АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

 

 

 

 

 

 

Именем Российской Федерации
 

 

Р Е Ш Е Н И Е
 

 

 

 

    г. Чебоксары
 

    Дело № А79-4351/2014
 

    07 ноября 2014 года
 

 

    Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2014 года.
 

 

    Арбитражный суд в составе судьи Бойко О.И.,
 

    при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Епифановой С.П.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
 

    общества с ограниченной ответственностью «Саламби», г. Чебоксары,
 

    к Кабинету Министров Чувашской Республики
 

    о признании незаконными действий, выразившихся в несогласовании с заявителем изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 «в целях жилищного строительства» при переводе данного участка в категорию земель населённых пунктов; по не направлению акта о переводе земель заявителю, признании недействительным постановления от 24.08.2010 № 265 в части определения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 «в целях жилищного строительства»,
 

    и к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии, г. Чебоксары,
 

    о признании незаконными действий по не уведомлению заявителя об осуществлении кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 в связи с изменением его категории,
 

    третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
 

    Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики,
 

    администрация Чебоксарского района Чувашской Республики,
 

    администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики,
 

    при участии:
 

    от заявителя – Жигуновой Е.И. по доверенности от 27.02.2014, Немцевой Е.А. по доверенности от 12.02.2014
 

    от Кабинета Министров Чувашской Республики – Егоровой Н.О. по доверенности от 27.06.2014 № 04/26-3664,
 

    от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии – Сафроновой О.С. по доверенности от 13.01.2014 № 1,
 

    от Министерства имущественных и земельных отношений Чувашии – Ивановой В.Н. по доверенности от 01.08.2014 № 249,
 

    от администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения – Кудряшова А.В. по доверенности от 22.01.2014 № 48,
 

    установил:
 

 

    общество с ограниченной ответственностью «Саламби» (далее – ООО «Саламби», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Кабинету Министров Чувашской Республики, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Кадастровая палата) о признании незаконными действий: по несогласованию перевода земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 при переводе в категорию земли населённых пунктов с видом разрешённого использования под жилищное строительство; по не направлению акта о переводе земель; по не уведомлению об осуществлении кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028, в связи с изменением его категории, и признании недействительным постановления от 24.08.2010 № 265.
 

    Заявитель указал, что постановлением от 24.08.2010 № 265 предусмотрен перевод вышеуказанного земельного участка в категорию земель населённых пунктов. По мнению заявителя, указанный перевод земель является незаконным, так как с обществом, как правообладателем, соответствующие согласования не проводились, уведомления не направлялись. Поэтому ООО «Саламби» было лишено возможности оспорить названное постановление в суде. Перевод земельного участка из одной категории в другую повлёк негативные последствия для общества в виде изменения правового режима использования земельного участка.
 

    Впоследствии ООО «Саламби» в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменило предмет заявления и просило: признать незаконными действия Кабинета Министров Чувашской Республики, выразившихся в несогласовании с заявителем изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 «в целях жилищного строительства» при переводе данного участка в категорию земель населённых пунктов; по не направлению акта о переводе земель заявителю, признать недействительным постановление от 24.08.2010 № 265 в части определения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 «в целях жилищного строительства»; признать незаконными действия Кадастровой палаты по не уведомлению заявителя об осуществлении кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 в связи с изменением его категории.
 

    В судебном заседании представители общества заявление поддержали. Пояснили, что первоначально обществом на земельном участке планировались жилищное строительство, однако впоследствии, узнав, что для этого необходимо проведение аукциона, ООО «Саламби» отказалось от жилищного строительства и планировало использовать земельный участок под иное комплексное развитие.
 

    Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в судебном заседании заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что заявителем пропущен срок на обжалование постановления от 24.08.2010, так как данный акт является ненормативным. Нормы действующего законодательства при принятии данного постановления нарушены не были, процедура принятия постановления не предусматривает согласование с землепользователями.
 

    Представитель Кадастровой палаты заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Также указал на пропуск обществом срока на обжалование действий государственного органа. Пояснил, что действия по осуществлению кадастрового учёта были совершены по заявлению ООО «Саламби», которое само просило внести изменения вида разрешенного использования на «жилищное строительство». Решение о внесении соответствующих изменений было передано обществу, никаких дополнительных согласований с заявителем не предусмотрено.
 

    Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее – Минимущество Чувашии) поддержал позицию ответчиков, в том числе в части пропуска установленного срока на обжалование постановления и действий.
 

    Представитель администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения пояснил, что при вхождении спорного земельного участка в границы населённого пункта предполагался вид разрешенного использования для жилищного строительства. Оставил вопрос о разрешении спора на усмотрение суда.
 

    Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, будучи уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направила. На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия представителя третьего лица.
 

    В отношении доводов о пропуске заявителем срока на подачу заявления суд отмечает следующее.
 

    Действительно, обществом пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок на подачу заявления в порядке главы 24 Кодекса.
 

    Вместе с тем, отказ в удовлетворении заявления только по мотиву пропуска срока на обжалование может повлечь дальнейшие судебные разбирательства по тем же спорным вопросам, которые рассматривались в настоящем деле, в рамках других дел, находящихся в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии, и производство по которым приостановлено до разрешения дела № А79-4351/2014. То есть отказ в удовлетворении заявления в связи с пропуском срока на обжалование не разрешает спорные вопросы по существу. В связи с этим судом принято решение о восстановлении пропущенного срока на обжалование и рассмотрении спора по существу.
 

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующее.
 

    19.12.2007 между Минимуществом Чувашии (арендодатель) и ООО «Саламби» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Чувашской Республики, № 189.
 

    По условиям договора арендодатель на основании распоряжения Минимущества Чувашии от 04.12.2007 № 1633-р предоставляет арендатору во временное владение и пользование земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, находящийся в собственности Чувашской Республики, общей площадью 49866 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:0028, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, село Хыркасы, ул. Волжская, д. 7, для осуществления уставной деятельности (пункт 1.1 договора).
 

    Договор заключен на срок с 09.11.2007 по 31.12.2016 (пункт 2.1 договора). Земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:0028 передан арендодателем арендатору по акту от 09.11.2007.
 

    22.05.2008 договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике.
 

    21.01.2010 ООО «Саламби» обратилось к главе администрации Вурман-Сюктерского сельского поселения с ходатайством о включении двух земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028, в границы населенного пункта посёлок Сюктерка.
 

    27.04.2010 ООО «Саламби» обратилось в Минимущество Чувашии с просьбой рассмотреть вопрос о переводе данного земельного участка с категории «особо охраняемые территории» в категорию земель населённых пунктов.
 

    22.07.2010 администрация Вурман-Сюктерского сельского поселения направила в Кабинет Министров Чувашской Республики ходатайство о включении в границы посёлка Сюктерка ряда земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028. Ходатайство мотивировано, в частности, тем, что на этих земельных участках планируется строительство жилых домов (коттеджей).
 

    Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 № 265 земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:0028 переведен из земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов, включен в границы посёлка Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства.
 

    06.09.2010 ООО «Саламби» обратилось в Кадастровую палату с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесён земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:0028, а также об изменении вида разрешённого использования данного земельного участка (т. 2, л.д. 32-33).
 

    При этом к заявлению ООО «Саламби» приложило постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 № 265 в качестве основания для внесения изменений в отношении земельного участка (т. 2, л.д. 32-36).
 

    09.09.2014 органом кадастрового учёта принято решение № Ф21/10-04155 о кадастровом учёте изменений земельного участка с номером 21:21:080201:0028 (т. 2, л.д. 37).
 

    Тот факт, что общество к заявлению приложило оспариваемое постановление Кабинета Министров Чувашской Республики, опровергает довод ООО «Саламби» о том, что оно не знало о существовании данного постановления.
 

    Таким образом, само общество просило произвести внести изменения вида разрешённого использования с прежнего «для осуществления уставной деятельности» на новый – «для жилищного строительства».
 

    Это обстоятельство подтверждается эскизным проектом Планировки территории коттеджного посёлка, разработанным в 2010 году ООО «Градпромпроект» по заказу ООО «Саламби».
 

    Согласно проекту на указанном земельном участке планировалось строительство 29 индивидуальных жилых домов.
 

    В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
 

    Судом установлено, что вид разрешённого использования земельного участка «для жилищного строительства» установлен на основании волеизъявления самого общества; по состоянию на 06.09.2010 у ООО «Саламби» имелась копия постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 № 265.
 

