АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru; е-mail: info@kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
07 ноября 2014 года
Дело № А35-5661/2013
Резолютивная часть решения объявлена 30.10.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 07.11.2014.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Суходольской Н.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального бюджетного общеобразовательнго учреждения «Моковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области
к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления от 13.05.2014 №К-04/31-523ПЗ.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя: Петрухина И.П. - доверенность от 29.10.2014;
от заинтересованного лица: Громашев С.В. - доверенность от 13.10.2014 № 16.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Моковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области (далее – МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 13.05.2014 №К-04/31-523ПЗ, вынесенного Верхне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» к административной ответственности, предусмотренной ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, указали на нарушение заинтересованным лицом действующего законодательства при проведении проверки, просил суд признать допущенное административное правонарушение малозначительным.
Представитель административного органа заявленные требования не признал, сослался на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд
у с т а н о в и л:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Моковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области расположена по адресу: 305520, Курская область, Курский район, д. 1-я Моква, ул. Школьная, д. 35, ОГРН 1024600617535, ИНН 4611005521.
В соответствии с распоряжением заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Елынина В.П. от 05.05.2014 №К-04/31-523 государственным инспектором Верхне-Донского управления Ростехнадзора Громашевым СВ. в период с 12.05.2014 по 13.05.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Верхне-Донским управлением Ростехнадзора на 2014 год, а также проверки за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
В ходе проверки уполномоченным лицом установлено, нарушениеМБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» норм Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 №261-ФЗ (далее - Закон № 261-ФЗ), а именно: отсутствует программа в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности, отсутствует паспорт обязательного энергетического обследования.
Данный факт зафиксирован в акте проверки от 13.05.2014 №К-04/31-523 А.
По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ, 13.05.2014 государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Курской области Верхне-Донского управления Ростехнадзора Громашевым С.В. в присутствии законного представителя МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» - директора Поляковой Е.А. составлен протокол № К-04/31-523П2 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения указанного протокола 13.05.2014 государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Курской области Верхне-Донского управления Ростехнадзора Громашевым С.В. вынесено постановление № К-04/31-523 ПЗ, которым МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании постановления административного органа незаконным и его отмене.
Требования заявителя арбитражный суд полагает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно статье 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 261-ФЗ под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 16 Закона № 261-ФЗ определены категории лиц, которые обязаны организовывать и проводить энергетическое обследование.
К данным лицам относятся:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона №261-ФЗ, МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» является субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ лица, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.
В нарушение требований энергетического законодательства в МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» отсутствует программа в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности, отсутствует паспорт обязательного энергетического обследования, вследствие чего Учреждение привлечено к административной ответственности по части 8 статьи 9.16 КоАП РФ.
Наличие в действиях МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 9.16 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Постановление от 13.05.2014 № К-04/31-523 вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о законности постановления Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о назначении административного наказания, арбитражный суд полагает возможным признать совершенное МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» деяние малозначительным в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п.п.17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно п.18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальных характер.
Изучив обстоятельства совершенного административного правонарушения, суд приходит к выводу о том, что правонарушение совершено МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» впервые, без умысла на нарушение требований энергетического законодательства, выявленное в ходе проверки нарушение устранено, в материалы дела представлен энергетический паспорт.
Суд полагает возможным учесть, что заявитель является муниципальным общеобразовательным учреждением, финансируется исключительно за счет средств местного бюджета на конкретные цели деятельности.
При этом, направленная Учреждением в 2012 году в адрес учредителя – Администрации Курского района Курской области заявка на выделение денежных средств, необходимых для исполнения требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, была исполнена учредителем лишь в 2014 году.
В связи с этим, суд не находит в действиях МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» пренебрежительного отношения к исполнению обязанностей, возложенных на него действующим законодательством.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного деяния, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае административное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным интересам, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан и государства.
В рассматриваемой ситуации цели превенции (предупреждения противоправного поведения), с учетом осознания лицом своего противоправного поведения и принятия Учреждением мер к недопущению совершения аналогичных правонарушений в дальнейшем, могут быть достигнуты в случае объявления устного замечания без применения санкций в виде штрафа в размере, являющемся для заявителя существенным.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, обстоятельства совершения правонарушения, принимая во внимание вышеизложенное, суд расценивает правонарушение в качестве малозначительного.
Применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств данного дела, из характера допущенных нарушений, суд считает, что в данном случае для достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере правоотношений, возможно не применять меру наказания.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать совершенное МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» правонарушение малозначительным.
В соответствии с части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, п.п.17, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о егоотмене.
При таких условиях требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 13.05.2014 № К-04/31-523 о назначении административного наказания подлежит признанию незаконным и отмене.
В связи с допущенным административным правонарушением суд объявляет МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области устное замечание.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 17, 29, 65, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 2.9, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление от 13.05.2014 №К-04/31-523ПЗ, вынесенное Верхне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении МБОУ «Моковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Н.Е. Суходольская