АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020
 

http://novgorod.arbitr.ru
 

Именем Российской Федерации
 

РЕШЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-4702/2014

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 06 ноября 2014 года

 

    Арбитражный суд Новгородской области в составе:
 

    судьи  Куроповой Л.А.,
 

    при ведении протокола судебного заседания
 

    помощником судьи Колядиной Н.В.,
 

    рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
 

    ТСЖ "Новолучанская 5/7" (ИНН 5321165719, ОГРН 1135321007271)
 

    к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (ИНН 5321091224, ОГРН 1035300272171)
 

    третье лицо: МБУ Великого Новгорода "Городское хозяйство"
 

    о признании незаконным и отмене Предписания № 779-14 от 21.07.2014
 

    при участии
 

    от истца (заявителя): Мельников  А.В. представитель по доверенности   от 10.07.2014, Мельникова А.И.. председатель правления  -приказ от 01.01.2014
 

    от ответчика: не явился
 

    от третьего лица: МБУ «Городское хозяйство – Щепоткина Е.Н. главный специалист юротдела  по доверенности №4 от 09.08.2014
 

    установил:
 

    Товарищество собственников жилья "Новолучанская 5/7" (далее - ТСЖ "Новолучанская 5/7")  обратилось в Арбитражный суд Новгородской области заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене Предписания № 779-14 от 21.07.2014.
 

    В судебном заседании заявитель поддержал требования, ссылаясь на то, что указанные в  предписании  нарушения  пунктов 4.2.3.1 ,4.2.3.2 ,4.2.3.13 ,4.2.1.9 Правил №170 не соответствуют фактическому состоянию фасада дома, который  требует капитального ремонта, что подтверждено решением Новгородского районного суда  по делу №2-1231/11 от 26.05.2011. Обязанность  по проведению капитального ремонта дома, в том числе фасада возложена на МБУ «Городское хозяйство», субсидиарный должник  Администрация Великого Новгорода. Предписание является неисполнимым, в том числе и по срокам, установленным для его исполнения. Только получение колерного паспорта  занимает один месяц.
 

    Ответчик в судебном заседании  03.10.2014 года с требованиями заявителя не согласился, ссылаясь на то, что необходимость проведения капитального ремонта не устраняет обязанности по текущему ремонту дома, в том числе фасада (л.д.20-24 т.1). После отложения судебного разбирательства представители ответчика в судебное заседание не явились.
 

    Представитель третьего  лица  МБУ Великого Новгорода  пояснила, что по решению Новгородского районного суда  по делу №2-1231/11 по дому  5/7 по ул.Новолучанской выполнен капитальный ремонт кровли, электроснабжения, канализации, составлена смета на капитальный ремонт фасада дома, который запланирован на 2015 год.
 

    В соответствии с положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
 

    Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие  ответчика.
 

    Выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
 

    Как следует из материалов дела, 10 июля 2014 года жилищной инспекцией зарегистрировано обращение  первого заместителя Губернатора Новгородской области от 09.07.2014 года « О принятии мер» из которого следует, что рабочая группа  по выработке предложений и координации деятельности по подготовке городского округа Великий Новгород к проведению в 2015 году Второго форума регионов Беларуси и России  4 июля 2015 года провела осмотр зданий, сооружений и прилегающих территорий, расположенных на ул.Новолучанская в Великом Новгороде. В результате осмотра установлено неудовлетворительное  состояние фасадов домов, согласно приложению (л.д.37-39 т.1).
 

    10 июля 2014 года  начальником Управления жилищной  инспекции издан приказ №721 о проведении обследования  по информации Правительства Новгородской области  с целью проверки технического состояния жилых домов, расположенных по адресу: Великий Новгород, ул.Новолучанская, ул.Газон. По результатам  обследования составлен акт от 10.07.2014 №721-14, из которого следует, что на штукатурном слое фасада дома №5/7 по ул.Новолучанская  имеется истирание , шелушение окрасочного слоя, общее загрязнение поверхности, местами обрушение до оголения кирпичной кладки(л.д.35-36 т.1).
 

