.11.2012 на участие в аукционе поступило две заявки, в период проведения аукциона предложения о цене контракта подавали два участника размещения заказа.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.11.2012 победителем аукциона признано ЗАО «ТНДМ Софт МСК» предложившее цену контракта 9 955 000 рублей, вторым участником признано ОАО «ЗабИнвестФонд».
В связи с уклонением победителя от подписания государственного контракта 04.12.2012 Министерство заключило контракт №2012.166701/512 со вторым участником аукциона - ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края» по цене контракта 10 505 000 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки Контрольно-счетной палаты Забайкальского края, материалов Прокуратуры Забайкальского края, проведенных в отношении Министерства территориального развития Забайкальского края, УФАС при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по разработке информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края» (реестровый № 0191200000612003947), были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Забайкальским УФАС России возбуждено дело №21 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства территориального развития Забайкальского края по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».
По рассмотрении дела № 21 УФАС было вынесено решение от 04.06.2014, которым Министерство признано нарушившим п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в создании участнику торгов – ОАО «ЗабИнвестФонд» преимущественных условий участия в открытом аукционе, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Не согласившись с решением УФАС Министерство территориального развития Забайкальского края обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых им действий закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов общества при совершении этих действий.
П.2 ч.1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из обжалуемого решения, пояснений представителей сторон, вывод антимонопольного органа о наличии действий Министерства, приведших к созданию участнику торгов – ОАО «ЗабИнвестФонд», преимущественных условий, основан на том, что Министерству было известно о разработке ОАО «ЗабИнвестФонд» информационного программного продукта «Инвестиционно-градостроительный паспорт Забайкальского края», в связи с чем последним был заключен ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» контракт от 26.12.2011.
Вместе с тем, убедительных доказательств того, что Министерству данный факт был известен и в связи с этим техническое задание аукционной документации и техническая документация по разрабатываемому программному продукту, оказались идентичны, суду представлено не было. Выводы антимонопольного органа основаны на объяснениях сотрудника Министерства Додатько Т.П. от 09.04.2014, данных прокурору. Но даже данное объяснение, дословно приведенное в обжалуемом решении, указывает, что Додатько Т.П. (зам.министра) в мае-июне 2012 года было известно о существовании контракта между ОАО «ЗабИнвестФонд» и ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». Однако, из данного не следует, что Министерству было известно о всех деталях технического задания по данному контракту.
Представитель ОАО «ЗабИнвестФонд» в судебном заседании пояснила, что совпадение технических заданий, возможно, было в связи с тем, что обществом данный программный продукт разрабатывался самостоятельно и его разработка была направлена на создание паспорта Забайкальского края, позволяющего определить направление (привлечение) инвестиций на развитие края. Доказательств же того, что Министерство дала техническое задание на аукцион, полностью использовав, т.е. фактически повторив техническое задание по самостоятельно разрабатываемому программному продукту ОАО «ЗабИнвестФонд», антимонопольный орган не представил.
Не может суд в качестве таких доказательств оценить и отобранные прокурором объяснения Бирюкова А.Б. (ген.директор ОАО «ЗабИнвестФонд» от 28.03.2014, Реутской Е.С. (зам.ген.директора ОАО «ЗабИнвестФонд») от 09.04.2014, Сапижевой Э.А. (Минтерразвития, консультант) от 28.03.2014. Данные объяснения не указывают на то, что Минтерразвития при разработке аукционной документации было фактически скопировано техническое задание, разрабатываемое ОАО «ЗабИнвестФондом», из объяснений усматривается, что данное техническое задание было фрагментарно использовано при разработке аукционной документации наряду с иными источниками.
Кроме того, основанием для принятия обжалуемого решения послужили, с точки зрения УФАС, неразумные сроки выполнения работ, установленные аукционной документацией. Данный срок определен с момента подписания государственного контракта по 10.12.2012. В связи с тем, что контракт подписан 04.12.2012 данный срок по подсчетам антимонопольного органа составил 6 дней.
Однако, как было указано выше, фактически в связи с изложенными обстоятельствами, разработка ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» программного продукта велась начиная с 2011 года (с момента заключения контракта) в несколько этапов.
Также с точки зрения суда доводом, служащим основанием для признания обжалуемого решения недействительным, служит то, что аукцион был выигран иной организацией, ЗАО «ТНДМ Софт МСК», не заключившим контракт по независящим от Министерства причинам. Подписан же с ОАО «ЗабИнвестФонд» контракт был именно по причине его не подписания ЗАО «ТНДМ Софт МСК», а не по причине предоставления ОАО «ЗабИнвестФонд» преимущественных условий участия в аукционе.
Таким образом, обжалуемое решение УФАС по мнению суда было принято без учета фактических обстоятельств, не основано на нормах Закона о защите конкуренции.
Оценивая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755) по рассмотрению жалобы № 21 от 04.06.2014, как несоответствующее Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья Горкин Д.С.