АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
 

проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001
 

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
 

тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

 

    город Смоленск                                                                     
 

    06 ноября 2014 года                                                     Дело № А62-6166/2014
 

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2014 года
 

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2014 года
 

 

    Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Савчук Л. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Недялко М.Н.,
 

    рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
 

    Департамента имущественных и земельных  отношений Смоленской области (ОГРН 1026701437212; ИНН 6730042526)
 

    к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным  имуществом по Смоленской области (ОГРН 1026701452645; ИНН 6730044298)
 

    о признании права государственной собственности Смоленской области на следующие объекты:
 

    - спасательную станцию,  общей площадью  134,3  кв.  м., расположенную по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, г. Дорогобуж, ул. Набережная, д. 20;
 

    - компрессорную,  общей площадью  47,2  кв.  м., расположенную по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, г. Дорогобуж, ул. Набережная, д. 20,
 

    третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Смоленское областное  государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр», Главное управление МЧС России по Смоленской области и Администрацию муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.
 

    при участии в судебном заседании до перерыва:
 

    от истца: Петрохалкиной А.В., представителя (доверенность от 22.04.2014 года № 37);
 

    от ответчика: представитель не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
 

    от СОГБУ «Пожарно-спасательный центр»: Коваленко Л.Н., представителя (доверенность от 11.07.2014 № 16);
 

    от Главного управления МЧС России по Смоленской области: Фомина А.В., представителя (доверенность от 22.10.2013 № 45);
 

    от Администрации муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области: представитель не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
 

    после перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в Арбитражный суд Смоленской области  к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области с требованием о признании права собственности Смоленской области на следующие объекты недвижимости:
 

    - спасательную станцию,  общей площадью  134,3  кв.  м., расположенную по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, г. Дорогобуж, ул. Набережная, д. 20;
 

    - компрессорную,  общей площадью  47,2  кв.  м., расположенную по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, г. Дорогобуж, ул. Набережная, д. 20.
 

    К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены  СОГУ «Пожарно - спасательный центр», Главное управление МЧС России по Смоленской области и Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области.
 

    В обоснование исковых требований Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области указал, что в соответствии с    Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 № 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", на основании  Постановления Администрации Смоленской области от 09.06.1997 года №224 «О переформировании управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области» Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области было переформировано в  Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области (далее - Главное управление).
 

    25.10.2005 года Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области внесено в реестр  областного имущества  как имущественный комплекс.
 

    В соответствии с Положением Главное управление являлось государственным органом, находилось в подчинении Главы Администрации Смоленской области, владело и пользовалось спорными объектами.
 

    На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 02.11.2005 года № 898-р/адм 14.12.2006 года Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией.
 

    В результате ликвидации Главного управления создано смоленское областное государственное учреждение «Центр гражданской защиты и пожарной безопасности» - распоряжением Администрации Смоленской области от 15.03.2005 № 165-р/адм «О создании Смоленского областного государственного Учреждения «Центр гражданской защиты и пожарной безопасности». Документы, подтверждающие передачу указанного объекта недвижимости, утеряны.
 

    После ликвидации Главного управления СОГУ «Центр гражданской защиты и пожарной безопасности» (далее - Центр) использовало в своей деятельности указанные  объекты, между тем, решение Администрации Смоленской области о закреплении и передаче указанного объекта за Центром отсутствует.
 

    На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 04.03.2008 года № 286-р/адм «О ликвидации смоленского областного государственного «Центр гражданской защиты и пожарной безопасности» 30.10.2008 года Центр прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией.
 

    15.12.2010 года на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 01.11.2010 № 1537-р/адм «О создании смоленского ОГУ «Пожарно-спасательный центр» создано смоленское областное государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр».
 

    В настоящее время данное учреждение владеет и пользуется указанным объектом недвижимости в целях осуществления своей уставной деятельности; решение о закреплении за учреждением Администрацией Смоленской области не принималось в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
 

    Таким образом, необходимость признания права собственности на спорные объекты недвижимого имущества в судебном порядке вызвана отсутствием иной возможности осуществить государственную регистрацию права собственности Смоленской области.
 

