Копия 2(1)-791(792-794)/2014, 2(1)-800/2014, 2(1)-808/2014.

              РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Ясный                         06 августа 2014 года
 

    Ясненский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Сармасиной Ж.С.
 

    при секретаре Ильиной Ю.Н.,
 

    с участием помощника прокурора Ясненского района Оренбургской области Крыловой М.Р.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
 

    - по иску прокурора Ясненского района к администрации МО А. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет";
 

    - по иску прокурора Ясненского района к администрации МО Е. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет";
 

    - по иску прокурора Ясненского района к администрации МО В. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет";
 

    - по иску прокурора Ясненского района к администрации МО Н. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет";
 

    - по иску прокурора Ясненского района к администрации МО К. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет";
 

    - по иску прокурора Ясненского района к администрации МО М. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет";
 

установил:
 

    Прокурор Ясненского района обратился с указанными исками в защиту неопределенного круга лиц к администрациям МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и обязании к составлению актуального списка и опубликованию данного списка в СМИ и на своем официальном сайте в сети "Интернет".
 

        Исковые требования прокурор Ясненского района обосновал тем, что прокуратурой Ясненского района Оренбургской области при осуществлении
 

    надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части их деятельности по выявлению невостребованных долей в праве общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения установлено, что администрациями МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет меры по оформлению муниципальной собственности на вышеуказанные доли не принимаются.
 

    Бездействие администраций МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет по выявлению и оформлению невостребованных земельных долей, не только нарушает закон, но и подрывает экономическую основу муниципального образования поселения.
 

    Непринятие мер по выявлению невостребованных земельных долей нарушает права неопределенного круга лиц, желающих получить земельные участки для осуществления законной деятельности.
 

    Подобное бездействие может привести к нецелевому использованию данных земель.
 

    Администрации МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет лишены возможности использовать земельные участки в рамках предоставленных законом полномочий, указанные земельные участки используются не по назначению, без правоустанавливающих документов, без соответствующей платы за землепользование.
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации МО А. сельсовет, выразившееся в непринятии мер, по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязать администрацию МО А. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации МО Е. сельсовет, выразившееся в непринятии мер, по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязать администрацию МО Е. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации МО В. сельсовет, выразившееся в непринятии мер, по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязать администрацию МО В. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации МО Н. сельсовет, выразившееся в непринятии мер, по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязать администрацию МО Н. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации МО К. сельсовет, выразившееся в непринятии мер, по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязать администрацию МО К. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Просит признать незаконным бездействие администрации МО М. сельсовет, выразившееся в непринятии мер, по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, обязать администрацию МО М. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Указанные иски в порядке ст.151 ГПК РФ соединены в одно производство для своевременного и правильного рассмотрения и разрешения дел.
 

    Помощник прокурора Ясненского района Оренбургской области Крылова М.Р. в судебном заседании исковые требования к администрациям МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет поддержала, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет поддержала, ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования А. сельсовет в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования Е. сельсовет в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования В. сельсовет в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования Н. сельсовет в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования К. сельсовет в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
 

    Представитель ответчика - администрации муниципального образования М. сельсовет в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
 

    Также указали о признании иска, и о том, что положения ст. 173 ГПК РФ им известны.
 

    Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
 

    Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
 

    В соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона от 24.07.2003 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения наделен правом обращения в суд по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными.
 

    Согласно ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований прекращения права собственности на земельный участок устанавливает принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
 

    В соответствии со ст. 284 ГК РФ изъятие земельного участка у собственника может быть осуществлено в случае не использования его для соответствующих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
 

    Совокупность положений ст. 284 ГК РФ, ст. 44 ЗК РФ, ст. ст. 5,6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что в случае ненадлежащего использования (в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами) земельного участка, или не использование его в течение трех и более лет, то у собственника может быть осуществлено его изъятие в судебном порядке.
 

    Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельный участок, предусмотренные главами 3 и 4 ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
 

    Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в качестве основания возникновения права собственности на земельные доли называет акты органов местной администрации о перераспределении долей.
 

    В порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации 12 от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» и Указа Президента РФ от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» - производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось осуществить реорганизацию, и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями закона РСФСР «О к предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующим землю на праве бессрочного пользования принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с ЗК РСФСР.
 

    При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
 

    В соответствии со ст. 12.1 Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду, или не распорядился ею иным образом, в течение трех и более лет подряд.
 

    Кроме того, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой, не содержатся в принятых до дня поступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
 

    В соответствии с п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, возложена обязанность по составлению списка лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пунктах 1,2 статьи 12.1 Закона №101 -ФЗ.
 

    В силу п. 4 вышеуказанной статьи орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
 

    Согласно ч. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
 

    Судом установлено, что администрациями МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в части их деятельности по выявлению невостребованных долей в праве общей долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения не исполняется, меры по оформлению муниципальной собственности на вышеуказанные доли не принимаются.
 

    Суд считает, что бездействие администраций МО А. сельсовет, МО Е. сельсовет, МО В. сельсовет, МО Н. сельсовет, МО К. сельсовет, МО М. сельсовет по выявлению и оформлению невостребованных земельных долей, не только нарушает законодательство, но и подрывает экономическую основу муниципального образования поселения.
 

    Непринятие мер по выявлению невостребованных земельных долей нарушает права неопределенного круга лиц, желающих получить земельные участки для осуществления законной деятельности.
 

    Подобное бездействие может привести к нецелевому использованию данных земель.
 

        Круг лиц, имеющих доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления, является неопределенным.
 

    Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
 

    В соответствии с 4.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
 

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Ответчики доказательств, опровергающих доводы прокурора не представили. Согласно ст.68 ч.2 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости доказывания этих обстоятельств.
 

    В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
 

    В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
 

    Судом принято признание иска ответчиками, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц. При установленных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    В соответствии с п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 

    В силу п.п. 19 п.2 ст. 333. 36 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ч.4 ГПК РФ ответчики - администрации муниципальных образований также освобождены от уплаты государственной пошлины.
 

    Руководствуясь ст. ст.194- 198, ст. 199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области удовлетворить.
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО А. сельсовет, выразившееся в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
 

    Обязать администрацию МО А. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО Е. сельсовет, выразившееся в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
 

    Обязать администрацию МО Е. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО В. сельсовет, выразившееся в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
 

    Обязать администрацию МО В. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО Н. сельсовет, выразившееся в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
 

    Обязать администрацию МО Н. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО К. сельсовет, выразившееся в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
 

    Обязать администрацию МО К. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    Признать незаконным бездействие администрации МО М. сельсовет, выразившееся в непринятии мер по опубликованию списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
 

    Обязать администрацию МО М. сельсовет принять меры к оформлению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовать данный список в средствах массовой информации, и на своем официальном сайте в сети «Интернет».
 

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ясненский районный суд Оренбургской области.       
 

    Судья: подпись. Решение вступило в законную силу 09.09.2014 г.
 

    Подлинный документ подшит в гражданском деле №2(1)-791-794/2014, №2(1)-800/2014, №2(1)-808/2014 и находится в Ясненском районном суде Оренбургской области