Арбитражный суд Московской области
 

    107053, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18
 

http://asmo.arbitr.ru/
 

 

    Именем Российской Федерации
 

    РЕШЕНИЕ
 

 

    г.Москва
 

    06 ноября 2014года                                                                               Дело №А41-46047/14
 

 

    Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2014 года
 

    Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2014года
 

 

    Арбитражный суд в составе:   судьи  Е.В. Васильевой,
 

    при ведении протокола судебного заседания секретарем с/заседания  Е.А. Головиной,
 

    рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Чермет-Резерв»
 

    к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав и благополучия человека по Московской области в Раменском, Люберецком районах, городах Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Котельники, Лыткарино
 

    о признании предписания  №377/13 от 09.06.2014 недействительным в части  п.2, как незаконно возлагающий на ЗАО «Чермет-Резерв» обязанности,  не предусмотренные для него законами и другими нормативными правовыми актами
 

    при участии в судебном заседании представителей:
 

    от заявителя – Шмырев А.А., п-т, дов. от 25.08.2014 №42;
 

    от заинтересованного лица – Чарухина И.Р., п-т, дов. от 09.01.2014 №15/27-29,
 

 

    УСТАНОВИЛ:
 

 

    ЗАО «Чермет-Резерв» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав и благополучия человека по Московской области в Раменском, Люберецком районах, городах Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Котельники, Лыткарино (далее – заинтересованное лицо, Управление, ТО Роспотребнадзора по МО) о признании недействительным п.2 предписания  №377/13 от 09.06.2014, как незаконно возлагающего на ЗАО «Чермет-Резерв» обязанности,  непредусмотренные для него законами и другими нормативными правовыми актами.
 

    В судебном заседании заслушаны представители сторон, поддержавшие ранее заявленные позиции.
 

    Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
 

    09.06.2014 сотрудниками ТО Управления Роспотребнадзор по МОна основании распоряжения от 28.05.2014 №332-13 по обращению граждан от 27.05.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО «Чермет-Резерв», расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Волковская, д.65, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 4.2.1 и 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», выразившихся в нарушении действующих санитарно-эпидемиологических требований, а именно: на территории имеются следы сжигания отходов производства и потребления (наличие следов сжигания шлангов, газовых баллонов, деревянной тары), у предприятия отсутствует разработанный в установленном законом порядке проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не проводятся лабораторные исследования загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов предприятия.
 

    По результатам названной проверке заинтересованным лицом составлены акт проверки б/н и протокол об административном правонарушении от 09.06.2014.
 

    Перечисленные процессуальные документы составлены при участии уполномоченного представителя Общества, действующего на основании доверенности от 04.06.2014 №36.
 

    На основании акта проверки от 09.06.2014 и протоколов лабораторных испытаний, заинтересованным лицом в адрес ЗАО «Чермет-Резерв» выдано предписание от 09.06.2014 №377/13, которым Обществу предложено:
 

    «1. Проводить ежегодно по плану лабораторно-инструментальные замеры вредных факторов производственной среды по программе производственного контроля в жилой застройке в зоне влияния выбросов в атмосферу предприятия согласно п. 4.1.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», статей 11, 32 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Протоколы замеров за 2014 год представить в срок до 15.11.2014;
 

    2. Разработать проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с п.4.2.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест». Срок до 15.11.2014;
 

    3. Не допускать сжигание отходов производства и потребления на территории пром. площадки предприятия, согласно ст.20 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Срок постоянно».
 

    Считая, что п.2 указанного предписания незаконно возлагает на Общество обязанности, т.к. на проверяемом объекте не имеется стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, т.е. отсутствует обязанность по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получению на него санитарно-эпидемиологического заключения, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
 

    Возражая против удовлетворения заявленных требований, заинтересованное лицо в письменном отзыве пояснило, что ЗАО «Чермет-Резерв» на основании лицензии от 15.02.2012 №8 осуществляет деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, на территории предприятия имеются стационарные неорганизованные источники загрязнения окружающей среды, а именно: открытая площадка по хранению металлолома, на которой проводятся работы по газорезки металла, его прессование и отгрузка в вагоны (в атмосферный воздух выделяются пыль неорганическая с Sio2 от 20-705, взвешенные вещества, нефтепродукты, пропан-бутан, при сжигании оксид углерода, диоксид азота, сажа, при газорезке металлолома – оксид металла, оксид углерода, диоксид азота, при прессовании - нефтепродукты), при этом расчеты, что данный объект не является источником загрязнения атмосферного воздуха в ходе проведения указанной проверки заявителем на обозрение административного органа не представлены (л.д. 50-52).
 

    Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, письменных пояснениях и возражениях представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
 

    Согласно положениям главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) оспариваемое заявителем предписание административного органа, относится к решениям органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), поскольку является актом принятым единолично, содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации, т.е. обладает признаками ненормативного правового акта.
 

    Под ненормативным актом государственного органа понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.
 

