АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
 

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
 

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
 

 

 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

РЕШЕНИЕ
 

 

    г. Салехард
 

Дело № А81-2169/2014
 

    06 ноября 2014 года
 

 

 

    Резолютивная часть решения изготовлена (объявлена в судебном заседании).
 

    Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2014 года.
 

 

    Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Е.В. Антоновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Чернуха, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного казённого учреждения «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901008916, ОГРН 11028900509550) к индивидуальному предпринимателю Калдаре Валерию Ивановичу (ИНН 890500173427, ОГРНИП 304890536500259) о взыскании 3 128 руб. 97 коп.,
 

    при участии в судебном заседании:
 

    от истца – представитель не явился;
 

    от ответчика – представитель не явился;
 

установил:
 

    государственное казённое учреждение «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Калдаре Валерию Ивановичу о взыскании платы в счёт возмещения вреда автомобильной дороге и процентов за пользование чужими денежными средствами в общей сумме 3 128 руб. 97 коп.
 

    Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Ответчик отзыв на иск ответчик не представил, исковые требования не оспорил.
 

    Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, рассматривает дело по существу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле документам.
 

    Оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права 89АА 110806 от 20.06.2011истцу на праве оперативного управления принадлежит автомобильная дорога «Сургут-Салехард» участок граница ЯНАО – Губкинский, протяженностью 217 410 м., расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район.
 

    В июле 2012 года в результате осуществления весового контроля на стационарном пункте весового контроля (СПВК) «Карамовский», расположенном на 265 км. + 100 а/д «Сургут-Салехард», им был установлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортными средствами STEYR 2631, государственный регистрационный знак Х 413 ВР 89, и полуприцеп HENDRICKS, государственный регистрационный знак ЕТ 4107 89, находящимися в собственности ответчика (свидетельства о регистрации ТС 89 ТВ 833952 от 13.01.2009 и 89 СУ 080968 от 09.12.2008, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих данный вид перевозок.
 

    По результатам весового контроля был составлен акт № 357-Н от 02.07.2012 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому ответчик при осуществлении перевозки груза (щебень) по маршруту Ноябрьск – 265 км. автодороги «Сургут-Салехард» превысил допустимые осевые нагрузки, установленные Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996, зарегистрирована в Минюсте Российской Федерации 08.08.1996 за № 1146) (далее - Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов).
 

    Актом № 357-Н от 02.07.2012 и протоколом весового контроля от 02.07.2012 установлено, что фактические осевые нагрузки транспортного средства превысили значения предельно допустимых по осям №№ 2, 3, 4, 5.
 

    Взвешивание транспортного средства производилось с применением средств измерений – весы автомобильные переносные ВА-15С-3, прошедших метрологическую поверку в установленном порядке,.
 

    Экземпляр акта № 357-Н от 02.07.2012 был вручен водителю, управлявшему в момент выявления нарушения автомобилем STEYR 2631, государственный регистрационный знак Х 413 ВР 89, и полуприцеп HENDRICKS, государственный регистрационный знак ЕТ 4107 89, П.Н. Щербакову, который его подписал, указав в пункте «объяснение водителя», что не знал массу груза.
 

    На основании акта № 357-Н от 02.07.2012 истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» и постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.11.2010 № 334-П «О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования окружного значения Ямало-Ненецкого автономного округа». По расчётам истца размер платы составил 2 781 руб.
 

    В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика требование № 3559 от 17.09.2012 с предложением добровольно возместить причинённый вред в срок до 10.10.2012.
 

    Неисполнение ответчиком обязательств по возмещению причиненного вреда послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
 

    Согласно пункту 3 вышеуказанной статьи для получения разрешения необходимо согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиненного таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 указанной статьи.
 

    Из материалов дела следует, что в нарушение указанных положений перевозка тяжеловесного груза принадлежащими ответчику транспортными средствами осуществлялась без специального разрешения, выдаваемого уполномоченным органом для осуществления перевозки тяжеловесного груза, и внесения платы в счет возмещения вреда, причиненного такой перевозкой.
 

    В силу пунктов 8, 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда установлены Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее – Правила). Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения указанных транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
 

    Пунктом 2 Правил установлено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
 

    Как указано в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузовладельцев (пользователей) соответствующих транспортных средств.
 

    Поэтому лицом, обязанным возместить соответствующий вред является не собственник транспортного средства, а его законный владелец, осуществляющий соответствующую грузоперевозку.
 

    Представленной в материалы дела копией транспортной накладной № 1 от 02.07.2012 подтверждается, что перевозчиком тяжеловесного груза являлось ООО «СпецМонтажСтрой».
 

    При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что в период выявления нарушений транспортные средства STEYR 2631, государственный регистрационный знак Х 413 ВР 89, и HENDRICKS, государственный регистрационный знак ЕТ 4107 89, находились во владении ответчика, а не перевозчика - ООО «СпецМонтажСтрой», суд считает факт причинения вреда автомобильной дороге ответчиком не доказанным.
 

    Из смысла статьи 1064 Гражданского кодекса РФ следует, что при предъявлении требования о взыскании убытков на основании ст.ст. 15, 393 ГК РФ истцу надлежит доказать совокупность обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ответчика к данному виду гражданско-правовой ответственности: факт нарушения ответчиком своих обязательств, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
 

    Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
 

    Принимая во внимание вышеизложенное, а также недоказанность наличия вины ответчика в причинении вреда, предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления отсутствуют.
 

    Статьёй 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
 

    Следовательно, судебные расходы относятся на истца.
 

    Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    В удовлетворении исковых требований государственного казённого учреждения «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН 8901008916, ОГРН 11028900509550) о взыскании с индивидуального предпринимателя Калдаре Валерия Ивановича (ИНН 890500173427, ОГРНИП 304890536500259) платы в счёт возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, в размере 2 781 рубля и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 347 рублей 97 копеек отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия (изготовления его в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы  в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
 

 

 

 

 

    Судья
 

Е.В. Антонова