    В отзыве на исковое заявление Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области указало, что спорные объекты в реестре федерального имущества не значатся, возражений против удовлетворения исковых требований не имеет и просило рассмотреть дело без участия своего представителя.
 

    В представленных отзывах на исковое заявление Главное управление МЧС России по Смоленской области и Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области не возражают против заявленных требований.
 

    Представитель СОГУ «Пожарно – спасательный центр» поддержал правовую позицию истца.
 

    После перерыва, объявленного в судебном заседании, лица, участвующие в деле представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

    Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение сторон,  суд считает, что исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области  подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
 

    Обращаясь в суд с иском о признании права собственности, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать законность оснований возникновения права собственности на указанную недвижимость и нарушение его имущественных прав действиями ответчика.
 

    В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
 

    До принятия указанного закона действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
 

    В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
 

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 № 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" Постановлением Администрации Смоленской области от 09.06.1997 №224 «О переформировании управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области» Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области реорганизовано в  Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области.
 

    Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Смоленской области ликвидировано.
 

    Статьей 5Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
 

    В целях распределения и осуществления полномочий между МЧС РФ и исполнительными органами государственной власти Смоленской области по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера распоряжением Администрации Смоленской области от 15.03.2005 года № 165-р/адм "О создании смоленского областного государственного учреждения "Центр гражданской защиты и пожарной безопасности" было создано смоленское областное государственное учреждение "Центр гражданской защиты и пожарной безопасности", которому были переданы спорные объекты.
 

    На основании распоряжения Администрации Смоленской области от 04.03.2008 года № 286-р/адм «О ликвидации смоленского областного государственного учреждения "Центр гражданской защиты и пожарной безопасности" центр прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией.
 

    Распоряжением Администрации Смоленской области от 01.11.2010 года № 1537-р/адм "О создании смоленского областного государственного учреждения "Пожарно-спасательный центр" создано смоленское областное государственное учреждение "Пожарно-спасательный центр", в настоящее время оно использует в целях своей уставной деятельности спорное имущество.
 

    При разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом. На основании этого за государственной организацией должно закрепляться не только оборудование и иное движимое имущество, но и недвижимое имущество, используемое этой организацией в процессе своей деятельности.
 

    Судом установлено, что спорные объекты находятся во владении и пользовании Смоленского областного государственного учреждения "Пожарно-спасательный центр".
 

    Данный вывод сделан на основании пояснения сторон, представленного акта выездной проверки обследования спорного имущества от 14.11.2013.
 

    Таким образом, спорные объекты недвижимого имущества фактически используются Смоленским областным государственным учреждением "Пожарно-спасательный центр" в целях обеспечения служебной деятельности, учтен в составе недвижимого имущества и в силу закона являются государственной собственностью Смоленской области.
 

    Истцом представлены кадастровые паспорта на спорные объекты, выданный филиалом ФБУ «Федеральная кадастровая палат Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, выписки из технических паспортов объектов капитально строительства, что подтверждает их нахождение в государственной  собственности  Смоленской области,.
 

    В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
 

    В силу статьи 26.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
 

    Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 16.09.2014 года   № 00/009/2014-19067,  № 00/009/2014-360 и № 00/009/2014-19071 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на спорные объекты отсутствуют.
 

    В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество требует государственной регистрации.
 

    Отсутствие у истца правоустанавливающих документов и невозможность осуществить регистрацию права собственности на указанное в иске недвижимое имущество препятствует осуществлению истцом его полномочий собственника, поэтому право собственности подлежит признанию в судебном порядке.
 

    Доказательства, безусловно свидетельствующие о принадлежности спорного объекта на праве собственности другим юридическим лицам, в материалах дела отсутствуют. В реестрах федерального и муниципального имущества спорные объекты не числятся.
 

    В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
 

    Руководствуясь статьями 167 – 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    признать право государственной собственности Смоленской области на следующие объекты:
 

    - спасательную станцию, общей площадью 134,3 кв. м., расположенную по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, г. Дорогобуж, ул. Набережная, д. 20;
 

    - компрессорную,  общей площадью  47,2  кв.  м., расположенную по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, г. Дорогобуж, ул. Набережная, д. 20.
 

    Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
 

    Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
 

 

 

    Судья                                                                                     Л.А. Савчук