Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
 

http://tambov.arbitr.ru
 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

Р Е Ш Е Н И Е

 

    резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2014г.
 

    решение в полном объеме изготовлено 07 ноября  2014г.
 

    г. Тамбов      
 

    07 ноября 2014 годаДело № А64-7680/2013
 

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Е.В. Жабиной, рассмотрев   в судебном заседании дело  по заявлению

    ОАО «Тамбовхимпромстрой» (ОГРН 1026801221391, ИНН   6832000557), г. Тамбов
 

    к   Инспекции ФНС РФ по г. Тамбову   (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173),  г. Тамбов
 

    о  признании недействительным  решения ИФНС России по г. Тамбову от 01.08.2013г. № 13-48/5726 в части
 

    при участии  в заседании:
 

    от  заявителя – Буренина Л.Ф. представитель доверенность б/н от 17.10.2014г.
 

    от ответчика – Тарабрина В.С. специалист 1 разряда юридического отд., доверенность № 05-23/014277  от 01.07.2014г.
 

У С Т А Н О В И Л:

    ОАО «Тамбовхимпромстрой» (далее общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о признании  незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову от 01.08.2013г. № 13-48/5726 в части доначисления земельного налога в сумме 2 632 000 руб., пени в сумме 252 012 руб. и штрафных санкций в размере 526 400 руб. 
 

    Определением от 25.12.2013г.производство по делу №А64-7680/2013 было приостановлено  до вступления в законную силу судебного акта по делу №А64-9672/2011.
 

    Определением суда  от  22.09.2014г. производство по делу возобновлено.
 

    В данном судебном заседании заявитель уточнил заявленные требований и просит суд признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову от 01.08.2013г. № 13-48/5726 в части доначисления земельного налога в сумме 2 632 000 руб., пени в сумме 252 012 руб. и штрафных санкций в размере 526 420 руб.  Уточнение предмета заявленных требований принято судом..
 

    В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра  кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84, площадью 60243 кв.м., расположенного по адресу : г. Тамбов, б-р Строителей, д.2 резко превышает рыночную стоимость ОАО «Тамбовхимпромстрой» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением 03.11.11г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84 площадью 60243 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, б-р Строителей, д.2 равной рыночной.09.04.12г.судом первой инстанции принято решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номере 68:29:0208007:84, площадью 60243 кв.м., расположенного по адресу: г.Тамбов, б Строителей, д.2, равной рыночной стоимости и составляющей 65 785 360 руб. (дело № А64- 9672/2011).
 

    25.09.12г.Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09 апреля 2012 по делу № А64-9672/2011 оставлено без изменения. 14.01.13г.ФАС ЦО вынесено постановление, которым решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2012г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 отменено и направлено на новое рассмотрение Арбитражный суд Тамбовской области. 27.11.13г.   арбитражным   судом Тамбовской   области     удовлетворены     исковые   требования   заявителя и   установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84 равной его рыночной стоимости в размере 52.460.000 руб. (дело № А64-9672/2011). Решение вступило в законную силу и не обжаловано. Заявитель обращает внимание, что дело рассматривалось в судебных инстанциях течение   2-х   лет.   Всевозможное затягивание процесса привело к тому, что налогоплательщику отказывают  в применении рыночной стоимости земельного участка для расчета земельного налога за 2012 год, что нарушает его права и приводит к дополнительным налоговым нагрузкам. Общество поставлено  в неравные   условия с   другими налогоплательщиками. Общество стало проводить соответствующую работу еще в 2011г., его вина отсутствует. Кроме того, Федеральным законом от 21.07.14г. №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» внесены изменения в ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которыми определено, что если по решению суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Таким образом, во-первых, законодатель, дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости на основании судебного решения, не связывает с моментом вступления решения в законную силу, а во-вторых, сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей, т.е. распространяются  и для целей налогообложения. Исходя из части второй ст. 54 Конституции Российской Федерации и пункта 3 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения, имеют обратную силу. Учитывая, что заявление об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84 подано 03.11.11г., а также то, что Федеральным законом от 21.07.14г. №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» внесены изменения в ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Общество считает действия налогового органа о привлечение налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение в виде доначисления земельного налога в сумме 2 632 101 руб., пени – 252 013руб., штрафа-526  420 руб., не обоснованными.
 

