АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-10413/2014
07 ноября 2014 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Минеева О.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Управления Роспотребнадзора по Тюменской области
о привлечении индивидуального предпринимателя Плаксина Владимира Анатольевича к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в Бердюжском, Казанском, Сладковском районах обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Плаксина Владимира Анатольевича, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
О рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заявитель извещен надлежащим образом.
Определение о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлено ответчику по последнему известному адресу и возвращено почтовой службой с отметкой «за истечением срока хранения». На основании пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ арбитражный суд считает, что препятствия к рассмотрению в дела в порядке упрощенного производства отсутствуют.
Как следует из материалов дела, 15.08.2014 в 11 часов при проведении внеплановой выездной проверки по распоряжению № 064 от 06.08.2014 в отношении индивидуального предпринимателя Плаксина Владимира Анатольевича, осуществляющего торговую деятельность в магазине «У Володи», расположенном по адресу: Тюменская область, Сладковский район, с.Сладково, ул.Кадинина, 20, Управлением были обнаружены нарушения действующего законодательства.
В ходе проверки был проведен осмотр помещений магазина и находящихся там предметов, о чем составлен протокол от 15.08.2014 и фототаблицы.
28.08.2014 при участии предпринимателя, уполномоченным должностным лицом заявителя составлен протокол №135 об административном правонарушении на основании части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Поскольку рассмотрение дела отнесено к подведомственности арбитражного суда, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области обратилось с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в частности, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у
представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного
надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или
государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ предусмотрено, что требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленные государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания.
В силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) требования государственного стандарта являются обязательными.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Статьей 20 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» установлено, что продавец, осуществляющий на территории Российской Федерации деятельность по реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
В соответствии со ст.11 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, храпении и реализации продукции.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность ш своевременность, полноту и достоверность его осуществления (ст. 32 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Руководитель организации торговли обеспечивает организацию производственного контроля.
Пунктом 5.4 указанных СП предусмотрено, что помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.
В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов.
Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.
Пунктом 10.5 СП 2.3.6.1066-01 установлен режим мытья торгового инвентаря ручным способом, который состоит из следующих этапов:
а)механическое удаление остатков пищевых продуктов;
б)мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 -
50 град.С;
в)ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 С;
г)просушивание на специальных полках или решетках.
Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Названное требование предусматривает наличие ванны, щеток для мытья и специальных полок и решеток для просушивания торгового инвентаря.
В соответствии с пунктом 14.1 СП 2.3.6.1066-01 руководитель организации торговли обеспечивает прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке;
Согласно пунктам 13.4 и 13.5 СП 2.3.6.1066-01 совместное хранение санитарной и домашней одежды в организациях торговли не проводится. Работники организации торговли обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:
- оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
- перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку;
- работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
- перед посещением туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
- при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
- сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;
- не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение
разрешаются в специально отведенном помещении или месте).
Согласно пункту 10.7 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении, оборудованном стеллажами, где не допускается хранение пищевых продуктов.
В соответствии с пунктом 5.10 СП 2.3.6.1066-01 полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов.
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонте или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Согласно п.19 Правил продажи отдельных видов товаров: Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подпись материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
В соответствии с п.п. 3.1, 3,2. 3.4 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
В соответствии с п. 11,14,15 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром, должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Требование к объему информации, содержится в ГОСТ 1726-85 «Огурцы свежие. Технические условия» п. 4.3 которого указано, что каждая упаковочная единица сопровождается этикеткой с указанием: наименование отправителя, наименование продукции, дату уборки, упаковывания, отгрузки. ГОСТ 51810-2001 «Томаты свежие, реализуемые в розничной торговой сети. Технические условия» предусматривает, что маркировка томатов осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 51074, согласно п.3.1, 3.5 которого изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен запрет на реализацию продуктов питания с нарушением требований санитарного законодательства.
При проведении осмотра магазина предпринимателя было обнаружено, что в торговом зале магазина осуществляется розничная продажа пищевых продуктов с нарушениями санитарного законодательства, а именно:
- в магазине реализуются молочные продукты, при этом индивидуальным предпринимателем не организовано проведения лабораторных исследований в рамках утвержденной программы производственного контроля (не представлены протоколы лабораторных исследований, договор аккредитованной испытательной лаборатории);
- на момент проверки в продаже имеется фасованная продукция (кондитерские изделия в ассортименте), при этом, в магазине для фасовки товара отсутствует фасовочное помещение, оборудованное двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды и раковиной для мытья рук;
- нарушается режим мытья торгового инвентаря, так как не созданы условия для мытья (отсутствует специально выделенное место, проточная холодная, горячая вода, специальные полки для просушивания);
- у продавца Мухиной Л.К), срок прохождения очередной гигиенической подготовки и аттестации до 23.02.2012;
- не соблюдаются обязательные требования по соблюдению личной гигиены персоналом, продавец магазина работает без полного комплекта санитарной одежды (без головных уборов);
- на используемое дезинфицирующее средство «Сульфохлорантин» отсутствует инструкция по применению, мерная емкость для приготовления дезраствора;
- в торговом зале на полу имеются дефекты в виде частичного отсутствия плитки, в складском помещении линолеума с нарушением целостности;
- на все реализуемые товары в магазине (бытовую химию, предметы личной гигиены, продукты питания) на момент проверки отсутствуют единообразно и четко оформленные пенники с указанием наименования товара, цены за единицу товара, даты оформления ценника, подписи материально ответственного лица или печати организации (имеются липкие ярлыки зеленого и красного цвета с указанием цены за товар);
- на момент проверки в продаже находятся: «огурцы свежие», «томаты», «апельсины», «бананы», «яблоки» без ярлыка (этикетки) изготовителя (в торговом зале, в складских помещениях (на таре производителя) отсутствует информация позволяющая установить наименование продукции, класс (сорт), ботанический вид, дату уборки, дату упаковывания).
Ответчик не оспаривает факты неисполнение вышеуказанных требований, событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, суд считает, что событие административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в действиях предпринимателя установлено.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица. При этом законодателем определены два признака, позволяющих признать вину лица, - наличие у него возможности выполнить предписание соответствующих правил и непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Суд считает, что ответчик мог предвидеть возможность наступления вредных последствий, однако, осуществляя предпринимательскую деятельность, не принял всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства в области технического регулирования при реализации продуктов питания.
Недостаточность принятых мер по соблюдению требований технического регламента подтверждается ответчиком в объяснениях при проведении проверки.
Таким образом, арбитражным судом установлено наличие события административного правонарушения, совершение его ответчиком, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Управления в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ не нарушен.
На основании изложенного и с учетом характера совершенного деяния, при отсутствии обстоятельств отягчающих и смягчающих ответственность, суд считает, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Штраф подлежит уплате в добровольном порядке по следующим реквизитам получателя: «УФК по Тюменской области (Управление Роспотребнадзора по Тюменской области), р/с 40101810300000010005, ИНН 7203158490, КПП 720301001, БИК 047102001, ОКТМО 71703000 ГРКЦ ГУ Банка России по Тюменской области г.Тюмени, КБК 14111628000010000140».
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Плаксина Владимира Анатольевича (29.01.1966 года рождения, место рождения с.Сладково Сладковский район Тюменская область; адрес места жительства: Тюменская область, Сладковский район, пос. Маслянский, ул.Дорожная, д.36; дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.1994, ИНН 722100000909) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Минеев О.А. - 25