ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
 

300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5
 

    Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: а68.info@arbitr.ru
 

 

Р Е Ш Е Н И Е

    город Тула                                                                                                        Дело № А68-11937/2013
 

    Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2014 года
 

    Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2014 года
 

    Арбитражный суд в составе судьи Петрухиной Н.В.,
 

    при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С. Гранкиной,
 

    рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Хороший дом» (ОГРН 1127154013238, ИНН 7106522120)
 

    к Управлению Роспотребнадзора по Тульской области, расположенного по адресу: ул. Оборонная, д. 114, г. Тула, ИНН (7107087889), ОГРН (1057101142064)
 

    об отмене постановления № 2351 от 15.11.2013 года о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ,
 

    при участии в судебном заседании:
 

    от заявителя: не явился, извещен,
 

    от ответчика: пред. Левина Е.Н., по дов. от 18.11.2013г.
 

 

    Закрытое акционерное общество «Хороший дом» (далее – ЗАО «Хороший дом», Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Тульской области) № 2351 от 15.11.2013г. о привлечении к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и наложении административного штрафа в размере 20 000 руб., восстановлении срока обжалования постановления.
 

    Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области № 665/04 от 20.09.2014г. была проведена внеплановая  выездная проверка в отношении ЗАО «Хороший дом». Поводом для вынесения распоряжения  послужило письменное обращение потребителя вх. 2713-о/ж-э от 20.09.2013г.
 

    В результате проверки был выявлен факт нарушения ЗАО «Хороший дом» санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: 03.10.2013г. установлено, что температура горячей воды системы централизованного горячего водоснабжения в кв. 194 по ул. Белкина, д. 4, в г. Туле, находящейся в управлении ЗАО «Хороший дом» в месте водоразбора (водоразборный кран в ванной комнате) не соответствовала требованиям гигиенических нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09 (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01) «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воду централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качеств. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения», а именно: измеренная температура горячей воды в месте водоразбора: из крана в ванной комнате составила 44 градуса по Цельсию, соответственно при нормативном показателе не менее 60 градусов по Цельсию и не более 75 градусов по Цельсию, что подтверждается результатами экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» (экспертное заключение №04/4697-13-21 от 09.10.2013г.)
 

    Согласно результатам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» № 04/4697-13-21 от 09.10.2013г. температура горячей воды системы централизованного горячего водоснабжения в месте водоразбора квартиры №194 в жилом доме №4 по ул. Белкина (кран ванной комнаты) не соответствует требованиям гигиенических нормативов СанПиН 2.1.4.2496-09; измеренная температура составила 44 градуса по Цельсию, при нормативном показателе не менее 60 градусов по Цельсию и не более 75 градусов по Цельсию.
 

    По результатам проверки был составлен акт проверки  № 665/04 от 18.10.2013г.
 

    18.10.2014 года в отношении ЗАО «Хороший дом» должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тульской области составлен протокол об административном правонарушении № 259/04, в котором зафиксирован факт совершенного Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
 

    27.11.2013 годазаместитель главного государственного санитарного врача по Тульской области, рассмотрев материалы дела в отношении ЗАО «Хороший дом», вынес постановление                 № 2418 о привлечении ЗАО «Хороший дом» к административной ответственности по статье                          6.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
 

    16.12.2013 года ЗАО «Хороший дом» обратилось в суд с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.11.2013 № 2418, восстановлении срока обжалования постановления о привлечении ЗАО «Хороший дом» к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ по основаниям, изложенным в заявлении.
 

    Управление Роспотребнадзора по Тульской области представлен отзыв на заявление, в котором возражает против удовлетворения заявленного требования.
 

    Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что в удовлетворении требования заявителю следует отказать.
 

    При этом суд исходит из следующего.
 

    Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
 

    Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
 

    В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
 

    Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
 

    Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
 

    Объектом правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
 

    Объективная сторона правонарушения заключается в противоправных действиях или бездействии, выраженных в неисполнении или нарушении установленных требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
 

    Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    Статьей 1 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что санитарные правила нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
 

    Как определено в статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
 

    В соответствии со статьей 11 Федеральный закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
 

    Названным Федеральным законом предусмотрены общие требования к питьевой воде и системам водоснабжения.
 

    Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
 

    Специальные требования к качеству воды в системах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определены в СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе в системах горячего водоснабжения - в Изменении к СанПиН 2.1.4.1074-01, введенном в действие с 01.09.2009.
 

    Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее – Правила от 23.05.2006 № 307) установлено, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в том числе управляющая организация, признается исполнителем коммунальной услуги.
 

    Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными правилами и договором (подпункт "б" пункта 49 Правил от 23.05.2006 N 307).
 

    Одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается (пункт 6 раздела 2 приложения N 1 к Правилам от 23.05.2006 N 307).
 

    Согласно п.1.2., п. 1.3 СанПин 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем центрального горячего водоснабжения. Данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах эпидемического риска.
 

    Пунктом 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09 (с изменениями СанПиН 2.1.4.1074-01) «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия.
 

    Настоящие санитарные правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд. С этой целью горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность, что направлена на: предупреждение загрязнения горячей воды высокого контагенозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась, предупреждение болезней кожи подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды
 

    Из содержания изложенных выше норм следует, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить потребителю питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, в том числе горячее водоснабжение, отвечающее требованиям санитарных правил и являющееся безопасным для жизни и здоровья потребителя.
 

    В судебном заседании установлено, что в нарушение требований пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, которым внесены изменения в СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды по адресу: г. Тула, ул. Белкина, д. 4, кв. 194, в месте водоразбора: из крана в ванной комнате составила 44 град.С, при нормативном показателе не менее 60 град.С и не более 75 град.С, что подтверждает экспертное заключение № 04/4697-13-21 от 09.10.2013 года.
 

    Следовательно, нарушение Обществом указанных выше санитарных норм, выразившихся в несоответствии температурного режима горячей воды, установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
 

    Общество ссылается на то, что вода, поступающая от ресурсоснабжающей организацией, уже не соответствовала санитарным нормам, то есть несоответствие подаваемой потребителям горячей воды санитарным нормам не обеспечено ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем, управляющая компания не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку является исполнителем коммунальных услуг.
 

    Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

    Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

    Как следует из материалов дела, Общество осуществляет свою деятельность на основании договора управления многоквартирным домом № 10-102 Сев. от 11.05.2010г., в соответствии с которым управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Белкина, д. 4, организовывать предоставление коммунальных услуг собственнику и иным пользователям путем заключения соответствующих договоров и соглашений, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
 

    Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
 

    Следовательно, обязанность по обеспечению надлежащего качества предоставляемых коммунальных услуг возлагается на управляющую компанию, и именно заявитель несет ответственность за ненадлежащее качество горячей и холодной воды.
 

    Несоответствие подаваемой воды санитарным нормам и требованиям подтверждается материалами дела.
 

    При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
 

    Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 года решение Арбитражного суда Тульской области по аналогичному делу № А68-11938/13 оставлено без изменения.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
 

    Из материалов дела следует, что постановление № 2418 от 27.11.2013 Общество получило 07.12.2013, таким образом, заявитель должен был обратиться в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления не позднее 21.12.2013.
 

    Как следует из отметки канцелярии Арбитражного суда Тульской области на заявлении, Общество обратилось в арбитражный суд 16.12.2013, следовательно, срок, установленный  ч. 2 ст. 208 АПК РФ, Обществом не нарушен и нет необходимости в его восстановлении, поэтому заявленное ходатайство следует отклонить.
 

    На основании изложенного, суд пришел к выводу, что заявленные требования о признании незаконным постановления и его отмене удовлетворению не подлежат.
 

    Руководствуясь статьями  167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 

Р Е Ш И Л :
 

 

    Отказать закрытому акционерному обществу «Хороший дом»  в удовлетворении требования об отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Тульской области  по делу об административном правонарушении № 2418 от 27.11.2013 года о привлечении закрытого акционерного общества «Хороший дом» к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    На решение арбитражного суда может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
 

 

    Судья                                                                                                 Н.В. Петрухина