    На основании приказа №779 от 15.07.2014 года  в отношении  ТСЖ проведена внеплановая документарная проверка, о чем составлен акт  от 17.07.2014  №779-14-Д (л.д.28,33-34 т.1).
 

    По результатам  обследования и внеплановой  документарной проверки ТСЖ выдано предписание от 21.07.2014 года №779-14, которым ему вменяется обязанность  устранить выявленные нарушения пунктов 4.2.3.1. , 4.2.3.2., 4.2.3.13 и 4.2.1.9 Правил №170, а именно привести штукатурные и окрасочные слои фасадов в надлежащее состояние: произвести выборочный ремонт штукатурного слоя и окраску поврежденных участков в соответствии с колерным паспортом. Срок исполнения до15.08.2014 года (л.д.27).
 

    ТСЖ не согласилось с указанным предписанием и оспорило его в судебном порядке.
 

    В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации  управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
 

    В соответствии со статьей 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
 

    Следовательно, ТСЖ является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт жилого дома 5/7 по ул.Новолучанской в Великом Новгороде.
 

    Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее- Правила и нормы).
 

    В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
 

    В данном случае инспекцией в ходе проверки выявлено несоблюдение заявителем пунктов  4.2.1.9 ,4.2.3.1, 4.2.3.2 и 4.2.3.13  Правил N 170(л.д.27.
 

    Из пункта 4.2.1.9. Правил следует, что  для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов.
 

    Пунктом 4.2.3.1. Правил установлено, что  местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
 

    При этом разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
 

    Согласно пункту 4.2.3.2. Правил с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо:
 

    облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять;
 

    отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения;
 

    поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
 

    В соответствии с пунктом 4.2.3.13.Правил №170  окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест.
 

    Оспариваемым предписанием  ТСЖ обязывается в срок до 15.08.2014 года  привести штукатурные и окрасочные слои фасадов  дома 5/7 по ул.Новолучанская в Великом Новгороде в надлежащее состояние: произвести выборочный ремонт штукатурного слоя и окраску поврежденных участков в соответствии  с колерным паспортом(л.д.27).
 

    Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела,  решением Новгородского районного суда Новгородской области  от 26.05.2011 по делу №2-1231/11  МБУ Великого Новгорода «Городское хозяйство»(субсидиарный ответчик Администрация Великого Новгорода) обязано  в срок до 30.04.2012 года произвести капитальный ремонт  в доме 5/7  по ул.Новолучанская, в том числе  кровли и фасада (л.д.16-17 т.1).
 

    Пунктом 4.2.3.14. Правил №170 установлено, что  окраску фасадов необходимо производить после окончания ремонта стен, парапетов, дымовых труб, выступающих деталей и архитектурных лепных украшений, входных устройств (крылец, дверных козырьков), кровли, линейных окрытий карнизов (поясков), сандриков, подоконников и т.п. и водосточных труб. Слабо держащаяся старая краска должна быть удалена.
 

    Как следует из заключения эксперта №11-116 К -2 -1231/11 от 29.04.2011 по делу №2-1231/11  стены  дома №5/7 по лу.Новолучанская  имеют глубокие трещины, отпадение штукатурки местами, выбоины, выкрашивание отдельных  кирпичей на плоскости стен, увлажнение поверхности стен, высолы и сырые пятна, сквозные осадочные трещины в перемычках и под оконными проемами. Фасады дома имеют следы протечек, ржавые пятна, отслоение, вздутие и отпадение окрасочного слоя  со шпаклевкой, потемнение и загрязнение , глубокие трещины, царапины, выбоины, имеются участки  с полной утратой окрасочного слоя и основания, физический износ окраски  фасадов  составляет 71%, физический износ штукатурки фасадов составляет 40 %.
 

