Дело № 2-433 .
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Злынка «09» сентября 2014 года
Злынковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего - судьи Башлак И.В.,
при секретаре - Тищенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Т.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Романова Т.И. обратилась в суд с иском к УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, указывая на то, что она с 26 апреля 1986 года по настоящее время зарегистрирован и проживает в <адрес>, Злынковского района, территория которого в связи с радиоактивным загрязнением местности вследствие аварии на Чернобыльской АЭС до 31 января 1998 года относилась к зоне отселения, а с 01 февраля 1998 года статус указанного населенного пункта изменился на зону проживания с правом на отселение. С 26 апреля 1986 года по Дата года работала в колхозе «<адрес>», расположенном в <адрес>, то есть на территории зоны отселения. В период с Дата по Дата года обучалась в Брянском педагогическом институте.
После окончания учебы, с Дата года по Дата года работала в <адрес> детском саду, с Дата по Дата - воспитателем в <адрес> средней школе, с Дата по Дата - в ИП ФИО в <адрес>.
В июне 2014 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет при суммировании льгот, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Однако, ей было отказано в праве выхода на пенсию в 45 лет, со ссылкой на то, что статус населенного пункта с. Спиридонова Буда, Злынковского района изменен на зону проживания с правом на отселение, в связи с чем возраст выхода на пенсию может быть снижен на 5 лет, и право выхода на пенсию на льготных основаниях она приобретет только по достижении 50 лет.
Кроме того, <адрес> не включено в Перечень населенных пунктов, где было введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, в связи с чем у неё отсутствует необходимый стаж работы по Списку № 2.
Истица Романова Т.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом пояснила, что 26 апреля 1986 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>, Злынковского района. В период с Дата года по Дата года обучалась в институте гор. Брянска.
До 01 февраля 1998 года территория <адрес> относилась к зоне отселения, а с указанной даты к зоне проживания с правом на отселение. Ответчик, отказывая в назначении пенсии, признает за ней право на снижение пенсионного возраста как постоянно проживающей в зоне проживания с правом на отселение, то есть на 5 лет. По Списку № 2 её трудовая деятельность не учтена в специальный стаж. Вместе с тем, она работала и проживала в зоне отселения, до изменения с 1 февраля 1998 года статуса территории на зону проживания с правом на отселение.В этой связи просит учесть период её проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986 года по 1 февраля 1998 года в зоне отселения, что дает снижение пенсионного возраста на 7 лет, а также периоды работы в <адрес> с Дата года по <адрес> года в колхозе « <адрес>», с Дата года по Дата года в качестве заведующей <адрес> детским садом; а также период с Дата года по Дата года в ИП ФИО, что расположено в гор. <адрес>, то есть на территории зоны отселения.
Просит признать за ней право на снижение пенсионного возраста на 10 лет с учетом проживания и работы в зоне отселения.
Представитель УПФР в Злынковском муниципальном районе - Зевако Л.С., полагалась на усмотрение суда, при этом пояснила, что истица в настоящее время с 1 февраля 1998 года проживает и работала в зоне проживания с правом на отселение, так как статус <адрес>, Злынковского района с указанного периода изменился, при этом снижение пенсионного возраста истице возможно произвести как лицу, постоянно проживающему в зоне проживания с правом на отселение с учетом времени её проживания в этой зоне с 26 апреля 1986 года, что влечет снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Кроме того, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» Романова Т.И. не имеет права на снижение пенсионного возраста, так как отсутствует требуемый стаж работы по Списку № 2 в населенных пунктах, где введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. Село <адрес> Злынковского района не было включено в данный перечень. С учетом чего она имеет право выхода на пенсию в возрасте 50 лет.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства и, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст.39 часть 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», общеустановленный возраст, определяющий право на трудовую пенсию по старости для женщин составляет 55 лет при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Как установлено судом, Романова Т.И. с 26 апреля 1986г. по Дата и с Дата по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес>, Злынковского района Брянской области (л.д. 5,17).
На основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28.12.1991 года № 237-р года территория <адрес>, Злынковского района относилась к зоне отселения. На основании Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 года был утвержден новый перечень населенных пунктов, согласно которому указанный населенный пункт с 01 февраля 1998 года отнесен к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Для указанной категории граждан в силу ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно Примечанию к ст. 35 данного Закона, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная указанной нормой, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года.
