АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
 

Именем Российской Федерации
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

 

    город Назрань                        30 октября 2014 года                     Дело № А18-631/2014
 

 

    Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2014 года.
 

    Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2014 года.
 

 

    Арбитражный суд Республики Ингушетия в составе судьи Цицкиева Б.У., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мужухоевой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия
 

    к Обществу с ограниченной ответственностью «Артис»
 

    о признании права собственности
 

    с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия
 

    при участии в судебном заседании представителей:
 

    от истца: Арсельгов И.А. (представитель по доверенности);
 

    от ответчика: Нальгиев Т.А. (представитель по доверенности);
 

    от Управления Росреестра по РИ: не явились, надлежащим образом извещены,
 

установил:
 

    Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском кОбществу с ограниченной ответственностью «Артис» (далее – ответчик, ООО «Артис») о признании право собственности, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Ингушетия (далее – третье лицо, Управление Росреестра по РИ).
 

    Требования мотивированы тем, что Министерство, как орган государственной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, находящегося в государственной собственности Республики Ингушетия, на протяжении длительного времени выступает арендодателем земельного участка с кадастровым номером 06:05:0000001:1718. Арендные платежи поступают в доход бюджета Республики Ингушетия.
 

    В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.
 

    Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что ООО «Артис» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 06:05:0000001:1718.
 

    Третье лицо, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание.
 

    Суд считает возможным рассмотрение дела по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
 

    Изучив материалы дела и представленные доказательства, оценив их, выслушав доводы представителей истца и ответчика, суд считает требования Министерства подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
 

    В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

    В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
 

    В силу статей 16, 18 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки,  право собственности субъектов Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
 

    Вместе с тем из материалов дела видно, что признание права собственности на земельный участок в судебном порядке необходимо истцу как основание для последующей его регистрации в регистрирующем органе.
 

    В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №137-ФЗ) распоряжение земельными участками, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
 

    Таким образом, отсутствие государственного акта, подтверждающего наличие права собственности у Министерства на земельный участок, не может свидетельствовать об отсутствии у него права на участок, поскольку согласно Указу Президента Республики Ингушетия от 01.05.2003 №90 «Об уполномоченном органе государственной власти Республики Ингушетия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» на Правительство Республики Ингушетия возложены функции по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.
 

    В соответствии со статьей  3.1 Закона №137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
 

    Из изложенного следует, чтов основу разграничения государственной собственности на землю и отнесения  земельных участков к той или иной собственности, имеют значение,  в чьей собственности находятся расположенные на данном земельном участке здания, строения, сооружения и каким органам власти или кем созданным предприятиям, организациям предоставлен данный земельный участок. При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, не является препятствием для распоряжения ими.
 

    Как следует из материалов дела, истец распоряжается оспариваемым земельным участком путем предоставления его в аренду. Прав на указанный земельный участок со стороны третьих лиц не заявлено.
 

    В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76Конституции Российской Федерации).
 

    Согласно статьи 4 Закона Республики Ингушетия от 11.12.2009 №59-РЗ «Об управлении государственной собственностью», правомочия собственника от имени Республики Ингушетия осуществляют органы государственной власти Республики Ингушетия.
 

    При названных обстоятельствах, суд считает, что представленные истцом доказательства служат подтверждением того, что указанный земельный участок находится в собственности Республики Ингушетия.
 

    Иск о признании права собственности подлежит удовлетворению, когда имеющееся у истца право не нарушено, но ставится под сомнение его наличие иными лицами. Решение в данном случае направлено на создание определенности в правоотношениях спорящих сторон, а не на восстановление нарушенных прав или законных интересов истца. Суд при вынесении решения учитывает, что каких-либо прав третьих лиц и обязательственных обременений на земельный участок  не выявлено.
 

    Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 12, 125, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

РЕШИЛ:
 

    1. Признать право собственности Республики Ингушетия на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 20000000 кв.м. с кадастровым номером 06:05:0000001:1718, находящийся по адресу: Республика Ингушетия, Назрановский муниципальный район, сельское поселение Плиево.
 

    2. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
 

    На решение, вступившее в законную силу, может быть  подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

 

 

Судья                                                                                                       Цицкиев Б.У.