Арбитражный суд Рязанской области
ул. Почтовая, 43/44, г. Рязань, 390000; факс (4912) 275-108;
http://ryazan.arbitr.ru; e-mail: info@ryazan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-3630/2014
07 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи Афанасьевой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиной А.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства здравоохранения Рязанской области (ОГРН 1026201265760, г. Рязань, ул. Свободы, д. 32)
к обществу с ограниченной ответственностью "Саликс" (ОГРН 1117154004550; г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, д. 18)
о расторжении государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года и взыскании неустойки, начисленной на момент расторжения государственного контракта,
при участии в судебном заседании:
от истца: Павликов Ю.В., представитель по доверенности №М/11-171 от 13.01.2014;
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
установил:Министерство здравоохранения Рязанской области обратилось с иском в Арбитражный суд Рязанской области к обществу с ограниченной ответственностью "Саликс" о расторжении государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года и взыскании неустойки, начисленной на момент расторжения государственного контракта.
Определением суда от 16 июля 2014 года дело назначено к рассмотрению без вызова сторон в соответствии по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 10 сентября 2014 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил размер, подлежащей взысканию неустойки, за период с 10.06.2014 по 30.10.2014 в сумме 12 146 руб. 91 коп.
Уточнение размера неустойки принято судом к рассмотрению.
В заседании 30.10.2014 года истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер неустойки до 1 953 руб. 67 коп., в связи с оплатой ответчиком после подачи иска 10 193 руб. 24 коп. по платежному поручению № 217 от 04.08.2014.
Уменьшение размера неустойки принято судом к рассмотрению.
Истец представил подписанное 30.10.2014 сторонами соглашение о расторжении государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года.
Истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил об отказе от исковых требований в части расторжения государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года.
Поскольку отказ истца от иска не противоречит закону и иным нормативным актам и не ущемляет прав других лиц, суд его принимает и в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу в этой части.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в отзыве на иск требования истца в части взыскания неустойки в сумме 1 953 руб. 67 коп. признаёт обоснованными.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что между Министерством здравоохранения Рязанской области (государственный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Саликс" (поставщик), в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, 30 мая 2014 года заключен государственный контракт № 1361-0052422-01.
Предметом настоящего государственного контракта является поставка лекарственных препаратов, действующих на вегетативную нервную систему, на склад государственного заказчика для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее товар) (пункт 1.1. государственного контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта поставка товара осуществляется на склад победителя открытого аукциона по Рязанской области на право оказания услуг по приемке от поставщиков, хранению, учету, доставке и организации отпуска аптечными организациями централизованно закупленных лекарственных средств, изделий медицинского назначения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» и не отказавшихся от социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, а также предоставлению необходимой отчетности, в ассортименте, количестве и по ценам в соответствии с Приложением № 1 "Спецификация", являющимися неотъемлемой частью настоящего Государственного контракта, и в сроки, установленные в нем.
Цена государственного контракта составляет 398 562 руб. 87 коп. (пункт 2.1 контракта).
В спецификации к контракту стороны согласовали наименование товара, подлежащего поставке, производителя, количество, цену.
В соответствии с пунктом 4.1 государственного контракта поставка товара производится по адресу: 390039, г. Рязань, ул. Бирюзова, д. 30, корп. 1 в течение 10 календарных дней с момента подписания государственного контракта.
Пунктом 7.3 государственного контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает государственному заказчику неустойку (штраф, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком, и определяется по формуле: П=(Ц-В) х С, где: Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров; С - размер ставки. Размер ставки определяется по формуле: С=Сцб х ДП, где: Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К; ДП - количество дней просрочки. Коэффициент К определяется по формуле: К=ДП/ДКх 100%, где: ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день - просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени. При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени (пункт 7.3.1 государственного контракта).
Ссылаясь на то, что товар ответчиком в установленный государственным контрактом срок поставлен не был, Министерство здравоохранения Рязанской области обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неустойки за нарушение срока поставки товара.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В рассматриваемом случае обязательства сторон возникли из государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года, который является договором поставки и регулируется нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт или муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьёй 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Факт нарушения ответчиком предусмотренного государственным контрактом № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года срока поставки товара, подтвержден материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Истцом заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства на основании пунктов 7.3 и 7.3.1 государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года в сумме 12 146 руб. 91 коп. за период с 10.06.2014 по 30.10.2014.
Расчет пени проверен судом и признан верным.
Истец просит суд взыскать с ответчика пени в сумме 1 953 руб. 67 коп., поскольку неустойка частично погашена ответчиком после подачи иска в размере 10 193 руб. 24 коп. (платежное поручение № 217 от 04.08.2014).
Поскольку обязательства по поставке товара в сроки, установленные государственным контрактом, ответчиком не исполнены, исковые требования в части взыскания пени в сумме 1 953 руб. 67 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В абзаце четвертом пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случаях, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующая сумма государственной пошлины взыскивается с ответчика пропорционально размеру сниженной судом неустойки (часть 3 статьи 110 АПК РФ).
Министерство здравоохранения Рязанской области в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска. В связи с чем, с общества с ограниченной ответственностью "Саликс" в федеральный бюджет подлежит взысканию сумма государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 150, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. В части расторжения государственного контракта № 618-0052422-01 от 30.05.2014 года производства по делу прекратить.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Саликс" (ОГРН 1117154004550; г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, д. 18) в пользу Министерства здравоохранения Рязанской области (ОГРН 1026201265760, г. Рязань, ул. Свободы, д. 32) пени в сумме 1 953 руб. 67 коп.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Саликс" (ОГРН 1117154004550; г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, д. 18) в доход федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Рязанской области.
Судья И.В. Афанасьева