Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
 

 

Именем Российской Федерации
 

 

РЕШЕНИЕ
 

    город Пермь      
 

    07 ноября 2014 года                                                         Дело № А50-17899/2014                 
 

 

    Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2014 года
 

    Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2014 года
 

 

    Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Трефиловой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окуловой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
 

    Земского собрания Суксунского муниципального района (ОГРН 1055907576152, ИНН 5951042018)
 

    к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края (ОГРН 1025902466040, ИНН 5951005993)
 

    о признании недействительными ненормативных правовых актов
 

 

    В судебном заседании приняли участие:
 

    от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом, ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя;
 

    от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом.
 

 

    Земское собрание Суксунского муниципального района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края от 29.07.2014 № 069 041 14 ВР 0000260 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края от 13.08.2014 № 06904140176341 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; обязании Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Земского собрания Суксунского муниципального района.
 

    В обоснование требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов закону и нарушение ими права и законных интересов заявителя. По мнению заявителя, суммы ежемесячной компенсационной выплаты, поименованной в статье 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае», не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Соответственно, вывод Управления о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму выплат депутатам, осуществляющим свою деятельность на непостоянной основе в сумме 328 200,00 руб., является необоснованным.
 

    Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, ссылается на правомерность привлечения заявителя к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, начисления недоимки по страховым взносам и соответствующих пени, о чем представило отзыв на заявление. Управление отмечает, что у депутатов, в том числе осуществляющих депутатскую деятельность на непостоянной основе, трудовые отношения возникают в результате избрания на должность. При этом заключение трудовых договоров в целях осуществления депутатской деятельности не требуется. Таким образом, законодательством депутатская деятельность отнесена к трудовой деятельности физического лица. В связи с этим служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. Соответственно, выплаты, начисляемые депутатам, в том числе осуществляющим депутатскую деятельность на непостоянной основе, в рамках трудовых отношений, подлежат обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
 

    Представители сторон, надлежащим образом извещенное судом о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились, заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие участников арбитражного процесса.
 

    Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
 

    Земское собрание Суксунского муниципального района является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, регистрационный номер страхователя 069-041-003137.
 

    Как следует из материалов дела, Управлением в отношении Земского собрания Суксунского муниципального района проведена выездная проверка полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013,результаты которой отражены в акте от 27.06.2014 № 069 041 14 АВ 0000430 (т.1 л.д.26-51).
 

    В ходе проверки выявлен факт невключения заявителем в облагаемую базу выплат депутатам Земского собрания Суксунского муниципального района, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, в общей сумме 328 200 руб., в том числе за 2011 год – 48 000 руб., 2012 год – 132 100 руб., 2013 год – 148 000 руб.
 

    По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Управлением принято решение от 29.07.2014 № 069 041 14 ВР 0000260 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Земское собрание Суксунского муниципального района привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа в размере 18 173,24 руб., за несвоевременную уплату страховых взносов начислены пени по состоянию на 31.12.2013 в размере 6995,52 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 90 866,20 руб. (т.1 л.д.13-23).
 

    На основании указанного решения Управлением плательщику страховых взносов выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.08.2014 № 06904140176341со сроком исполнения до 26.08.2014 (т.1 л.д.24-25).
 

    Не согласившись с принятыми Управлением ненормативными правовыми актами, Земское собрание Суксунского муниципального района обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
 

    Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 9, 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.      
 

    На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт, решение.
 

    Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный законот 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
 

    В силу ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
 

    На основании ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, календарный год.
 

    В силу чч. 4, 5 ст. 15Закона № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
 

    Уплата сумм страховых взносов в более поздний по сравнению с установленным законом срок влечет начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (ст. 25 Закона № 212-ФЗ).
 

    Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
 

    Согласно пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
 

    Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).
 

    В соответствии с п. 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» (далее - Закон Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК) депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, устанавливается компенсация за время осуществления полномочий.
 

    Решением Земского Собрания Суксунского муниципального района от 21.09.2007 № 300 утвержден Порядок выплаты компенсации, связанной с осуществлением депутатами Земского собрания Суксунского муниципального района депутатской деятельности (далее – Порядок).
 

    Указанный Порядок установлен в соответствии с Уставом Суксунского муниципального района, определяет порядок и размер выплаты компенсации депутатам, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
 

    Согласно пункту 1 Порядка компенсационные выплаты осуществляются: председателю Земского собрания Суксунского муниципального района; заместителю председателя Земского собрания в связи с исполнением полномочий председателя Земского собрания в случае отсутствия председателя Земского собрания или невозможности выполнения им своих обязанностей; депутатам в связи с участием в заседании Земского собрания; депутатам в связи с работой в постоянных комиссиях Земского собрания, временных комиссиях и рабочих группах, а также в комиссиях при администрации Суксунского муниципального района.
 

    В соответствии с пунктом 6 Порядка конкретный размер компенсационных выплат каждому депутату определяется на основании сведений об участии депутата в заседаниях Земского собрания, постоянных комиссий, временных комиссий, рабочих групп или комиссий при администрации Суксунского муниципального района.
 

    При этом в пункте 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК не установлено каких-либо ограничений относительно обязательности документального подтверждения выплат.
 

    Выплата денежных средств депутатам представительного органа муниципального образования на возмещение расходов, связанных с их депутатской деятельностью, в том числе на непостоянной основе должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
 

    Кроме того, указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
 

    Таким образом, данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения депутату фактически понесенных расходов на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - является материально-финансовыми условиями обеспечения гарантий деятельности депутата Земского Собрания Суксунского муниципального района.
 

    Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что суммы ежемесячной компенсационной выплаты, поименованной в пункте 8 Закона Пермского края от 10.05.2011 № 767-ПК, не являются объектом обложения страховыми взносами в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗи не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, что исключает правовые основания для начисления недоимки, соответствующих пени и привлечение плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ.
 

    Аналогичная позиция изложена в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2013.
 

    При таких обстоятельствах, решение Управления от 29.07.2014 №069 041 14 ВР 0000260 подлежит признанию судом недействительным.
 

    Соответственно, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 13.08.2014 № 06904140176341, выставленное на основании указанного решения, также следует признать недействительным.
 

    С учетом изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
 

    Поскольку в силу п. 1.1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и заинтересованное лицо освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
 

    Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 200-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
 

 

Р Е Ш И Л :
 

 

    Требования удовлетворить.
 

    Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края от 29.07.2014 № 069 041 14 ВР 0000260 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносахкак несоответствующее законодательству о страховых взносах.
 

    Признать недействительным требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края от 13.08.2014 № 06904140176341 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафовкак несоответствующее законодательству о страховых взносах.
 

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Суксунском районе Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
 

    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
 

 

 

Судья                                                                                  Е.М. Трефилова