Именем Российской Федерации
 

РЕШЕНИЕ
 

    Резолютивная часть решения объявлена "29" октября 2014 года
 

    Полный текст решения изготовлен "07" ноября 2014 года
 

    г. НальчикДело №А20-2878/2014
 

    07 ноября 2014 года
 

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
 

    в составе судьи  М.Х. Пшихопова,                            
 

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Р. Шогеновым,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюМежрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу – Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик, ОГРН 1100725002674, ИНН 0725004443
 

    к индивидуальному предпринимателю Кунижеву Руслану Алиевичу, с.Нартан,                     ОГРН  307070831600055, ИНН  070802193739
 

    о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
 

    без участия представителей сторон.
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу – Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республикеобратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кунижева Руслана Алиевича к  административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено  в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 

    Рассмотрев материалы дела, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению  по следующим основаниям.
 

 

    Судом установлено, что Кунижев Руслан Алиевич осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров на основании свидетельства о государственной регистрации от 12.11.2007 и лицензии №АСС-07-031450 от 05.04.2011, выданной Управлением.
 

    На основании Распоряжения МТУ Ространснадзора по СКФО от 03.06.2014 №0659, Управлением проведена плановая выездная проверка деятельности предпринимателя Кунижева Р.А. в ходе которой  выявлены нарушения  обязательных требований нормативных правовых актов в сфере пассажирских перевозок, а именно:
 

    - в нарушение пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) не организовано проведение послерейсового медосмотра водителя Гудова Владимира Токановича, который осуществляет регулярные перевозки по маршруту №24, г. Нальчика.
 

    - в путевых листах, представленных предпринимателем отсутствуют обязательные реквизиты:
 

номер путевого листа, имя отчество, почтовый адрес индивидуального предпринимателя имя, отчество водителя, отсутствует печать или штамп индивидуального предпринимателя, владеющего соответствующим транспортным средством.

    Инспектором Управления 30.07.2014 в отношении предпринимателя составлен протокол №0284 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
 

    Тем самым, предприниматель не выполнил свои обязанности, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), подпунктами 2 «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280).
 

    В связи с выявленными нарушениями управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
 

    В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
 

    В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если названным Кодексом не установлено иное.
 

    Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
 

    Согласно статье 3 данного Закона лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
 

    Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
 

    Кроме того, согласно статье 18 Закона №196-ФЗ, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
 

    В соответствии с подпунктом "з" пункта 4 Положения N 280 к числу лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Закона N 196-ФЗ.
 

    В пункте 1 статьи 20 указанного Закона определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
 

    В соответствии с правилами, изложенными в пунктах 1 и 2 статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-Ф3 медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
 

    Согласно пункта 4 "Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15 Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
 

    Предприниматель как работодатель обязан обеспечивать соблюдение его работниками положений законодательства и при этом несет ответственность за нарушение лицензионных требований как специальный субъект, которому выдана соответствующая лицензия.
 

    Поскольку правонарушения в области безопасности дорожного движения посягают на охраняемые законом жизнь и здоровье пассажиров, то лица, оказывающие услуги по их перевозке, должны неукоснительно соблюдать установленные в этой сфере нормативные требования, а также принимать такие меры, которые бы способствовали отсутствию нарушений.
 

    Тем самым, индивидуальным предпринимателем Кунижевым Р.А. нарушены лицензионные тре­бования установленные п.п. 4-з и 4-и «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобиль­ным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Прави­тельства РФ от 02.04.2012 г. № 280.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:  соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
 

    Вместе с тем, обязательное лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом, который относится к источнику повышенной опасности, имеет своей целью обеспечение безопасности граждан, являющихся участниками дорожного движения и нарушение его условий, является  основанием для привлечения  предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
 

    Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии). Объективная сторона состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.
 

    Из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 6971/10 следует, что правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, может посягать на охраняемые законом интересы потребителей. В частности, в случае, если лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, допустило противоправное деяние в отношениях с потребителем, пользующимся его услугами.
 

    Диспозиция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ является бланкетной, отсылает к специальным нормативным актам, которыми определяются требования и условия осуществления каждого лицензируемого вида деятельности.
 

    Таким образом, правонарушение по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ может быть квалифицировано, как нарушающее права потребителей.
 

    В рассматриваемом случае Управление выявило в действиях ИП Кунижева Р.А. факт нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автобусами, что является нарушением законодательства о защите прав потребителей. Поскольку затрагиваются интересы возможного потребителя услуги по перевозке  пассажиров.
 

    При таких обстоятельствах суд находит, что в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.     
 

    Вместе с тем, статьей 4.2 названного Кодекса определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
 

    Кроме того, предприниматель присутствовал при проведении проверки и  составлении протокола об административном правонарушении и факт совершения вменяемого административного правонарушения не оспорил.
 

    Вместе с тем, в материалы настоящего дела Кунижев Р.А. не представил доказательств, опровергающих доводы административного органа.
 

    Таким образом, на основании правового анализа приведенных доказательств, в их совокупности с применением положений статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ, арбитражным судом установлено совершение предпринимателем правонарушения, которое содержит опасную угрозу для граждан и общества, поскольку связано с эксплуатацией транспортного средства – источника повышенной опасности, что свидетельствует о наличии в деяниях индивидуального предпринимателя Кунижева Р.А. состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Следовательно, при таких обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
 

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    1.      Удовлетворить заявление Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу – Территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Кабардино-Балкарской Республике.
 

    2.      Привлечь индивидуального предпринимателя Кунижева Руслана Алиевича (ОГРН 307070831600055, ИНН 070802193739), 23.09.1979 года рождения, проживающего по адресу: КБР, Чегемский район, с. Нартан, ул. Колхозная, 213,  к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. и назначить наказание в виде штрафа, в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
 

    Реквизиты для перечисления административного штрафа:  
 

    Получатель штрафа: ИНН 0725004443; КПП 072501001; Управление Федерального казначейства по КБР (МТУ Ространснадзора по СКФО); р/с №40101810100000010017 в ГРКЦ НБ Кабардино-Балкарской республики Банка России; БИК 048327001; КБК 106 1 16 90040 04 6000 140, ОКАТО 83401000000.
 

 

 

    3.      Решение может быть обжаловано  в течение десяти дней  с момента  его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.       
 

    

            Судья                                                                               М.Х. Пшихопов