    Налоговый орган считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в обоснование возражений ссылается на то, что входе проведения проверки установлено занижение сумм налога, подлежащего уплате в бюджет за счет неправомерного занижения кадастровой стоимости земельного участка. По мнению налогового органа, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2012(дело №А64-9672/2011), оп­ределяющее кадастровую стоимость равную рыночной, не может распространяться на ранее воз­никшие правоотношения в налоговой сфере, так как устанавливает только юридический факт и вступает в законную силу в ином порядке, чем предусмотрено законодательством о налогах и сбо­рах, и применяться к налоговым правоотношениям может только с очередного налогового перио­да.     Данное решение порождает правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка. Указанное решение не являются основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, для целей налогообложения в 2012 году применяется кадастровая стоимость земли по оценке, определенной по состоянию на 1 января 2012 года исходя из данных государст­венного земельного кадастра (государственного кадастра объектов недвижимости), утвержденная Постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении ре­зультатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» и докумен­тов на земельный участок, действующих на 1 января 2012 года. Кроме того, решение от 09.04.12  было отменено постановлением ФАС ЦО от 14.01.13.
 

    Также инспекция полагает, что исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 25.06.2013 № 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
 

    Учитывая,   что   установленная   судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу    судебного    акта    и    перерасчет    кадастровой    стоимости    ретроспективно не осуществляется,    кадастровая   стоимость   земельного   участка,    принадлежащих   предпринимателю, не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2012 г.
 

    С учетом приведенных норм налогового и гражданского законодательства, а также правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулированных в постановлениях от 28.06.2011 № 913/11 и от 25.06.2013 № 10761/11 измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости,  внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях  определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
 

    Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2012 г отношении земельных участков подлежала применению кадастровая оценка земли,  утвержденная постановлением Администрации Тамбовской области.
 

    В рассматриваемой ситуации новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.11.2013 (дело №А64-9672/2011) равная рыночной, не может служить налогооблагаемой базой за прошедшие периоды, так как в соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется  в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (в рассматриваемом случае по состоянию на 01.01.2014 г.). Относительно новых доводов налогоплательщика с учетом положений  ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014  №  225-ФЗ) Инспекция пояснила, что в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности   Российской Федерации» (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающей  порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой  стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день  вступления в силу настоящего Федерального закона (т. е. после 22.07.2014). Решение суда первой инстанции по делу  №А64-9672/2011 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84 равной его рыночной стоимости было принято 27.11.2013, то есть до  вступления в силу указанного Федерального закона.
 

    Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:
 

    Как следует из материалов дела, 31.01.2013  обществом  представлена в ИФНС по г. Тамбову налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год, согласно которой в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84, расположенного по адресу : г. Тамбов,  Бульвар Строителей,2 налогоплательщиком был исчислен земельный налог в сумме 657854  руб.,  исходя из кадастровой стоимости в размере 65785360 руб., установленной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.12 по делу № А64-9672/2011-  т. 4 л.д.53-55.  Налоговая база в отношении названного земельного участка отражена  размере 657853600 руб., налоговая ставка составила 1 %, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – 657 854  руб.
 

    Налоговый орган провел в отношении указанной налоговой декларации   камеральную налоговую проверку, по результатам которой составлен акт от 21.05.13 № 6650 и вынесено решение от 01.08.2013 №13-48/5726 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,  которым налогоплательщику предложено уплатить земельный налог за 2012 год в размере 2635494  руб.
 

    Основанием для доначисления данных сумм налога послужили следующие нарушения налогоплательщика :
 

    -  занижения суммы земельного налога  за  2012 год в размере 2 632 101 руб.в  результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  68:29:0208007:84;
 

    - занижение суммы земельного налога за 2012 год в размере 3494 руб., произошедшее в результате  неправомерного применения налоговой ставки по земельному участку с кадастровым номером  68:29:0103019:77.
 

