АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
 

667000 г. Кызыл, ул. Кочетова-91
 

тел. для справок: (394-22) 2-11-96 (факс),
 

е-mail: info@tyva.arbitr.ru, web-site: http://www.tyva.arbitr.ru
 

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

    г. Кызыл
 

Дело № А69-2359/2014
 

 

    Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2014 года. Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2014 года.
 

 

    Судья Арбитражного суда Республики Тыва Хертек А.В., при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме секретарем судебного заседания Куулар Ч.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва о признании действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды лесного хозяйства от 06 мая 2014 года №69 незаконными и обязании зарегистрировать договор аренды  лесного участка от 06 мая 2014 года №69,
 

    при участии:
 

    от заявителя: Монгуш И.В. представитель по доверенности от 28 марта 2014г.;
 

    от ответчика: Артына Д.К. представитель  по доверенности от 23 июля 2014года;
 

 

У С Т А Н О В И Л:
 

 

    Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва (далее – Госкомлес Республики Тыва, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (Управление Росреестра по Республике Тыва, ответчик) о признании действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды лесного хозяйства от 06 мая 2014 года №69 незаконными и обязании зарегистрировать договор аренды  лесного участка от 06 мая 2014 года №69.
 

    В порядке ст. ст. 51, 200Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Росимущества по Республике Тыва, ГУП Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран» и  Прокуратура Республики Тыва.
 

    13 октября 2014 года от Прокуратуры РТ поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
 

    По общему правилу, предусмотренному в части 1 статьи 121Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о времени и местесудебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
 

    Определением суда от 22.07.2014г. заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 05.08.2014г.
 

    Указанное определение направлено по адресу сторон, и получено ими 28.07.2014 что подтверждается уведомлениями о вручении.
 

    Третьи лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, что подтверждается уведомлениями о вручении.
 

    Следовательно, стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства по делу. Кроме того, имеется публичное извещение о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Арбитражного суда Республики Тыва в сети Интернет по адресу: http://tyva.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http:www.arbitr.ru).
 

    Дело рассматривалось в открытом судебном заседании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

    В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме и пояснил, что согласно Лесохозяйственного регламента Туранского лесничества указанные в договоре аренды лесные участки относятся к эксплуатационным лесам, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" установлен запрет ведения сельского хозяйства на лесных участках занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом и т.д.  Доказательств того, что на лесном участке имеются лесные культуры, естественный молодняки ценных древесных пород, насаждения с развитым жизнеспособным подростом, плантации ответчиком не представлены.
 

    Представитель Управления Росреестра в судебном заседании с требованиями заявителя не согласилось, считает отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка законным и обоснованным.  В отзыве указало на следующие обстоятельства. В представленных на государственную регистрацию договорах аренды лесных участков согласно приложениям № 2 (Характеристика, лесного участка) и № 3 (Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке) договора аренды лесной участок относится к лесам с целевым назначением «эксплуатационные». В соответствии с актом передачи от 06.05.2014 и расчетом арендной платы указанные
лесные участки покрыты полностью лесной, растительностью, относящейся к группе
древесных пород «хвойные» и не могут использоваться для выпаса сельскохозяйственных животных, так как они не подпадают под разрешенные пунктом 13 Правил участки, разрешенные для выпаса сельскохозяйственных животных и полностью покрыты лесной растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные».
 

    Изучив материалы дела, арбитражный суд установил:
 

    Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Тыва за основным государственным регистрационным номером 1091719000955.
 

    Как следует из материалов дела и установлено судом, 06 мая 2014 года Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва в лице и.о. председателя Намзын Шенне Александровны, действующей на основании Приказа Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва от 05.05.2014г. № 58-ЛС, именуемая в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны и Государственное унитарное предприятие «Мараловодческое хозяйство «Туран» в лице директора Шарбии Виктора Ивановича действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Арендатор», с другой стороны, заключили Договор аренды лесного участка с кадастровым номером 17:04:000:00:305 с номером государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией 17-17-01/042/2009-463 №69.
 

    12 мая 2014 года Госкомлес Республики Тыва обратилось Управление Росреестра по Республике Тыва с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 06 мая 2014 № 69, заключенного между Госкомлесом Республики Тыва и ГУП Республики Тыва "Мараловодческое хозяйство "Туран".
 

