АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ
 

Именем  Российской  Федерации
 

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е
 

 

    г. Южно-Сахалинск                                                             Дело № А59-4421/2014
 

    07 ноября 2014 года
 

 

    Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
 

    рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бумеранг»                            (ОГРН 1056500789223, ИНН 6501165163) к Сахалинской таможне             (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793) об обязании уплатить проценты в размере 3090 руб. 59 коп., начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ № 10707030/140613/0003421,
 

 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Общество с ограниченной ответственностью «Бумеранг» (далее – общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган) об обязании уплатить проценты в размере 3090 руб. 59 коп., начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по                                                 ДТ № 10707030/140613/0003421.
 

    В обоснование заявленного требования указано, что в рамках контроля таможенной стоимости по декларации № 10707030/140613/0003421 в результате принятия решения о зачете денежного залога таможня взыскала с декларанта в общем 55 837 руб. 54 коп. таможенной пошлины, налога и пени. Ввиду признания в порядке ведомственного контроля не соответствующими таможенному законодательству действий Корсаковского таможенного поста по корректировке таможенной стоимости, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате данной суммы денежных средств, которое было удовлетворено. Однако возврат излишне взысканных таможенных платежей таможня в нарушение ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) произвела без начисления процентов. Согласно расчету общества размер таких процентов составил                            3 090 руб. 59 коп. В письме от 22.07.2014 № 15-09/8338 таможня сообщила, что срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврат сумм излишне уплаченных таможенных платежей не нарушен, в связи с чем, правовые основания для истребования процентов отсутствуют.
 

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 17.09.2014 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.
 

    На основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ, лицам, участвующим в деле, предложено в установленный в определении срок, представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений. Также было предложено представить дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
 

    Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в упрощенном порядке. Заявление и приложенные к нему документы размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
 

    В соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
 

    Таможня в представленном отзыве заявленное требование общества не признала и в его удовлетворении просила отказать, полагая, что срок возврата излишне уплаченных денежных средств таможенным органом не нарушен. Общество фактически подменяет понятия, определяющие излишнюю уплату и принудительное взыскание таможенных платежей. Поскольку суммы таких платежей были внесены декларантом добровольно, то в рассматриваемом случае имело место именно излишняя уплата таможенных пошлин и налога. В действительности возврат таможенных платежей осуществлен таможней в установленный законом месячный срок, в связи с чем, оснований для начисления процентов в соответствии с ч. 6 ст. 147 Закона № 147-ФЗ не имеется.
 

    Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
 

    Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 30.12.2005 Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1056500789223; присвоен ИНН 6501165163.
 

    Как видно из материалов дела, в целях таможенного оформления ввезенного по внешнеторговому контракту от 24.11.2011№ В-4 товара общество подало в Корсаковский таможенный пост декларацию                                № 10707030/200513/0002587, определив таможенную стоимость по первому методу таможенной оценки – по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
 

    Ввиду инициирования таможней дополнительной проверки выпуск товара осуществлен под обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 55 837 руб. 54 коп., что подтверждается выданной таможенной распиской             № 10707030/210613/ТР-6308229.
 

    По результатам анализа представленных обществом документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара таможня пришла к выводу о несоблюдении декларантом условий для применения основанного метода таможенной оценки, в связи с чем, в соответствии со ст.69 ТК ТС приняла решение от 09.09.2013 о корректировке таможенной стоимости товара.
 

    Общая сумма дополнительно начисленных таможенных платежей по отношению к платежам, исчисленным при применении первого метода таможенной оценки, составила 54 700 руб. 29 коп.
 

    В целях погашения данной задолженности таможня в соответствии со ст. 154 Закона № 311-ФЗ на основании решений 23.09.2013 № 667/13, 668/13 произвела зачет денежного залога в размере 54 700 руб. 29 коп. в счет исполнения обязанности по уплате таможенной пошлины и налога
 

    В отношении начисленной пени в размере 658 руб. 11 коп. таможня на основании решения от 23.09.2013 № 669/13 произвела зачет денежного залога в размере 658 руб. 11 коп. в счет исполнения обязанности по уплате пени.
 

    Полагая, что у таможни отсутствовали препятствия к применению первого метода определения таможенной стоимости, общество обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным решения от 09.09.2013 о корректировке таможенной стоимости.
 

    Определением суда от 09.01.2014 производство по арбитражному делу            № А59-5092/2013 прекращено в связи с отказом заявителя от требования, который мотивирован тем, что оспариваемое решение таможенного органа отменено в порядке ведомственного контроля, а именно: решением и.о. начальника Сахалинской таможни 09.01.2014 № 10707000/090114/1 действия Корсаковского таможенного поста, выразившиеся в осуществлении корректировки таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ             № 10707030/140613/0003421, признаны несоответствующими таможенному законодательству.
 

    При таких обстоятельствах общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных в рамках таможенного контроля 54 700 руб. 29 коп., в том числе 26 298 руб. 22 коп. таможенной пошлины,         28 402 руб. 07 коп. НДС и 658 руб. 11 коп. пени.
 