    Общая сумма заниженного земельного налога составила 2 635 595 руб. ( 2 632 101 руб. +3494 руб.).
 

    При этом поскольку  в декларации по земельному налогу за 2012г. обществом была допущена техническая ошибка : в разделе 1 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»  сумма составила  866378 руб., а в Раздела 2 «Исчисленная сумма,  подлежащая уплате в бюджет» составила 866277 руб., в  связи с чем в карточке ОАО «Тамбовхимпромстрой» отражена сумма исчисленного налога на  14.02.2013 на 101 рубль больше, чем исчислена налогоплательщиком (866378 руб. -866277руб.), соответственно занижение суммы земельного налога за 2012 год, подлежащей уплате в бюджет с учетом вышеуказанной суммы составила 2635494 руб. (2635595 руб. – 101 руб.)
 

    Обществом оспаривается решение инспекции только в части выводов налогового органа о занижении суммы земельного налога  за  2012 год в размере 2 632 101 руб. в  результате занижения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  68:29:0208007:84, начисления пени и штрафа по данному нарушению.Основанием для вынесения оспариваемого решения  и доначисления налога в размере  2 632 101  руб. послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком кадастровой стоимости земельного участка, поскольку согласно сведениям Роснедвижимости и Росрегистрации кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2012г. составляла – 328995457 руб.
 

    Указанный вывод основан на данных о кадастровой стоимости земельного участка, предоставленных Росреестром в рамках статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым стоимость спорного участка по состоянию на начало налогового периода – 01.01.2012 составила 328 995457,02 руб.- т. 3  л.д.66.  В соответствии с решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.12 по делу А64-96732/2011 были внесены сведения о кадастровой стоимости равной 65 785 360 руб.
 

    Решением Управления ФНС России по Тамбовской области от 23.10.2013 № 05-11/136, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение инспекции о доначислении земельного налога в размере 2 632 101 руб.,  пени за несвоевременное перечисление в бюджет указанного налога и привлечении к налоговой ответственности и штрафа за по ст. 122 НК РФ, решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
 

    Полагая, что решение ИФНС России по г. Тамбову от 01.08.2013 № 13-48/5726 в оспариваемой части  не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество  обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
 

    Оценив представленные в дело  материалы, заслушав мнение представителя ответчика, суд руководствовался следующим:
 

    В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
 

    В частности, статья 388 НК РФ устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 НК РФ.
 

    Земельный налог, как это следует из статьи 387 НК РФ, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
 

    Статьей 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
 

    В силу положений пункта 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного).
 

    Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость этого земельного участка.
 

    Пунктом 2 статьи 390 НК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
 

    В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости  по муниципальному району (городскому округу).
 

    Из Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила) следует, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
 

    Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункты 2, 3, 4 Правил).
 

    При этом под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
 

    В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
 

    В соответствии с Постановлением Правительством Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в  соответствии со статьей 388 НК РФ, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ). Также указанные сведения могут  быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
 

    Пунктом 1 ст. 14 Закона № 221-ФЗ установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в т.ч. посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащими сведения государственного кадастра недвижимости.
 

    Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 14 Закона № 221-ФЗ).
 

    Согласно пункту 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
 

    Статьей 16 Закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений
 

    об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 Закона.
 

    Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ).
 

    Таким образом, по общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценке земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Закона № 221-ФЗ, единый федеральный государственный информационный ресурс.
 

    Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа, чем государственная кадастровая оценка, осуществляемая на основании перечисленных нормативно-правовых актов.
 

    В частности, пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ устанавливается, что случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
 

    Статьей 3 Закона 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
 

    При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, в случае, если в данные государственного кадастра недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
 

    Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться в этом случае основанием для внесения ее органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
 

    В соответствии с положениями пункта 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
 

    Соответственно, исходя из положений статей 390 и 391 Налогового кодекса, статей 16 и 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлениях Президиума от 28.06.2011 № 913/11, от 25.06.2013 №10761 кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога   лишь после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
 

    Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 № 74 «Об установлении земельного налога на территории города Тамбова» (далее – решение от 09.11.2005 № 74), опубликованным в газете «Наш город Тамбов», № 48 (219), 14.11.2005.
 