В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В период с Дата по Дата года Романова Т.И. работала в колхозе «<адрес>», расположенном в <адрес> Злынковского района, с Дата по Дата обучалась в Брянском педагогическом институте, с Дата года по Дата года работала в <адрес> детском саду, с Дата по Дата - в ИП ФИО, расположенном в гор. <адрес> (л.д.6-9).
Решением Злынковского районного суда от 31 марта 2011 года за Романовой Т.И. признано право на получение мер социальной поддержки в полном размере как лицу, постоянно проживающему и работающему в зоне отселения с 26 апреля 1986 года (л.д.12-14).
Принимая во внимание, что Романова Т.И. с 26.04.1986 года постоянно проживала и работала в зоне отселения до изменения статуса территории <адрес> на зону проживания с правом на отселение с 01.02.1998 года, суд считает возможным применение в отношении неё ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС».
При вынесении решения по данному делу суд исходит из позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, согласно которой право на досрочное назначение пенсии гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
С учетом названных норм суд считает возможным применение в отношении Романовой Т.И. ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС», согласно которой истица имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на первоначальную величину в 3 года (за период проживания и работы в зоне отселения от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года) и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. Последующее изменение статуса зоны не может её лишить льгот, ранее приобретенных вследствие воздействия радиации из-за катастрофы на ЧАЭС, в соответствии с Законом РФ «О…ЧАЭС» и на основании ч.3 ст.55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только конституционно значимыми целями.
С учетом этого, суд учитывает, что Романова Т.И. проживала в зоне отселения с 26 апреля 1986 года по Дата года и с Дата года по 1 февраля 1998 года, что дает снижение пенсионного возраста на 6 лет 5 месяцев ( первоначальное снижение на 3 года за период с 26.04.1986 года и по полгода за каждый год проживания в зоне отселения).
Согласно Распоряжению СовМина РСФСР от 26.01.1990 года № 89-р <адрес> входило в Перечень населенных пунктов, в которых было частично ограничено потребление молока и других продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, что является основанием для включения периодов работы истицы в данном населенном пункте в специальный стаж, предусматривающий снижение пенсионного возраста согласно п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за работу по Списку № 2, то есть в местности, где в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1986 года № 1006-286 введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств в связи с аварией на ЧАЭС.
Снижение пенсионного возраста входит в объем возмещения вреда государством за последствия нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.40 Конституции РФ) и на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, причиненного радиационным воздействием.
При этом судом учтено то, что согласно Распоряжению Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991 года <адрес> было включено в список населенных пунктов, расположенных в зоне отселения, а также то, что жители села пользовались теми же льготами и компенсациями как пострадавшие от радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС жители населенных пунктов, включенных в Список населенных пунктов, где было введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств. Согласно ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, суд считает, что стаж работы истцы по Списку № 2 следует включить периоды, которые подтверждены соответствующими справками об особом характере работы, а именно : с Дата года по Дата года в качестве заведующей <адрес> детским садом; а также период с Дата года по Дата года в ИП ФИО, что в общей сложности составляет 10 лет 3 месяца 4 дня и дает право на снижение пенсионного возраста на 5 лет и на суммирование данной льготы со льготой на уменьшение возраста выхода на пенсию по Закону «О…ЧАЭС».
Таким образом, суммируя указанные льготы ( 6 лет 5 месяцев в соответствии со ст. 35 Закона РФ «О…ЧАЭС» + 5 лет в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ), суд приходит к выводу, что Романова Т.И. имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет и назначение пенсии по достижении 45-летнего возраста.
С учетом указанных обстоятельств, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, признающего право истицы на снижение пенсионного возраста за проживание в зоне проживания с правом на отселение без учета времени её проживания в зоне отселения с 26 апреля 1986 года до 1 февраля 1998 года, когда изменился статус населенного пункта.
Согласно ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено в суде, Романова Т.И. обратилась с письменным заявлением в УПФР в Злынковском муниципальном районе Брянской области о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со всеми необходимыми документами Дата года.
При таких обстоятельствах, досрочная трудовая пенсия по старости Романовой Т.И., Дата года рождения, на основании решения суда должна быть назначена ответчиком с Дата года, то есть со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 19, п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Романовой Т.И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Признать за Романовой Т.И. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет, обязав Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Злынковском муниципальном районе Брянской области назначить Романовой Татьяне Ивановне трудовую пенсию по старости по достижению 45 летнего возраста, то есть с Дата года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца со дня провозглашения.
Судья Башлак И.В.
. .
. .