    По результатам рассмотрения данного заявления таможенный орган на основании платежных поручений от 28.05.2014 №№ 756, 24, 638 перечислил 29.05.2014 на расчетный счет заявителя указанную сумму денежных средств.
 

    Поскольку возврат денежных средств осуществлен без учета процентов, предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о выплате последних в размере                        3 090 руб. 59 коп.
 

    Письмом от 22.07.2014 № 15-09/8338 таможня сообщила обществу об отсутствии правовых оснований для истребования процентов, указав, что возврат излишне уплаченных денежных средств по декларации                                    № 10707030/140613/0003421 произведен в установленный законом месячный срок.
 

    Не согласившись с данным выводом таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
 

    В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
 

    Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 90 ТК ТС).
 

    Согласно ч.1 ст. 147 Закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
 

    При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов (ч. 9 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).
 

    В силу части 6 данной статьи возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона № 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
 

    Статьей 150 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
 

    В соответствии с ч. 4 ст. 117 № 311-ФЗ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, в частности:
 

    - с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы (п. 1);
 

    - с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы (п. 2);
 

    - с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом заявления о зачете (п. 3);
 

    - с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете (п. 4).
 

    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для начисления таможенной пошлины в размере                                26 298 руб. 22 коп., НДС в размере 28 402 руб. 07 коп. и пени в сумме           658 руб. 11 коп. явилась произведенная таможней корректировка таможенной стоимости по декларации № 10707030/140613/0003421. Обязанность по уплате данных платежей была исполнена путем принятия таможенным органом решения о зачете денежного залога в размере 55 358 руб. 40 коп.
 

    Между тем действия Корсаковского таможенного поста по корректировки таможенной стоимости товара признаны незаконными решением и.о. начальника Сахалинской таможни от 09.01.2014                              № 10707000/090114/1, принятым в порядке ведомственного контроля.
 

    Следовательно, основания для доначисления таможенных платежей и приходящихся пеней у таможенного органа отсутствовали. В связи с этим отсутствовала обязанность по уплате данных платежей и у декларанта.
 

    Поскольку изначально указанная обязанность возникла в силу решения таможенного органа по результатам контроля таможенной стоимости, то суд считает, что данное обстоятельство свидетельствует именно о принудительном взыскании денежных средств. В рассматриваемом случае списание денежных средств за счет денежного залога, а также исполнение декларантом выставленного требования об уплате таможенных платежей и пеней не является его добровольным исполнением обязанности по уплате доначисленных сумм.
 

    Одновременно суд учитывая, что пени являются производными от неуплаченной суммы таможенных платежей, в связи с чем, пени в сумме 658 руб. 11 коп. начислены таможней и уплачены обществом в отсутствие законных оснований.
 

    Принимая во внимание, что факт излишнего взыскания таможенных платежей и пеней подтверждается материалами дела, то при осуществлении их возврата в соответствии со ст. 147 Закона № 311-ФЗ на сумму                      55 358 руб. 40 коп. подлежат начислению проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
 

    Поскольку датой фактического взыскания таможенных платежей и пеней является 23.09.2013 (дата зачета денежного залога), а фактический возврат денежных средств был осуществлен 29.05.2014, то для начисления процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей и пеней следует считать период с 24.09.2013 по 29.05.2014 включительно.
 

    Расчет процентов в сумме 3 090 руб. 59 коп. судом проверен и признан правильным. Возражений со стороны таможенного органа в данной части не заявлено.
 

    Доводы таможни об отсутствии правовых оснований для начисления процентов ввиду соблюдения последним срока на возврат излишне уплаченных таможенных платежей, суд отклоняет, как основанный на неверном толковании норм права и противоречащий фактическим обстоятельствам.
 

    Несостоятелен довод таможни и в части того, что в отношении излишне взысканной пени не предусмотрена выплата процентов. Как указывалось выше, пеня производна от основного обязательства, в связи с чем, данный платеж должен следовать судьбе таможенной пошлины и налога. В этой связи порядок возврата пени непосредственно связан с юридической судьбой и порядком возврата излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренным ч. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ.
 

    При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств, суд удовлетворяет заявленное обществом требование в полном объеме.
 

    Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
 

    В силу ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 руб. размер государственной пошлины составляет        4 процента цены иска, но не менее 2 000 руб.
 

    Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим заявлением обществом уплачено 2 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 03.09.2014 № 378.
 

    Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение органов, осуществляющих публичные полномочия, от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, суд в силу ст. 110 АПК РФ относит судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 2 000 руб. на таможню.
 

    Руководствуясь статьями 167-170, 201 и 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
 

 

Р Е Ш И Л :
 

 

    Обязать Сахалинскую таможню (ОГРН 1026500535951,                      ИНН 6500000793) выплатить обществу с ограниченной ответственностью «Бумеранг» (ОГРН 1056500789223, ИНН 6501165163) проценты в размере          3 090 рублей 59 копеек, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по ДТ № 10707030/140613/0003421.
 

    Взыскать с Сахалинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Бумеранг» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2 000 рублей, уплаченные по платежному поручению от  03 сентября 2014 года № 378.
 

    Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
 

 

    Судья                                                                                            А.И. Белоусов