    Сообщением  от 26.06.2014 Управление Росреестра по Республике Тыва на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало в государственной регистрации договора, аренды на лесной участок, расположенный по адресу: Республика Тыва, Туранский лесхоз (на территории Пий-Хемского и Кызылского кожуунов) с кадастровым номером 17:04:000:00:305 с номером государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией 17-17-01/042/2009-463.
 

    Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Госкомлеса в арбитражный суд с настоящим заявлением.     
 

    Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
 

    В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
 

    В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
 

    На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
 

    Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
 

    Обжалование отказа предусмотрено главой 24 АПК РФ. Ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом недействительным, а решения, действия (бездействия) незаконными только при наличии двух условий в совокупности: если он не соответствует закону или иному нормативному акту и если он нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности.
 

    Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
 

    В силу ст. 16 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
 

    На основании п. 1 ст. 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
 

    Пунктом 2 ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
 

    В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, не представления документов, необходимых в соответствии с Законом о регистрации (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
 

    В рассматриваемом случае оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации мотивирован тем, что указанные
лесные участки покрыты полностью лесной, растительностью, относящейся к группе
древесных пород «хвойные» и не могут использоваться для выпаса сельскохозяйственных животных, так как они не подпадают под разрешенные пунктом 13 Правил участки, разрешенные для выпаса сельскохозяйственных животных и полностью покрыты лесной растительностью, относящейся к группе древесных пород «хвойные».
 

    На основании ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
 

    В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
 

    Согласно п. 2 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
 

    Статьей 4.1 Вводного закона предусмотрено, что до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
 

    Статьей 4.4 Вводного закона установлено, что в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
 

    Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3, п. 5 ст. 4.1. Вводного закона).
 

    В соответствии с п. 4, п. 11. Порядка государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к данному Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в п. 2 Порядка.
 

    Согласно п. 12 Порядка по результатам государственного учета лицам, указанным в п. 5 Порядка, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к настоящему Порядку.
 

    Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
 

    Как следует из п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действиями, подтверждающими существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о таком недвижимом имуществе.
 

    Пунктом 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
 

    В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. В государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав, если такое ограничение (обременение) не распространяется на весь объект недвижимости.
 

    Исходя из п. 2, 3 ст. 26 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
 

    В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
 

    Частью 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
 

    1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации;
 

    2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
 

    3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации;
 

    4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
 

    Лесохозяйственный регламент ГКУ РТ "Туранское лесничество" в соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации содержит основы осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах ГКУ РТ "Туранское лесничество" (виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов).
 

    Лесной участок, площадью 5,0 га, расположенный: Пий-Хемский район, ГКУ РТ "Туранское лесничество", Туранское участковое лесничество, квартал 257 выдел 9, номер государственного учета в лесном реестре 282-2014-03 (далее - арендуемый лесной участок), переданный в аренду относится к эксплуатационным лесам согласно Таблицы 3 - Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов Лесохозяйственного регламента ГКУ РТ "Туранское лесничество", утвержденного приказом Госкомлеса РТ от 23.12.2011 г. № 517/1 (далее - Лесохозяйственный регламент), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 и статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. № 106 "Об утверждении Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (действовавшим в период разработки и утверждения Лесохозяйственного регламента).
 

    Таблицей 5 - Виды разрешенного использования пункта 1.2 главы 1 Лесохозяйственного регламента установлено, что ведение сельского хозяйства разрешено осуществлять в квартале арендуемого участка Туранского участкового лесничества.
 

    Пунктами 2.6, 2.6.1 и 2.6.2 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлены нормативы и параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства, а именно в разделе "Учет угодий для выпаса скота" пункта 2.6.1 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлено, что выпас скота разрешается во всех лесах государственного лесного фонда, за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, водоохранных зонах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах, особо защитных участках.
 