    Следовательно, рассмотрение заявления об оспаривании указанного выше предписания производиться по правилам главы 24 АПК РФ (статей 197-201).
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    Исходя из положений указанной нормы и учитывая разъяснения Пленума ВАС РФ и ВС РФ, данные в Постановлении № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органа незаконными является одновременное несоответствие этих ненормативных правовых актов закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми ненормативными правовыми актами прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
 

    В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение имправ и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 

    В силу пункта 3 Положения "О федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - орган государственного надзора).
 

    Подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
 

    Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе, применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
 

    В силу приведенных норм, заинтересованное лицо, вынося указанное предписание, действовало в рамках своих полномочий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей.
 

    В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.031999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
 

    Согласно статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
 

    В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
 

    Согласно пунктам 1 и 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
 

    Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
 

    В силу требований п. 2.1 Санитарных правил и норм 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года N 74, в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
 

    Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к указанным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
 

    На основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона) устанавливаются размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств (п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
 

    Анализ вышеприведенных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 позволяет сделать вывод о распространении их требований при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, а также на действующие промышленные объекты и производства, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
 

    В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают ПДК и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.
 

    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО «Чермет-Резерв» на основании лицензии от 15.02.2012 №8 осуществляет деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов.
 

    На основании договора аренды от 01.01.2014 №Д/1-2014, ЗАО «Чермет-Резерв» переданы во временное пользование объекты недвижимости поименованные в п. 1 данного договора, расположенные по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Волковская, д.65.
 

    Пунктами 3.2.3 и 3.2.4 договора аренды от 01.01.2014 №Д/1-2014 предусмотрено, что Общество (Арендатор) обязан поддерживать Имущество и прилегающую территорию в исправном состоянии, соответствующем техническим, экологическим, санитарным и противопожарным требованиям и нормам, в том числе своевременно производить уборку территории, самостоятельно организовать хранение и вывоз отходов производства и потребления, а также иметь всю необходимую разрешительную документацию (экологическую, санитарную, пожарную и др.) в отношении вида деятельности Арендатора.
 

    С учетом изменений и дополнений №3 к СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 в связи с необходимостью дальнейшего упрощения, снятия административных барьеров и избыточных требований при установлении размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств, к которым относится, в том числе и ЗАО «Чермет-Резерв», санитарно-защитной зоной является ориентировочно – 100 метров.
 

    Из материалов дела усматривается, что на территории ЗАО «Чермет-Резерв» имеются стационарные источники загрязнения окружающей среды – отрытая площадка по сбору и переработки лома черных металлов, который поступает автомобильным транспортом по договорам с юридическими лицами.
 

    Следует отметить, что стационарные источники загрязнения окружающей среды подразделяются на организованные – имеющие высокий организованный выброс (труба или система отходящих труб с фильтрами очистки); и неорганизованные – открытые площадки по хранению материалов, используемых предприятием, деятельность предприятия на открытой площадке, открытые стоянки автотранспорта и т.д.
 

    При указанных обстоятельствах, арбитражный суд принимает довод заинтересованного лица, что на территории Общества имеются стационарные неорганизованные источники загрязнения окружающей среды, а именно: открытая площадка по хранению металлолома, на которой проводятся работы по газорезки металла, его прессование и отгрузка в вагоны (в атмосферный воздух выделяются пыль неорганическая с Sio2 от 20-705, взвешенные вещества, нефтепродукты, пропан-бутан, при сжигании оксид углерода, диоксид азота, сажа, при газорезке металлолома – оксид металла, оксид углерода, диоксид азота, при прессовании - нефтепродукты).
 

    Согласно пункту 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
 

    Производственный контроль в соответствии с пунктами 2.4, 2.7 СП 1.1.1058-01 включает: а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.
 

    Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.
 

    С учетом приведенных положений действующего законодательства, предписание в части пункта 2 предписывающего Обществу в срок до 15.11.2014  разработать проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии с п.4.2.1 СанПин 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», признается судом законным и обоснованным, т.к. доказательств того, что у Общества имеются расчеты, что данный объект не является источником загрязнения атмосферного общества, ни в ходе проверочных мероприятий, ни на обозрение суда заявителем не представлено.
 

    Доводы заявителя положенные в основу рассматриваемого заявления судом отклоняются, как основанные на неверном применении норм материального права.
 

    Проанализировав содержание  п.2 оспариваемого предписания, арбитражный суд пришел к выводу, что он соответствует требованиям законодательства, является нормативно-обоснованным, сформулированным и реально исполнимым, а также не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем оснований для признания  его недействительным не имеется. Доказательств обратного заявителем не представлено, судом не установлено.
 

    В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
 

    На основании изложенного, суд пришёл к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
 

    Руководствуясь  ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области, -
 

 

    РЕШИЛ:
 

 

    В удовлетворении заявления ЗАО «Чермет-Резерв» о признании недействительным п.2 предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по Московской области в Раменском, Люберецком районах, городах Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Котельники, Лыткарино №377/13 от 09.06.2014, отказать.
 

 

    В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
 

 

    Судья                                                                                                        Е. В. Васильева