    Следовательно, требования общества о признании незаконными действий Кабинета Министров Чувашской Республики, выразившихся в несогласовании с заявителем изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 «в целях жилищного строительства» при переводе данного участка в категорию земель населённых пунктов; по не направлению акта о переводе земель заявителю, признании недействительным постановления от 24.08.2010 № 265 в части определения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 «в целях жилищного строительства» не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием доказательств нарушения прав и законных интересов ООО «Саламби» в сфере экономической деятельности. Кроме того, судом не установлено нарушений требований действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления законодательства о переводе земель из одной категории в другую.
 

    Ссылки общества на часть 7 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель), согласно которой акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение четырнадцати дней со дня принятия такого акта, несостоятельна, поскольку уже по состоянию на 06.09.2010 у общества имелась копия оспариваемого постановления. Кроме того, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.08.2010 № 265 опубликовано на портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (http://www.cap.ru) 15.09.2010.
 

    Общество оспаривает бездействие Кадастровой палаты, выразившееся в неуведомлении заявителя об осуществлении кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 в связи с изменением его категории.
 

    Согласно части 2 статьи 5 Закона о переводе земель о внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
 

    Решение об учёте изменений в отношении земельного участка принято 09.09.2010.
 

    Полномочным представителем ООО «Саламби» в заявлении, поданном 06.09.2010 в Кадастровую палату, был выбран способ получения кадастровой выписки – непосредственно в органе кадастрового учёта (т. 2, л.д. 33).
 

    В материалах дела отсутствует расписка в получении кадастровой выписки с указанием внесённых изменений в отношении категории и вида разрешённого использования земельного участка, однако это не свидетельствует о том, что общество не уведомлено о внесенных изменениях.
 

    Так, Первым арбитражным апелляционным судом при рассмотрении дела № А79-6169/2012 (постановление от 03.02.2014) установлено, что согласно кадастровому паспорту от 09.09.2010 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 был изменен и указан «в целях жилищного строительства».
 

    В соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером по заказу ООО «Саламби», земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:0028 был разделен на восемь земельных участков:
 

    1) земельный участок общей площадью 66 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:53, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
 

    2) земельный участок общей площадью 470 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:54, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
 

    3) земельный участок общей площадью 47 882 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:55, разрешенное использование для жилищного строительства;
 

    4) земельный участок общей площадью 128 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:56, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
 

    5) земельный участок общей площадью 425 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:57, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
 

    6) земельный участок общей площадью 51 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:58, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
 

    7) земельный участок общей площадью 499 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:59, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания;
 

    8) земельный участок общей площадью 345 кв. м, с кадастровым номером 21:21:080201:60, разрешенное использование для обслуживания и эксплуатации здания.
 

    При этом в межевом плане от 02.11.2011 указана и категория земельного участка № 21:21:080201:0028 (земли населённых пунктов) и вид разрешённого использования (в целях жилищного строительства).
 

    Во встречном исковом заявлении, поданном ООО «Саламби» 03.05.2012 в рамках дела № А79-6169/2012, общество само указывает на эти категорию и вид разрешённого использования земельного участка.
 

    Таким образом, общество задолго до обращения в суд с настоящим заявлением знало о внесённых изменениях. ООО «Саламби» не возражало против установления вида разрешенного использования земельного участка «в целях жилищного строительства», поскольку само намеревалось осуществлять строительство жилых домов.
 

    Следовательно, нарушения прав и законных интересов общества органом кадастрового учёта не допущено; доказательств обратного заявителем не представлено.
 

    Отсутствие двух условий, необходимых для признания решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
 

    Дело рассмотрено судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично, поскольку оспариваемое постановление не носит нормативного характера – оно рассчитано на однократное применение и касается конкретных земельных участков и их владельцев.
 

    Государственная пошлина в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.
 

    Руководствуясь статьями 49, 110, 167 – 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
 

 

Р Е Ш И Л:
 

 

    в удовлетворении заявления отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, в течение месяца с момента его принятия.
 

    Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа,             г. Нижний Новгород, при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
 

    Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.
 

    Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.
 

 

 

    Судья                                                                                 О.И. Бойко