    Оспариваемым в части решением обществу начислен земельный налог за 2012 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 № 1311 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области» (с изменениями, действующими в 2012 году).
 

    Из материалов дела также следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:29:0208007:84, расположенный по адресу : г. Тамбов,  Бульвар Строителей,2.
 

    Воспользовавшись правом на изменение кадастровой стоимости общество   обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной –  65 785360 руб.
 

    Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2012 по делу № А64-9672/2011 требования  заявителя  удовлетворены, в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:02008007:84 установлена кадастровая стоимость в размере – 65 785360   руб.
 

    При этом материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.2012, до момента внесения в данные кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 65 785 360  руб. на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 по делу № А64-9672/2011, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляла 328 995 457   руб.
 

    Указанное также следует из представленного в материалы дела письма  филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области от 15.04.2013 № 1442, где указано, что   кадастровая стоимость названного земельного участка составляла 328 995 457,02 руб., 19.10.12 произведено изменение кадастровой стоимости  на основании состоявшегося решения арбитражного суда от 09.04.2012 по делу № А64-9672/2011. Новое значение кадастровой стоимости земельного участка 68:29:0208007:84 составило – 65 785 360 руб. ( т. 3 л.д. 66-67).
 

    Таким образом,  обществу надлежало исчислять земельный налог за 2012 год в отношении спорного земельного участка исходя из кадастровой стоимости в размере 328 995 457,02 руб..
 

    На основании изложенного, суд приходит к выводу что, налоговым органом правильно определена налоговая база спорного земельного участка и правильно исчислен
 

    земельный налог за 2012 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84.
 

    Кадастровая стоимость в размере 65 785360  руб., внесенная на основании решения Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2012 № А64-9672/2011, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
 

    При этом постановлением  ФАС ЦО  от 14.01.13г.решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2012г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2012 отменено и дело направлено на новое рассмотрение Арбитражный суд Тамбовской области. 27.11.13г.   арбитражным   судом Тамбовской   области     удовлетворены     исковые   требования   заявителя и   установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:8 равной его рыночной стоимости в размере 52.460.000 руб. (дело № А64-9672/2011).
 

    Доказательств того, что по состоянию на 01.01.2012 года кадастровая стоимость земельного участка составляла 65 785 360  руб. материалы дела не содержат.
 

    Довод заявителя о том, что решение суда, определяющее кадастровую стоимость земельного участка, распространяется на ранее возникшее налоговые правоотношения, отклоняется  судом , как противоречащий вышеприведенным нормам права.
 

    Таким образом, налоговым органом правомерно начислен Обществу земельный налог в размере 2  632 101   руб.
 

    Довод общества о том, что с  учетом положений  ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014  №  225-ФЗ) он вправе распространить кадастровую стоимость спорного земельного участка, установленную решением арбитражного суда  от 27.11.13 по делу А64-9672/2011 на правоотношения с 01.01.2012г., судом отклоняется.
 

    Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной  деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014  №  225-ФЗ) предусмотрено , что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
 

    При этом, в соответствии с пунктом 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности   Российской Федерации» (в редакции указанного Федерального закона), устанавливающей  порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой  стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день  вступления в силу настоящего Федерального закона. Данный Федеральный закон  № 225-ФЗ от 21.07.2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон « об оценочной деятельности в Российской Федерации» вступил с  момента его официального опубликования-  22.07.2014г. (т. е. после 22.07.2014). Решение суда первой инстанции по делу  №А64-9672/2011 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84 равной его рыночной стоимости было принято 27.11.2013, то есть до  вступления в силу указанного Федерального закона.
 

    В рассматриваемой ситуации новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:84, установленная решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.11.2013 (дело №А64-9672/2011) равная рыночной, не может служить налогооблагаемой базой за прошедшие периоды.
 

    Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил обществу налог в размере  2 632 101 руб.
 

    В связи с неуплатой спорных сумм земельного налога в соответствии со ст. 75 НК РФ обществу были начислены пени в сумме  252 013  руб.
 

    Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
 

    В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
 

    Факт неуплаты сумм земельного налога за 2012г. в размере 2 632 101 руб. обществом не оспаривается, подтверждается  материалами дела.
 

    Поскольку суммы земельного налога в оспариваемом размере уплачены не были, пени  начислены обоснованно.
 

    Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
 

    Оспариваемым решением заявитель  привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной  п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 526 420 руб.
 

    Пунктом 3 ст. 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.             Перечень, смягчающих ответственность обстоятельств, приведен в ст.112 НК РФ, причем данный перечень не является исчерпывающим.
 

    В силу п.4 ст.112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
 

    Таким образом, налоговый орган при наложении налоговых санкций устанавливает наличие смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.
 

    Налоговым органом при наложении налоговых санкций не установлено обстоятельств, смягчающих либо отягчающих налоговую ответственность.
 

    Вместе с тем, данные обстоятельства установлены судом, при этом отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанность суда оценить соразмерность начисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить смягчающие ответственность обстоятельства.
 

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 28.10.1999г. №14-П, от 14.07.2003г. №12-П, при рассмотрении налоговых споров должны исследоваться все фактические обстоятельства дела, а не только формальные условия применения правовой нормы.
 

    В связи с этим, судом приняты и оценены доказательства в обоснование доводов налогоплательщика, свидетельствующих о наличии у него смягчающих ответственность обстоятельств.
 

    Перечень обстоятельств, указанных в ст. 112 НК РФ, не является исчерпывающим, в связи с чем суд может признать смягчающими ответственность обстоятельства, напрямую не названные в Кодексе. В силу части 4 указанной нормы они устанавливаются как налоговым органом, так и судом, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения. Таким образом, закон не ограничивает установление наличия смягчающих обстоятельств только моментом совершения правонарушения или моментом принятия решения о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом.
 

    В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
 

    Судом установлено, что ОАО «Тамбовхимпромстрой» является крупнейшей строительной организацией, ее деятельность носит социально значимый характер, поскольку осуществляет строительства жилых домов, инвесторами по которого выступают физические лица, предприятие предоставляет рабочие места лицам, занятым в строительстве.  Обществом  в течении дух лет предпринимались меры по надлежащему установлению размера своих налоговых обязательств,  в отношении кадастровой стоимости  рассматриваемого в рамках настоящего дела земельного участка.
 

    При таких обстоятельствах арбитражный суд считает неправомерным привлечение заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 526420 руб. Размер санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ подлежит уменьшению  в 10 раз до 52 642  руб.
 

    В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    На основании изложенного, заявление общества подлежит удовлетворению в части признания  незаконным решения ИФНС России по г. Тамбову № 13-48/5726 от 01.08.2013г. в части привлечения к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 473 778  руб. (526 420 руб. – 52642 руб.) В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
 

    В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
 

    Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
 

    Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000руб. отнести на  налоговый орган ст. 101, 110 АПК РФ).
 

    Руководствуясь статьями  110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 
 

    РЕШИЛ:
 

    Признать недействительным решение ИФНС России по г. Тамбову № 13-48/5726 от 01.08.2013г. в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 473 778  руб.
 

    В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
 

    Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России г. Тамбову  (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173), Тамбовская область, г.  Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2 в  пользу открытого акционерного общества «Тамбовхимпромстрой» (ОГРН 1026801221391, ИНН   6832000557) г. Тамбов, бульвар Строителей, 2,   судебные расходы в виде оплаченной госпошлины размере 2000руб.
 

    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
 

    Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.
 

    Адрес для корреспонденции: 392020, г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
 

    При переписке просьба ссылаться на номер дела.
 

    Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону (4752) 47-70-55 или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.
 

 

 

    Судья                                                                                    Е.В. Малина