Дело № 2-350/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    гор. Южа Ивановская область                 25 сентября 2014 года
 

    Южский районный суд Ивановской области в составе:
 

    председательствующего судьи Семибратова В.Н.
 

    с участием истца – и.о. Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры Чепуркова О.С.,
 

    представителя ответчика - представителя ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Ивановской области Таразановой Ю.В., действующей на основании доверенности от 23.09.2014,
 

    при секретаре Часовских Т.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Ивановской области о возложении обязанности по соблюдению требований законодательства о недрах,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в Южский районный суд с иском, просит суд обязать ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> выполнить условие пользования недрами указанного в лицензионном соглашении, являющегося приложением к лицензии № <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающего исправительное учреждение представить на государственную экспертизу отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенном по адресу: <адрес>, мотивировав это тем, что в нарушение условий лицензионного соглашения исправительное учреждение не обеспечило представление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчик нарушил требования статей 11, 12, 22, 23 Федерального закона от 21.02.1992 года «О недрах». Бездействием ответчика нарушаются не только требования экологической безопасности, но права и законные интересы неопределенного круга граждан, которые проживают, находятся или могут находится в будущем в зоне влияния действия ответчика, а также нарушением интересы Российской Федерации как собственника недр. По результатам проведенной прокуратурой проверки ДД.ММ.ГГГГ Ивановским межрайонным природоохранным прокурором Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в адрес начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Поскольку в установленный срок выявленные нарушения ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> не были устранены, прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить представление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенном по адресу: <адрес>, на государственную экспертизу.
 

    В судебном заседании исполняющий обязанности Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры Чепурков О.С. заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил, что по результатам проведенной природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере использования и охраны недр, а также лицензионных условий, установленных лицензией на недропользование, в деятельности ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> были выявлены нарушения. На основании действующей лицензии на право пользование недрами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> осуществляет разведку и добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения учреждения из артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>. В пункте 15.2 лицензионного соглашения, являющегося приложением к указанной лицензии, определено, что исправительное учреждение обязано обеспечить представление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу до ДД.ММ.ГГГГ Однако данное лицензионное условие ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> до настоящего времени не выполнило, работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод не проведены, отчетные материалы на государственную экспертизу не предоставлены. Вынесенное ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> представление с требованием устранить выявленные нарушения фактически осталось без удовлетворения, требования прокурора не выполнены, меры по устранению выявленных нарушений администрацией исправительного учреждения не приняты. В связи с чем, прокурор просит суд обязать ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить условие лицензии на право пользования недрами ИВА <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ - обеспечить представление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенном по адресу: <адрес> на государственную экспертизу.
 

    Представитель ответчика Таразанова Ю.В. заявленные исковые требования признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ <данные изъяты> УФСИН России была получена лицензия на недропользование, в соответствии с которой лечебное исправительное учреждение № осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения учреждения из артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>, срок действия лицензии заканчивается ДД.ММ.ГГГГ. В лицензионном соглашении указано, что ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> обязано обеспечить предоставление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени указанные требования лицензионного соглашения ФКУ <данные изъяты> не выполнены, в частности, не проведены работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод и не предоставлены отчетные материалы на государственную экспертизу. Причиной этого стало отсутствие необходимых для этого финансовых средств. На обращение в организацию, которая проводит работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу с коммерческим предложением о проведении оценки запасов подземных вод, был получен ответ, что расчет стоимости работ составляет около трехсот тысяч рублей, при этом работы проводятся в срок ориентировочно восемь месяцев. Поскольку у ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> нет денежных средств на эти цели, а распорядителем бюджетных средств является УФСИН России по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ администрация учреждения направила заявку в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по <адрес> на выделение денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, которые необходимы для проведение работ по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенных по адресу: <адрес>. Однако, до настоящего времени ответ на заявку не получен, денежные средства на данную статью расходов исправительного учреждения не поступали.
 

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
 

    В <данные изъяты> году Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> природоохранного законодательства в сфере использования и охраны недр в части соблюдения учреждением лицензионных условий. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника лечебного исправительного учреждения № прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства РФ (л.д.18-20).
 

