АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
 

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  
 

 

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

    
 

    г. Сыктывкар                                                                     
 

    07 ноября 2014 годаДело № А29-7957/2014
 

 

    Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2014 года, полный текст решения изготовлен 07 ноября 2014 года.
 

 

    Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Безносиковой М.В.,
 

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                   Корычевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело
 

    по иску Комитета лесов Республики Коми (ИНН: 1101462123, ОГРН: 1071101000233)
 

    к обществу с ограниченной ответственностью «Лесная Заготовительная Компания Ожындор» (ИНН: 1112007454, ОГРН: 1121109000924),
 

    о  взыскании задолженности,
 

    при участии:
 

    от истца: Ковалева А.В. – по доверенности от 13.01.2014,
 

    от ответчика: Лебедев Д.Ю. – по доверенности от 21.12.2013,
 

    установил:
 

 

    Комитет лесов Республики Коми (далее – Комитет, истец) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лесная заготовительная компания «Ожындор» (далее – Общество, ответчик) о взыскании 371 064 руб. 12 коп. долга по арендным платежам по сроку оплаты на 15.07.2014 и 6 769 руб. 27 коп. неустойки по договору аренды                    № 24 от 15.04.2008.
 

    В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях.
 

    Ответчик в своем отзыве исковые требования не признал, указал, что по указанному договору у Общества имеется переплата.
 

    При отсутствии возражений сторон, руководствуясь ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании суда первой инстанции.
 

    Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
 

    15.04.2008Комитет (Арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Велдория» (далее - ООО «Велдория», Арендатор) подписан договор аренды лесного участка № 24 (далее - договор) (л.д. 6-11).
 

    В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель передает в долгосрочное пользование сроком на 16 лет, арендатор принимает участки лесного фонда в Матяшском участковом лесничестве, кварталы 16,17,20,22-26, 36,37,48,49,55,56,57,64,69,71-73,75,76; 21,33-35,44,45,50 общей площадью 26579 га для заготовки древесины.
 

    Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
 

    10.02.2009 между Комитетом ООО «Велдория» заключено дополнительное соглашение к договору аренды (л.д. 12), которым внесены изменения в договор в части площади арендованного лесного участка, которая увеличена с 26579 га до 26620 га и внесены изменения в ежегодно заготавливаемый на арендуемом лесном участке объем древесины. Вышеуказанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 06.04.2009.
 

    07.09.2009 между Комитетом лесов РК и ООО «Велдория» заключено дополнительное соглашение к договору аренды (л.д. 13), согласно которому сторона арендатора заменена на общество с ограниченной ответственностью «Велдория-лес».
 

    В соответствии с соглашением от 15.12.2012, арендная плата вносится по 10 срокам уплаты в равных долях на 15 февраля, на 15 марта, на 15 апреля, на 15 мая, на 15 июня, на 15 июля, на 15 августа, на 15 сентября, на 15 октября и на 15 ноября в общей сумме 3 710 641 рубля 20 копеек, в том числе 1 060 183 рублей 20 копеек в бюджет субъекта и 2 650 458 рублей в федеральный бюджет (л.д.15-16).
 

    Кроме этого, соглашением от 15.12.2012 были внесены изменения в раздел 3 договора аренды. Пунктом 3.2 стороны предусмотрели, что арендная плата по лесному участку рассчитывается на основании ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с Приложением № 4.
 

    Пунктом 3.7 договора аренды стороны согласовали, что, начиная с 2013 года и далее, к арендной плате, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, устанавливается повышающий коэффициент в размере 1,2.
 

    Считая, что ответчиком не выполняются надлежащим образом обязательства по уплате арендных платежей, Комитет направил в адрес Общества претензионное письмо от 25.07.2014 № 654 (л.д. 24) с требованием об уплате долга и неустойки за просрочку внесения арендной платы. В претензии истец также указал, что в случае непогашения задолженности по договору истец обратится в арбитражный суд с требованием о расторжении договора.
 

    Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.07.2014 по делу № А29-200/2014, оставленным в силе постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014, Комитету отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с Общества задолженности по арендной плате по договору № 24 от 15.04.2008 по срокам уплаты на 15.02.2014 и 15.03.2014 и неустойки.
 

    Согласно ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
 

    Следовательно, решение суда по делу №А29-200/2014, которым установлены заключенность и действительность договора, размер и сроки оплаты арендной платы,имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного спора, а обстоятельства, им установленные, не подлежат доказыванию вновь.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы, ее размер определяются договором аренды (п. 1 ст 614 ГК РФ).
 

    Согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
 

    В силу п. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
 

    В соответствии с п. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи.
 

    Ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
 

    Согласно ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
 

    Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
 

    Согласно п.1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с п.п. 2 и 4 данной статьи. П. 2 ст. 73 указанного Кодекса предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    П. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
 

    Таким образом, арендная плата по данным договорам определяется на основании регулируемых цен.
 

    В соответствии с п. 4 Постановления Правительства  Российской Федерации № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление № 310), выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).
 

    При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 км. при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
 

    Поскольку решением суда по делу № А29-200/2014 установлено, что арендуемые ответчиком кварталы лесного фонда расположены на расстоянии свыше 100 км. от ближайшего погрузочного пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом (станция Мураши Кировской области), при определении размера арендной платы по договору аренды на 2009-2013 годы в силу прямого указания Постановления № 310 истцу при выборе разряда такс следовало учитывать расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием.
 

    В соответствии с разъяснениями, данными в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» № 13 от 25.01.2013 (далее - Постановление № 13), судам следует учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется. Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы, таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, п. 7 ст. 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
 

    В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (ст.ст. 168, 614 ГК РФ).
 

    Исходя из указанных разъяснений, размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом, установление размера арендной платы за пользование участком лесного фонда выше минимальных ставок арендной платы может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.
 

    Из Протокола о результатах лесного конкурса от 27.12.2003 № 19-02 следует, что цена не являлась предметом торгов, соответственно, плата по спорному договору аренды, является регулируемой.
 

    Таким образом, с учетом всех составляющих расчета арендной платы, суд приходит к выводу, что у ответчика имеется переплата по арендным платежам, возникшая в 2009-2012 годах.
 

    При указанных обстоятельствах оснований для взыскания задолженности по арендной плате не имеется.
 

    Не имеется оснований для удовлетворения иска о взыскании неустойки по причине отсутствия просрочки оплаты.
 

    В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на истца. Государственная пошлина взысканию с истца не подлежит по причине освобождения от ее уплаты.
 

    Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 180-181 АПК РФ, суд
 

 

РЕШИЛ:
 

 

    В удовлетворении исковых требований отказать.
 

    Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
 

 

Судья                                                                            М.В. Безносикова