    Подпунктом "а" пункта 3 Таблицы 15 - Параметры разрешенного использования лесов для ведения сельского хозяйства пункта 2.6.2 Главы 2 Лесохозяйственного регламента установлено, что пастьба скота в лесу может осуществляться ежегодно на площади 471952 га на 2650 голов (Примечание: общая площадь ГКУ РТ "Туранское лесничество" составляет - 610148 га (п. 1.1.3 Лесохозяйственного регламента), т.е. на большей половины площади ГКУ РТ "Туранское лесничество".
 

    В соответствии с частью 3 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации.
 

    Частью 2 статьи 108 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации видов.
 

    Статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
 

    На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
 

    Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
 

    Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
 

    Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 509 "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства" утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее - Правила).
 

    Пунктом 2 Правил установлены запреты использования лесных земель для ведения сельского хозяйства, а именно:
 

    в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства (пункт 3 части 1 статьи 104 ЛК РФ);
 

    в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (пункты 1, 3 части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации);
 

    в лесопарковых зонах запрещается ведение сельского хозяйства (пункт 3 части 3 статьи 105 ЛК РФ);
 

    в зеленых зонах запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства, а также возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства (пункт 2 части 5 статьи 105 ЛК РФ);
 

    в городских лесах запрещается ведение сельского хозяйства (часть 5.1 статьи 105 ЛК РФ);
 

    на заповедных лесных участках запрещается ведение сельского хозяйства (часть 2 статьи 107 ЛКРФ);
 

    на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, запрещается ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства (часть 2.1 статьи 107 ЛК РФ).
 

    Согласно пункту 13 Правил для выпаса сельскохозяйственных животных используются нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.
 

    Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках:
 

    занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом;
 

    селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций;
 

    с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами;
 

    с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами. Владельцы сельскохозяйственных животных обеспечивают: огораживание скотопрогонов или пастбища во избежание потрав
 

    лесных культур, питомников, молодняков естественного происхождения и других ценных участков леса;
 

    выпас сельскохозяйственных животных пастухом (за исключением выпаса на огороженных участках или на привязи).
 

    Пастьба коз разрешается исключительно на предварительно огороженных владельцами сельскохозяйственных животных лесных участках или на привязи.
 

    Согласно характеристикам к договору аренды и Лесохозяйственному регламенту Туранского лесничества все вышеперечисленные насаждения и мероприятия отсутствуют, следовательно, лесной участок можно использовать по ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса с целью ведения сельского хозяйства.
 

    Таким образом, эксплуатационные леса допускается использовать для ведения сельского хозяйства (п. 6 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
 

    Кроме того, Лесохозяйственный регламент не содержит ограничений использования лесов для ведения сельского хозяйства в квартале 266 Туранского участкового лесничества в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации.
 

    С учетом вышеизложенного, суд считает, что на арендуемом лесном участке, относящимся к эксплуатационным лесам, допускается ведение сельского хозяйства.
 

    Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13), разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды части вещи, судам необходимо учитывать, что по смыслу п. 2 и 3 ст. 26 и п. 10 ст. 33 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Судам также необходимо учитывать, что глава V Земельного кодекса Российской Федерации содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В связи с изложенным заключение договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, предусматривающего, что арендатору будет предоставлена в пользование только часть земельного участка, без предварительного проведения кадастрового учета названной части участка не допускается.
 

    При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оспариваемое решение, принятое Управлением Росреестра по Республике Тыва, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Госкомлеса Республики Тыва в сфере предпринимательской деятельности.
 

    В порядке восстановления нарушенного права на Управление Росреестра по Республике Тыва возлагается обязанность по государственной регистрации данного договора аренды от 06 мая 2014 года №69.
 

    Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение заявления не рассматривался, так как на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Госкомлес РТ освобождено от уплаты государственной пошлины.
 

    В силу изложенного государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
 

    Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

 

    Заявление Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва удовлетворить.
 

    Признать действия  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва выразившиеся в отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 06 мая 2014 года №69, заключенного между Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва и Государственным унитарным предприятием Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран» незаконными.
 

    Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва зарегистрировать договор аренды  лесного участка от 06 мая 2014 года №69, заключенный между Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва и Государственным унитарным предприятием Республики Тыва «Мараловодческое хозяйство «Туран».
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия путѐм подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
 

 

    Судья                                                                                    А.В. Хертек