    В ответе на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ начальник ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по <адрес> указал, что учреждением ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка в ООО «<данные изъяты>» для определения стоимости выполнения отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу. После этого будет направлена заявка в УФСИН России по <адрес> о выделении бюджетных средств на эти цели (л.д.21).
 

    Из лицензии на пользование недрами ИВА <данные изъяты>, выданной ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № УФСИН России по <адрес>» следует, что дата окончания её действия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
 

    Согласно п.3.2 приложения к лицензии на пользование недрами № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, недропользователь имеет право пользования недрами для разведки и добычи подземных вод до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.3.3. приложения к лицензии указано, что недропользователь, обязан оформить заявку для государственной регистрации работ по геологическому изучению недр в соответствии со ст.28 Закона РФ «О недрах» и, после регистрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ по опыту эксплуатации водозабора осуществить оценку запасов подземных вод с представлением на государственную геологическую экспертизу отчета, составленного в соответствии с требованиями Инструкции о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ и ТКЗ материалов по подсчету запасов подземных вод. При этом, в п.3.4. приложения к лицензии указано, что отчет по оценке запасов подземных вод с протоколом государственной геологической экспертизы представляется недропользователем в территориальный и федеральный фонды геологической информации в течение одного месяца после проведения экспертизы (л.д.8-15).
 

    В ходе судебного разбирательства факт не выполнения администрацией ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> условий лицензии нашел свое подтверждение. Представитель ответчика не оспаривает, что пункт 3.3. приложения к лицензии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, обязывающий недропользователя в срок до ДД.ММ.ГГГГ по опыту эксплуатации водозабора осуществить оценку запасов подземных вод с представлением на государственную геологическую экспертизу отчета, составленного в соответствии с требованиями Инструкции о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ и ТКЗ материалов по подсчету запасов подземных вод.
 

    Из ответа директора ООО «<данные изъяты> начальнику ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> следует, что стоимость работ по проведению оценки запасов подземных вод составит <данные изъяты> рублей (л.д.23).
 

    Согласно свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, федеральное бюджетное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (сокращенное наименование ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес>), внесено в единый государственный реестр юридических лиц (л.д.28).
 

    В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» предоставление недр в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющееся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течении установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
 

    На основании ст.22 Федерального закона от 21.02.1992 г. «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
 

    Исполнение указанной обязанности не ставится законом в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств у недропользователя на ее исполнение. Исполнение обязанности по проведению государственной экспертизы запасов подземных вод является одним из требований к рациональному использованию и охране недр, закрепленных статьей 23 Федерального закона от 21.02.1992 г. «О недрах».
 

    Рациональное использование недр как составляющая часть экологической безопасности, по мнению суда, затрагивает интересы неопределенного круга граждан, проживающих, находящихся или которые могут находиться в зоне влияния деятельности ответчика, а также интересы Российской Федерации как собственника недр, связанные с недопущением потери запасов полезных ископаемых государственного фонда недр, используемых в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях РФ.
 

    На основании изложенного, суд соглашается с доводами прокурора, считая их законными и обоснованными, в связи с чем, удовлетворяет заявленные им требования, при этом исходит из следующего.
 

    В соответствии со ст.45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
 

    Статья 12 ГК РФ устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
 

    В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Суд, оценив доводы представителя ответчика и имеющиеся в деле доказательства, в том числе и тот факт, что ответчик не имеет возможности (в связи с отсутствием необходимым финансовых средств) сразу же после вступления в законную силу выполнить решение суда, устанавливает ответчику срок исполнения судебного решения до ДД.ММ.ГГГГ года.
 

    В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
 

    На основании ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. При этом, ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> от оплаты судебных издержек по данной категории дел не освобождено, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 200 рублей.
 

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    Иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
 

    Обязать федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить условие пользования недрами лицензии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в части представления на государственную экспертизу отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на участке недр, расположенном по адресу: <адрес>.
 

    Взыскать с ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> в бюджет <данные изъяты> муниципального района Ивановской области государственную пошлину в сумме 200 (двухсот) рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месячного срока со дня принятия.
 

    Председательствующий     подпись В.Н. Семибратов