    По заключению эксперта  от 04.10.2013 по тому же дому следует, что до начала работ по усилению кирпичной кладки наружных стен необходимо проведение  инженерно-геологического исследования , по результатам которого может  потребоваться не только восстановление и ремонт строительных конструкций , но и укрепление оснований фундаментов, выполняемое при капитальном ремонте или реконструкции по соответствующему проекту(л.д.79).Актом обследования  от 15.08.2014, проведенным специалистом Управления  от 15.08.2014 года также подтверждено необходимость  усиления и восстановления несущей способности фундамента дома 5/7 по ул.Новолучанской, стен  1-го подъезда, капитального ремонта несущих конструкций дома(т.1 л.д.105).
 

    Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
 

    Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
 

    Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
 

    При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
 

    В рассматриваемом случае формулировка оспариваемого предписания не соответствует принципам конкретности и исполнимости предписаний контролирующего органа, нарушения, на устранение которых указывает Управление не соответствуют фактическим обстоятельствам.
 

    При том, что фасад дома полностью требует капитального ремонта, поскольку  физический износ  окраски фасадов составляет 71 %, а износ штукатурки 40%, обязанность  по производству которого возложена на конкретное лицо и что окраска фасада производится в последнюю очередь после проведения всех ремонтных работ согласно колерному паспорту, а  окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест, Управление предписывает произвести выборочный ремонт штукатурного слоя и окраску поврежденных поверхностей в соответствии  с колерным паспортом.
 

    Пунктом 3.1 Постановления Администрации Великого Новгорода от 08.06.2007 N 126 "Об улучшении фасадов зданий и сооружений, их элементов и благоустройстве прилегающих территорий в Великом Новгороде" запрещается фрагментарная покраска или облицовка локальных участков фасада без учета его общего вида, окраски и состояния.
 

    Кроме того, Управлением установлены нереальные сроки  для исполнения предписания – три недели. Только получение колерного паспорта составляет один месяц.
 

    Пунктом 2 Постановления Администрации Великого Новгорода от 08.06.2007 N 126 установлено, что   ремонт, обновление и изменение фасадов зданий и сооружений  необходимо осуществлять в строгом соответствии с паспортами наружной отделки фасадов, согласованными в установленном порядке с комитетом архитектуры и градостроительства Администрации Великого Новгорода.
 

    Согласно  пункту 2.7 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Регистрация паспорта наружной отделки фасадов» утв. Постановлением Администрации Великого Новгорода от 15.02.2012 N 563 срок предоставления муниципальной услуги-1 месяц.
 

    Ссылки Управления на то, что   необходимость проведения капитального ремонта не освобождает  ТСЖ от проведения текущего ремонта и на пункт 3.2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11, в данном случае суд считает несостоятельными.
 

    Пунктом 2.3.7 Правил №170 установлено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования). Окраска фасада  к предстоящему форуму  не относится к работам, обеспечивающим нормативные условия для проживания.
 

    С учетом установленных по делу обстоятельств, оспариваемое  предписание   подлежит признанию недействительным как несоответствующее нормативно правовым  актам, регулирующим   обеспечение сохранности и содержание жилищного фонда,  и нарушающее  права и законные интересы ТСЖ, незаконно возлагая обязанность  по  приведению штукатурных и окрасочных слоев фасадов дома №5/7 по ул. Новолучанской  в Великом Новгороде в надлежащее состояние.
 

    Руководствуясь статьями 167-170, 176,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Признать незаконным предписание Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области № 779-14 от 21.07.2014 об обязании  Товарищества собственников жилья "Новолучанская 5/7" в срок до 15.08.2014 года привести штукатурные и окрасочные слои фасадов дома №5/7 по ул.Новолучанской в Великом Новгороде в надлежащее состояние: произвести выборочный ремонт штукатурного слоя и окраску поврежденных участков в соответствии с колерным паспортом.
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
 

 

    Судья
 

Л.А. Куропова